урок русского языка в 6 классе по теме "Дефис в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лучникова Ольга Анатольевна

Урок разработан для участия в областном заочном конкурсе "Современный урок -2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_defis_v_narechiyakh.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата проведения:

20.03.2014 г.

Предмет: 

русский язык

Класс: 

6

Тип урока:[1] 

урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Вид урока:[2] 

урок-исследование

Тема урока

«Дефис в наречиях»

Цель урока:

создание условий для знакомства с правилом дефисного написания наречий и прочного, осознанного его усвоения

Задачи урока:

  • образовательные:

  • развивающие:

  • воспитательные:

  • повторить написание существительных, прилагательных с дефисом;
  • познакомить с условиями употребления дефиса в наречиях;
  • разработать пошаговый алгоритм применения правила дефисного написания наречий;
  • научить отличать наречие от омонимичных слов другой части речи;
  • закрепить правило наречия дефиса между частями слова;
  • развивать навыки сравнения, сопоставления, умения выделять существенное и второстепенное в материале, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения при создании алгоритмов, выдвигать гипотезы;
  • развивать навыки исследовательской деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, критичное отношение к себе, сознательное отношение к знаниям, стремление работать над пополнением знаний и саморазвитием.  

Место урока в системе уроков

1-ый урок двухчасовой темы «Дефис в наречиях»

Основные понятия и термины темы

Орфограмма-дефис, орфография, словообразовательный разбор, части речи (наречие, прилагательное, местоимение, глагол), омонимичные части речи, морфологические признаки слов, сочинительные и подчинительные словосочетания

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

Программа по русскому языку для 5-9 классов (авт. В.В.Бабайцева)

Ноутбук, проектор, экран, презентация, видеосюжеты, раздаточные материалы.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегающая, технология сотрудничества

Формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.

Методы и приемы: проблемный метод, учебная дискуссия, эвристическая беседа, анализ материала урока, схемы с пропусками, частично-поисковый метод; побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Организационный момент.

Цель – создать доброжелательную атмосферы, мотивацию на учёбу.

Проверяет готовность к уроку. Создает тёплую психологическую атмосферу, деловой настрой на приобретение знаний.

-Доброе утро, ребята. Я рада вас снова видеть и надеюсь, что вы, как всегда, готовы пополнять свои знания, работать над своим развитием, решая предложенные задачки и проблемы.

Запускает слайд №1 презентации 1:

Леность — всему злому мать: что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится

                  (Вл. Мономах)

-Как вы понимаете  слова великого князя Киевской Руси?

-Какой вывод можно сделать из сказанного?

-Итак, за работу! И пусть нам будет трудно: тяжело в ученье - легко на экзамене и... в жизни!

-Ваш интеллектуальный труд будет вознагражден оценкой и Орденом Умника! ( В случае, если за активную качественную работу вы наберете 5 жетонов)

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место. Настраиваются на работу.

Дают ответы на вопросы

Планируют учебное сотрудничество

Прогнозирование

2. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить качество самоподготовки к итоговой контрольной работы

Слово учителя:

-По традиции мы начинаем урок с обобщающего повторения.

-Какие правила вы повторяли дома?

-Зачем необходимо обобщающее повторение?

Раздает материалы

-Материал для проверки уровня вашей самоподготовки я разделила на группы по определенному признаку.

-По какому? Почему?

Дает задание:

-Раскройте скобки в словах. (1-я группа - в первом столбике, а 2-я - во втором).

Самопроверка. (Слайды № 2,3)

-Проверьте слова (по слайду №2), поставив +/-, и оцените уровень вашей

самоподготовки к экзамену:

«5» - 0 ошибок

«4» -1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Задает вопросы обобщающего характера  

-Почему в именах существительных получилось 2 подгруппы?

-Назовите условия, при которых пол- пишется через дефис.

-Почему существительное северо-запад пишется через дефис?

-От чего же зависит написание дефиса в данных существительных?

 -Какие варианты написания сложных прилагательных у вас получились?

-А в этих случаях каково условие выбора «дефис/слитно»?

-Когда в сложных прилагательных пишется дефис?

-Докажите, что прилагательные эти образованы от сочинительных словосочетаний?

-От какого словосочетания образовалось прилагательное восточноевропейский?

 (За правильные содержательные ответы дети получают жетоны)

Отвечают на вопросы

Выполняют задание,

тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, по группам.

Осуществляют проверку самооценку по критериям

Дают четкие ответы

Применение навыков самоконтроля

Строят высказывания

Участвуют в обсуждении спорных вопросов

Умение вести диалог

Умение добыть знания с помощью вопросов

Актуализируют опыт

Осуществляют рефлексию

Умение осуществлять

пошаговый самоконтроль знаний и умений

3.Актуализация знаний учащихся. 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»

(Слайд № 4)

-Слова какой части речи находятся в 3-ей группе? Докажите.

- Как доказать, что наречие по совести – не существительное с предлогом?       (Слайд № 4)

-Представьте, что вы участники интеллектуальной игры

«Что? Где? Когда?», и один из телезрителей прислал вам вопрос.

Организует просмотр видео  сюжета №1, где звучит проблемный вопрос:

«Почему наречие по совести пишется раздельно, а по-соседски -

через дефис?»  

-Кто попытается  ответить телезрителю? Есть у вас какие-то предположения (гипотезы)?

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

-Итак, нам известно, что  какие-то наречия пишутся раздельно, какие-то через дефис. А вот условия написания неизвестны. 

-А кто хочет узнать ответ и проверить, насколько верны ваши предположения?

-Приступим.

-Посмотрите на таблицу №2 на ваших листах и скажите, о каких

написаниях в наречиях пойдет речь на сегодняшнем уроке: о дефисных или раздельных?

Отвечают на вопросы, устанавливая причинно-следственные связи

Выдвигают гипотезы о правописании наречий.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему

Наблюдают и дают ответ.

Проявление   интереса к проблеме познания

4. Определение темы, постановка цели, учебных задач.

Цель: определение конкретных направлений деятельности учащихся,  создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи

Просит озвучить тему и

определить цель и задачи урока:

-Значит, тема урока?

-Какой результат вы ждете, изучая данную тему?       (Цель)

-Как пошагово мы будем идти к результату?          (Задачи)    

(Слайды №5-6)

Делают самостоятельные попытки сформулировать проблему урока, её тему.

Слушают вопросы учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование толерантности

Принимают и сохраняют учебную цель и задачи.

умение анализировать, сравнивать, ставить обучающую цель на урок.

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

 Цель:  определение пошаговых   этапов анализа наречий

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Слово учителя:

-Итак, работаем над решением 1-ой задачи урока: выявляем условия выбора дефиса в наречиях.

Дает задания группам:

Предлагает произвести словообразовательный разбор наречий в таблице (Задание№2 в распечатках)

по инструкции  (2-я колонка таблицы), данной во второй колонке, а в третьей колонке просит записать условия выбора дефисного написания с помощью схемы

-1-я группа - строка №1, №3 таблицы, 2-я группа - строка №2, №4

Осуществляет первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

- Теперь попробуйте ответить на вопрос телезрительницы.

Слайд №6

- А почему наречие посуху пишется не через дефис?

-Сформулируйте основные выводы исследования.

-Создайте пошаговый алгоритм применения открытого правила.

Проводят коллективное исследование, формулируют выводы, записывая их в 3-ю колонку таблицы. Результаты исследования I группы записывают в таблицу II группа.

Делают попытки, опираясь на открытые знания, дать ответы на проблемные вопросы.

Участвуют в обсуждении содержания материала, правильности выводов другой группы.

Учатся формулировать собственное мнение, толерантно относиться к мнению других

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Проявление уважительного отношение к одноклассникам, внимания к личности другого.

Осуществляют самоконтроль

Умение действовать  по инструкции, осуществлять запланированное

Осуществляют взаимоконтроль

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление

Цель: Применение общего способа действия для решения частных задач.

Организует практическую работу, коррекционную работу.

Выборочное письмо (Заданий №3)

-Выписать наречия, которые пишутся через дефис, в 4-ю колонку таблицы –опоры и обозначить условия выбора орфограммы.

-Какие наречия не выписаны и почему?

Применяют новый способ, отрабатывают операции, в которых допущены ошибки.

Самопроверка по слайду № 9.

Отвечают, доказывая, устанавливая причинно-следственные связи

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Осуществляют самоконтроль

7. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

 Цель:  определение пошаговых   этапов анализа наречий

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

-Внимательно смотрим видеосюжет №2

-Кто из ребят прав?

-Как узнать, какая часть речи перед нами? Как различить омофоны?

-Обратимся к слайду № 10.

-Какие закономерности обнаружены?

-Оформите в виде алгоритма способ определения части речи

(На доске алгоритм с пропущенными местами).

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Строят понятные для собеседника высказывания

Учатся формулировать  и доказывать собственное мнение и позицию

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

8. Первичное закрепление

Цель: применение способа действия (алгоритма) для решения частных задач: различение омонимичных частей речи

Организует практическую работу в парах.

Задание №4 «Положи в нужный конверт»

-Сидящий слева «складывает» в «конверт» наречия, сидящий справа – другие части речи.

Самопроверка по слайду №11-12

Организует коррекционную работу, если обнаружились проблемы

Применяют новый способ.

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Проявление уважительного отношение к одноклассникам, внимания к личности другого.

9. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Диагностическая работа (на выходе).

Организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность

-Решите тест (по вариантам, индивидуально) и оцените, к какому результату вы пришли.

(слайд № 13)

Проверка по слайду №14

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

10. Итог

Цель: включение нового в систему знаний, качественная оценка работы класса и отдельных учащихся

-Подошел к концу урок - время подвести итог.

-Какие умения необходимы, когда решается проблема

«наречие-«дефис» и наречие-«раздельно/слитно»»?

-А какие – для решения проблемы «наречие-«дефис» и другая (омонимичная) часть речи»?

-Какие темы русского языка пересеклись на нашем уроке?

-Вы хорошие знатоки, вы умники и умницы. И теперь можете смело идти в клуб знатоков и отвечать на вопросы, касающиеся дефисного написания в наречиях, а также на экзамене (РОЭ) в 7 классе решить задание А8.

Вот как оно сформулировано:

(Слайд № 16)

- Кто заработал сегодня ОРДЕН УМНИКА?  Посчитайте жетоны.

Оценки за урок.

Отвечают на вопросы обобщающего характера

Обобщение, поиск  закономерностей, выделение  в материале существенного,

сопоставление

        

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом

11. Рефлексия

Цель: интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Учим соотносить цель или планируемый результат с достигнутым!

-На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец означает какое-то состояние и определенный результат урока.

Обведите лишь один палец:

большой - чувствую, что урок важный и полезный, хочу получить более сложное задание

указательный - я получил конкретные инструкции, хочу потренироваться

средний - мне было трудно, хочу поработать над ошибками, безымянный - я знаю, какие наречия пишутся через дефис, и хочу выполнить творческое задание

мизинец - для меня было недостаточно упражнений на уроке, хочу закрепить свои знания.

(Слайд №  17)

Осуществляют рефлексию, оценивают свой уровень знаний и состояние, пытаются выразить отношение к уроку

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом

12. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

  • Всем: § 118
  • упр. 571  -  для тех, кто обвел мизинчик или средний палец;
  • Упр. 576 - для тех, кто обвел большой палец;
  • составить карточку по теме урока - для тех, кто обвел безымянный;
  • тест (потренироваться можно, например, на сайте Захарьиной) - для тех, кто обвел указательный палец

(Слайд №18)

Воспринимают задание, уточняют его.

Восприятие и принятие информации

Лучникова Ольга Анатольевна, Новосергиевский район


[1] урок формирования и первичного закрепления новых знаний; урок усвоения и умений, урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля, оценивания и коррекции знаний

[2] лекция, практическая работа, семинар, лабораторная работа, конференция, дискуссия, контрольная работа, зачет, «круглый стол», практикум, экскурсия, беседа и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Урок русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку  русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой....

Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....

Урок русского языка 6 класс по теме "Дефис в наречиях"

Тема "Дефис в наречиях"  Тип урока: комбинированный  Вид урока: изучение нового Цели: познакомить с условиями написания дефисного написания наречий, уметь находить наречия в тексте, формиров...

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...