Аннотация
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока по теме "Аннотация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.pptx | 698.79 КБ |
annotatsiya.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Развитие речи. Основные виды информационной переработки текста (аннотация).
Цель: познакомиться с понятием «аннотация» и различными её видами, показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части.
Аннотация - небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы. Что такое " аннотация«?
1. Аннотация – краткая характеристика содержания книги. 2. Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. 3. Аннотация помогает выбрать нужную интересную книгу.
1.Леокум Аркадий Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых . Художник А. Вернигора. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 334 с., ил. В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.
2. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII вв.) / Сост. В. Д. Сиповский . – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил . Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси. Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви. Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков. “Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.
Аннотация Библиографическое описание : – Автор. – Название. – издательство, – год издания. – – количество страниц., – наличие иллюстраций. Текст аннотации : – жанр произведения; – действующие лица; – время и место действия; – краткое содержание; – тема; – проблематика; – адресат.
Учебное пособие В. Я. Коровина В. П. Журавлев В. И. Коровин Литература 8 класс Обратимся к учебнику литературы
Виды аннотации Справочные Рекомендательные Общие Обзорные Специализированные
Инструкция
2. Затем указывается жанр произведения. В этом пункте приветствуется точность и подробность. К стандартному обозначению жанра можно присовокупить оценочную характеристику. Именно она станет для читателя отличительной чертой, которая поможет сделать выбор в пользу именно этой книги. Инструкция
Инструкция
4. Если книга, к которой пишется аннотация, не художественная, а научная, в начале аннотации указываются ученые звания автора. При анализе содержания делается акцент на отличии книги или статьи от изданий, посвященных той же теме или области исследования. Дополнительно может быть сказано о части аудитории, которой будет интересна данная книга. Инструкция
Образец аннотации:
Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / Художник С. Сюхин . – Детская литература, – 144с.: Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях. М.: ил. 1990.
Образцы клишированных аннотаций
Образцы клишированных аннотаций
1. Аннотация – это … а) краткий пересказ содержания; б) подробное изложение текста. 2. Какие сведения может содержать аннотация? а) сведения об авторе; б) иллюстрации к произведению; в) краткое содержание; г) перечень всех героев произведения; д ) тема книги.
Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию. Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу , чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу. Домашнее задание
Желаю творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 8 класс
Тема: Развитие речи. Основные виды информационной переработки текста (аннотация).
Цель: познакомиться с понятием «аннотация» и различными её видами, показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части.
Задачи:
- формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста,
давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
- развивать логическое мышление, речь обучающихся;
- воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации);
- карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;
- презентация.
Ход урока
- Организационный этап. Приветствие.
- Дорогие ребята, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем вам успехов!
II. Подготовительный этап.
- Запишем в тетрадь сегодняшнее число и классная работа.
Целеполагание.
- Ребята, я предлагаю вам записать под диктовку словарные слова.
Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина.
- Выпишите вторую букву каждого слова.
- Какое слово у Вас получилось? (Аннотация) (СЛАЙД 1)
- Определите тему урока.
- Запишите название темы в тетрадь. (СЛАЙД, см.тему урока)
- Наша задача - познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить, для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно. (СЛАЙД, см. цель)
III. Работа по теме урока.
- Мотивация необходимости знаний по данной теме.
- Представьте себе, что вы пришли в библиотеку, перед вами много интересных книг (СЛАЙД с изображением библиотеки). Каждая книга ищет своего читателя, а вы ищете книгу. Как выбрать нужную книгу? Что вам в этом поможет? (Автор книги, заглавие книги, иллюстрации, оглавление…)
- Правильно, вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.
- Предположите, что означает слово «аннотация».
(Аннотация – краткая характеристика содержания книги.) (СЛАЙД 2)
– Прочитайте текст. Какую информацию об аннотации вы узнали из этого текста. (Текст читает ученик)
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.
Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.
Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)
- Задайте вопросы, на которые вы можете найти ответы в этом тексте.
( Что такое аннотация? Где в книге расположена аннотация? Какова цель аннотации? Кто пользуется аннотацией?)
- Запишем вывод в тетрадь. (СЛАЙД)
1. Аннотация – краткая характеристика содержания книги.
2. Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.
3. Аннотация помогает выбрать нужную интересную книгу.
- Проверьте, есть ли аннотации в вашем учебнике по русскому языку.
2). Работа с текстом. Аналитическое чтение аннотации. (У учащихся раздаточные карточки.)
- Перед вами две аннотации. Сравним их. Что значит сравнить? (Найти общее и различное.)
1. Леокум Аркадий
Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 334 с., ил. (СЛАЙД )
В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.
2. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII вв.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил. (СЛАЙД)
Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси.
Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви.
Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков.
“Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.
– Что вы узнали о книгах из этих аннотаций?
– Что общего в них? (Есть библиографическое описание: автор, название, год издания, название издательства, количество страниц в книге.)
– Какие две части можно выделить? (библиографическое описание и сам текст аннотации)
– Каково назначение каждого из этих текстов? (1 – дает представление о содержании; 2 – рекомендует познакомиться с книгой)
– Как автор аннотации смог привлечь ваше внимание к книге? (Обращение “юный читатель”, реклама “незаменимое учебное пособие”.)
– Какие элементы можно выделить в тексте аннотации?
Аннотация (СЛАЙД) | |
Библиографическое описание: | Текст аннотации: |
- Обратите внимание на порядок элементов в библиографическом описании и знаки препинания. Обратимся к учебнику русского языка. (Прокомментировать знаки препинания.) (СЛАЙД)
3) Расширение понятия «аннотация». Знакомство с теоретическим материалом.
- Прочитаем текст «Виды аннотации». (СЛАЙД)
По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.
Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.
Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.
Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.
Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
- Сделаем вывод. (СЛАЙДЫ 8-11)
- Познакомимся с образцом написания аннотации. (СЛАЙД 14)
4) Самостоятельная работа.
– Проверим ваши знания по теме “Аннотация”. Ваша задача – восстановить поврежденный текст аннотации, расставив ее элементы в нужной последовательности, и дописать аннотацию, дав книге оценку, рекомендацию.
Текст (СЛАЙД)
а) Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / Художник С. Сюхин. – Детская литература, – 144с.:
Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях.
- М.:
- ил.
- 1990.
б) Составление аннотации к книге.
- В помощь вам несколько предложений, которые могут написать аннотацию: (СЛАЙДЫ 17,18)
1. Писатель….. рассказывает о ……..
2. Удивительные события происходят в книге………
3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.
4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………
- Но вы можете самостоятельно составить план своей аннотации.
IV. Итоги урока.
- С каким понятием мы сегодня познакомились?
1. Аннотация – это … (СЛАЙД)
а) краткий пересказ содержания;
б) подробное изложение текста.
2. Какие сведения может содержать аннотация?
а) сведения об авторе;
б) иллюстрации к произведению;
в) краткое содержание;
г) перечень всех героев произведения;
д) тема книги.
V. Рефлексия.
- Что Вам понравилось на уроке?
- Что оказалось трудным?
VI. Оценивание учащихся. Домашнее задание (СЛАЙД)
Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию. Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу.
Спасибо за урок! Всем хорошего дня!
1. Леокум Аркадий
Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 334 с., ил.
В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.
2. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII вв.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил.
Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси.
Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви.
Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков.
“Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.
По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.
Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.
Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.
Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.
Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
а)Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / Художник С. Сюхин. – Детская литература, – 144с.:
Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях.
- М.:
- ил.
- 1990.
б) Составление аннотации к книге.
1. Писатель….. рассказывает о ……..
2. Удивительные события происходят в книге………
3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.
4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай……
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.
Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.
Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.
Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.
Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.
Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.
Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.
Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.
Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полная аннотация проекта и образец презентации на тему "Протестантская "трудовая этика"
Данный учебный материал представляет собой полную аннотацию работы с учащимися по теме "Реформация в Европе" и презентацию возможного проекта, как итог учебно-исследовательской деятельности по данному...
Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»
В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...
Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.
Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...
Аннотация
В работе представлен опыт применения ИКТ на уроках изобразительного искусства и технологии, раскрываются возможности повышения качества обучения путём проведения интегрированных уроков гуманит...
аннотация
Аннотации учебных программ дисциплин блока ЕН по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах...
Аннотация работы "От сферы к плоскости"
В данной статье представлена аннотация работы "От сферы к плоскости" учащейся 7 класса. На НПК эта работа заняла 2 место....
Аннотация на научную работу Ефремова Е.
Аннотация на работу Ефремова Е....