урок русского языка в 6 классе по теме "Дефис в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок разработан для участия в областном заочном конкурсе "Современный урок -2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_defis_v_narechiyakh.rar | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата проведения: | 20.03.2014 г. |
Предмет: | русский язык |
Класс: | 6 |
Тип урока:[1] | урок формирования и первичного закрепления новых знаний |
Вид урока:[2] | урок-исследование |
Тема урока | «Дефис в наречиях» |
Цель урока: | создание условий для знакомства с правилом дефисного написания наречий и прочного, осознанного его усвоения |
Задачи урока:
|
|
Место урока в системе уроков | 1-ый урок двухчасовой темы «Дефис в наречиях» |
Основные понятия и термины темы | Орфограмма-дефис, орфография, словообразовательный разбор, части речи (наречие, прилагательное, местоимение, глагол), омонимичные части речи, морфологические признаки слов, сочинительные и подчинительные словосочетания |
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) | Программа по русскому языку для 5-9 классов (авт. В.В.Бабайцева) Ноутбук, проектор, экран, презентация, видеосюжеты, раздаточные материалы. |
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся | Технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегающая, технология сотрудничества Формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа. Методы и приемы: проблемный метод, учебная дискуссия, эвристическая беседа, анализ материала урока, схемы с пропусками, частично-поисковый метод; побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Организационный момент. Цель – создать доброжелательную атмосферы, мотивацию на учёбу. | ||||||
Проверяет готовность к уроку. Создает тёплую психологическую атмосферу, деловой настрой на приобретение знаний. -Доброе утро, ребята. Я рада вас снова видеть и надеюсь, что вы, как всегда, готовы пополнять свои знания, работать над своим развитием, решая предложенные задачки и проблемы. Запускает слайд №1 презентации 1: Леность — всему злому мать: что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится (Вл. Мономах) -Как вы понимаете слова великого князя Киевской Руси? -Какой вывод можно сделать из сказанного? -Итак, за работу! И пусть нам будет трудно: тяжело в ученье - легко на экзамене и... в жизни! -Ваш интеллектуальный труд будет вознагражден оценкой и Орденом Умника! ( В случае, если за активную качественную работу вы наберете 5 жетонов) | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Настраиваются на работу. Дают ответы на вопросы | Планируют учебное сотрудничество | Прогнозирование | |||
2. Проверка домашнего задания. Цель: проверить качество самоподготовки к итоговой контрольной работы | ||||||
Слово учителя: -По традиции мы начинаем урок с обобщающего повторения. -Какие правила вы повторяли дома? -Зачем необходимо обобщающее повторение? Раздает материалы -Материал для проверки уровня вашей самоподготовки я разделила на группы по определенному признаку. -По какому? Почему? Дает задание: -Раскройте скобки в словах. (1-я группа - в первом столбике, а 2-я - во втором). Самопроверка. (Слайды № 2,3) -Проверьте слова (по слайду №2), поставив +/-, и оцените уровень вашей самоподготовки к экзамену: «5» - 0 ошибок «4» -1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки Задает вопросы обобщающего характера -Почему в именах существительных получилось 2 подгруппы? -Назовите условия, при которых пол- пишется через дефис. -Почему существительное северо-запад пишется через дефис? -От чего же зависит написание дефиса в данных существительных? -Какие варианты написания сложных прилагательных у вас получились? -А в этих случаях каково условие выбора «дефис/слитно»? -Когда в сложных прилагательных пишется дефис? -Докажите, что прилагательные эти образованы от сочинительных словосочетаний? -От какого словосочетания образовалось прилагательное восточноевропейский? (За правильные содержательные ответы дети получают жетоны) | Отвечают на вопросы Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, по группам. Осуществляют проверку самооценку по критериям Дают четкие ответы | Применение навыков самоконтроля | Строят высказывания Участвуют в обсуждении спорных вопросов | Умение вести диалог Умение добыть знания с помощью вопросов | Актуализируют опыт Осуществляют рефлексию | Умение осуществлять пошаговый самоконтроль знаний и умений |
3.Актуализация знаний учащихся. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений» | ||||||
(Слайд № 4) -Слова какой части речи находятся в 3-ей группе? Докажите. - Как доказать, что наречие по совести – не существительное с предлогом? (Слайд № 4) -Представьте, что вы участники интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», и один из телезрителей прислал вам вопрос. Организует просмотр видео сюжета №1, где звучит проблемный вопрос: «Почему наречие по совести пишется раздельно, а по-соседски - через дефис?» -Кто попытается ответить телезрителю? Есть у вас какие-то предположения (гипотезы)? Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. -Итак, нам известно, что какие-то наречия пишутся раздельно, какие-то через дефис. А вот условия написания неизвестны. -А кто хочет узнать ответ и проверить, насколько верны ваши предположения? -Приступим. -Посмотрите на таблицу №2 на ваших листах и скажите, о каких написаниях в наречиях пойдет речь на сегодняшнем уроке: о дефисных или раздельных? | Отвечают на вопросы, устанавливая причинно-следственные связи Выдвигают гипотезы о правописании наречий. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему Наблюдают и дают ответ. | Проявление интереса к проблеме познания | ||||
4. Определение темы, постановка цели, учебных задач. Цель: определение конкретных направлений деятельности учащихся, создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи | ||||||
Просит озвучить тему и определить цель и задачи урока: -Значит, тема урока? -Какой результат вы ждете, изучая данную тему? (Цель) -Как пошагово мы будем идти к результату? (Задачи) (Слайды №5-6) | Делают самостоятельные попытки сформулировать проблему урока, её тему. | Слушают вопросы учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование толерантности | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. | умение анализировать, сравнивать, ставить обучающую цель на урок. | |
5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель: определение пошаговых этапов анализа наречий | ||||||
Организует учебное исследование для выделения понятия. Слово учителя: -Итак, работаем над решением 1-ой задачи урока: выявляем условия выбора дефиса в наречиях. Дает задания группам: Предлагает произвести словообразовательный разбор наречий в таблице (Задание№2 в распечатках) по инструкции (2-я колонка таблицы), данной во второй колонке, а в третьей колонке просит записать условия выбора дефисного написания с помощью схемы -1-я группа - строка №1, №3 таблицы, 2-я группа - строка №2, №4 Осуществляет первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. - Теперь попробуйте ответить на вопрос телезрительницы. Слайд №6 - А почему наречие посуху пишется не через дефис? -Сформулируйте основные выводы исследования. -Создайте пошаговый алгоритм применения открытого правила. | Проводят коллективное исследование, формулируют выводы, записывая их в 3-ю колонку таблицы. Результаты исследования I группы записывают в таблицу II группа. Делают попытки, опираясь на открытые знания, дать ответы на проблемные вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания материала, правильности выводов другой группы. Учатся формулировать собственное мнение, толерантно относиться к мнению других Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Проявление уважительного отношение к одноклассникам, внимания к личности другого. | Осуществляют самоконтроль | Умение действовать по инструкции, осуществлять запланированное Осуществляют взаимоконтроль | |
ФИЗМИНУТКА | ||||||
6. Первичное закрепление Цель: Применение общего способа действия для решения частных задач. | ||||||
Организует практическую работу, коррекционную работу. Выборочное письмо (Заданий №3) -Выписать наречия, которые пишутся через дефис, в 4-ю колонку таблицы –опоры и обозначить условия выбора орфограммы. -Какие наречия не выписаны и почему? | Применяют новый способ, отрабатывают операции, в которых допущены ошибки. Самопроверка по слайду № 9. Отвечают, доказывая, устанавливая причинно-следственные связи | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Осуществляют пошаговый контроль по результату | Осуществляют самоконтроль | ||
7. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель: определение пошаговых этапов анализа наречий | ||||||
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи -Внимательно смотрим видеосюжет №2 -Кто из ребят прав? -Как узнать, какая часть речи перед нами? Как различить омофоны? -Обратимся к слайду № 10. -Какие закономерности обнаружены? -Оформите в виде алгоритма способ определения части речи (На доске алгоритм с пропущенными местами). | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Строят понятные для собеседника высказывания Учатся формулировать и доказывать собственное мнение и позицию | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | |||
8. Первичное закрепление Цель: применение способа действия (алгоритма) для решения частных задач: различение омонимичных частей речи | ||||||
Организует практическую работу в парах. Задание №4 «Положи в нужный конверт» -Сидящий слева «складывает» в «конверт» наречия, сидящий справа – другие части речи. Самопроверка по слайду №11-12 Организует коррекционную работу, если обнаружились проблемы | Применяют новый способ. | Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Осуществляют пошаговый контроль по результату. | Проявление уважительного отношение к одноклассникам, внимания к личности другого. | |
9. Контроль на этапе окончания учебной темы. Цель: контроль. | ||||||
Диагностическая работа (на выходе). Организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность -Решите тест (по вариантам, индивидуально) и оцените, к какому результату вы пришли. (слайд № 13) Проверка по слайду №14 | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий. | Осуществляют пошаговый контроль по результату. | |||
10. Итог Цель: включение нового в систему знаний, качественная оценка работы класса и отдельных учащихся | ||||||
-Подошел к концу урок - время подвести итог. -Какие умения необходимы, когда решается проблема «наречие-«дефис» и наречие-«раздельно/слитно»»? -А какие – для решения проблемы «наречие-«дефис» и другая (омонимичная) часть речи»? -Какие темы русского языка пересеклись на нашем уроке? -Вы хорошие знатоки, вы умники и умницы. И теперь можете смело идти в клуб знатоков и отвечать на вопросы, касающиеся дефисного написания в наречиях, а также на экзамене (РОЭ) в 7 классе решить задание А8. Вот как оно сформулировано: (Слайд № 16) - Кто заработал сегодня ОРДЕН УМНИКА? Посчитайте жетоны. Оценки за урок. | Отвечают на вопросы обобщающего характера | Обобщение, поиск закономерностей, выделение в материале существенного, сопоставление |
| Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом | ||
11. Рефлексия Цель: интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | ||||||
Учим соотносить цель или планируемый результат с достигнутым! -На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец означает какое-то состояние и определенный результат урока. Обведите лишь один палец: большой - чувствую, что урок важный и полезный, хочу получить более сложное задание указательный - я получил конкретные инструкции, хочу потренироваться средний - мне было трудно, хочу поработать над ошибками, безымянный - я знаю, какие наречия пишутся через дефис, и хочу выполнить творческое задание мизинец - для меня было недостаточно упражнений на уроке, хочу закрепить свои знания. (Слайд № 17) | Осуществляют рефлексию, оценивают свой уровень знаний и состояние, пытаются выразить отношение к уроку | Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом | ||||
12. Информация о домашнем задании. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | ||||||
(Слайд №18) | Воспринимают задание, уточняют его. | Восприятие и принятие информации |
Лучникова Ольга Анатольевна, Новосергиевский район
[1] урок формирования и первичного закрепления новых знаний; урок усвоения и умений, урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля, оценивания и коррекции знаний
[2] лекция, практическая работа, семинар, лабораторная работа, конференция, дискуссия, контрольная работа, зачет, «круглый стол», практикум, экскурсия, беседа и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.
Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
Урок русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой....
Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс
Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....
Урок русского языка 6 класс по теме "Дефис в наречиях"
Тема "Дефис в наречиях" Тип урока: комбинированный Вид урока: изучение нового Цели: познакомить с условиями написания дефисного написания наречий, уметь находить наречия в тексте, формиров...
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...