Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 «А» классе.
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи».
Задачи
Образовательные:
Общие:
- повторение правописания Н-НН в разных частях речи, разборов слов по составу, морфологического и синтаксического разборов;
- обобщение знаний учащихся 7 класса о признаках самостоятельных и служебных частей речи и их отличия друг от друга;
Воспитательные:
- формирование бережного отношения к языку и его законам;
- развитие интереса к языку через знакомство с творчеством мастеров художественного слова;
- формирование культуры общения, навыков взаимопомощи;
Развивающие:
- развитие языкового мышления;
- развитие интеллектуальной и практической сфер деятельности;
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие познавательных процессов: логики, мышления, памяти, внимания;
Тип занятия: комбинированное.
Подготовка к занятию:
-консультация учащихся 7 класса о работе по индивидуальным карточкам контроля, целеполаганию, изготовление презентации учащимися, изучение на уроках литературы стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»
Литература
Учебник русского языка для 7 класса.
Стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык».
Технологическая карта урока.
Этап | Время (минут) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация учебной деятельности учащихся. | 2 | Настрой на урок. Сбор тетрадей с домашним заданием. | Сдача тетрадей с домашним заданием. |
2.Повторение. | 5 | Даёт задание выполнить «Цифровой диктант» | Записывают в тетради только суффиксы, затем складывают и записывают примером номера с НН. |
3.Целеполагание | 2 | Организует целеполагание учебной деятельности учащимися, помогая определить задачи | Рассуждают, записывают число и тему занятия. |
4.Актуализация | 5 | Даёт задание выполнить упражнение «Редакторы». | «Редактируют» текст стихотворения в прозе. |
5.Закрепление изученного материала | 9 | Даёт индивидуальные задания, разъясняет требования к выполнению заданий, стимулирует совместную работу. | По аналогии на контрольной карточке составляют таблицу «Служебные части речи». |
6. Словарная работа | 2 | Организует словарную работу. | Поясняют лексическое значение слов «омоформы» |
7.Физкультминутка | 5 | Организует игру | Распределяют карточки по значению |
8.Тестирование | 5 | Даёт индивидуальные задания, разъясняет требования к выполнению заданий, стимулирует совместную работу. | Взаимооценивание, проверка знаний материала. |
6.Подведение итогов занятия, рефлексия, д/з. |
| Организует самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексию. | Само оценивание. |
Ход урока.
1.Организационный момент.
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
2. «Цифровой диктант»
Найти слова, в которых пишется НН. Сложите номера слов. Ответ запишите в виде примера.
1.торжестве(н;нн)ый 6.замороже(н;нн)ый
2.кваше(н;нн)ая 7.ещё не краше(н;нн)ый
3.ю(н;нн)ый 8.кирпич(н;нн)ый
4.поджаре(н;нн)ый 9.кипячё(н;нн)ый
5.маринова(н;нн)ый 10.нечая(н;нн)ый
Ключ:1+4+5+6+7+10=33.
3.Целеполагание.
Посмотрите на текст. Как вы думаете, что в нём не хватает?
Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.
- Каким одним словом называются эти части речи?
- Служебные.
- Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?
Класс записывает тему урока в тетради.
4. Упражнение «Редакторы»
Прочитайте текст, на месте пропусков вставьте нужные предлоги, частицы или союзы, из написанных через чёрточку слов зачеркните ненужное.
«… дни сомнений, … дни тяжёлых/тягостных раздумий … судьбах моей /нашей родины ты один мне поддержка … опора, о великий/большой, сильный/могучий, правдивый/честный … свободный русский/английский язык! … будь тебя/меня –как … впасть … отчаяние … виде всего, … творится/совершается дома? … нельзя/можно верить, … такой язык … был дан великому народу!»
И. С. Тургенев
5.Закрепление изученного материала.
А теперь давайте подумаем, за что их так назвали – служебные части речи.
Ответ детей: Они служат самостоятельным частям речи.
6.Создание проблемной ситуации.
Игра «Федот, да не тот».
- Теперь давайте задумаемся над вопросом, насколько важно изучать их так же досконально, как и самостоятельные части речи. Я попрошу выйти к доске двух человек, чтобы записать несколько предложений под мою диктовку. Заодно проверим ваше языковое чутье.
Двое учеников выходят к белым доскам для записи маркером так, чтобы их записи не видел класс, а они – записи друг друга.
Предложения для проверки появляется после записи учеников.
- На празднике дети пели, танцевали, а также читали стихи.
- На скрипке он играл так же хорошо, как и на рояле.
- Петя пришел посоветоваться насчет домашнего задания.
- На счет клиента в банк поступили денежные средства.
- Находим слова, которые одинаково звучат. Сравним их написание у обоих учеников.
(Учащиеся видят расхождения в написании).
7.Формулирование проблемного вопроса:
- В чём причина: почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному?
-Какие у вас возникли догадки, гипотезы, предположения?
Для проверки принимается гипотеза: это разные части речи.
- Проверим эту гипотезу. Докажем, что это разные части речи (омоформы).
8.Словарная работа.
Омоформы (или грамматические омонимы) – совпадающие грамматические формы одного слова или различных слов: довольны тёплым летом(существительное) и приехать летом(наречие).
- Каков вывод? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибок в написании омоформ?
- Надо научиться отличать служебные части речи от самостоятельных.
- Тогда давайте вспомним, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных.
Самостоятельная часть речи
- отвечает на вопросы……………
- обозначает…………….
- выполняет синтаксическую роль………….
9.Заполните таблицу:
Самостоятельные и служебные части речи и их признаки
Самостоятельные | Служебные |
1.Имеют лексическое и грамматическое значение | 1.Не имеют лексического и грамматического значения |
2.Изменяются (кроме наречий и деепричастий) | 2.Не изменяются |
3.Являются членами предложения | 3.Не являются членами предложения |
4.Употребляются самостоятельно | 4.Не употребляются самостоятельно |
10.Физкультминутка «Найди друга».
-Ну что же, ребята, вы неплохо поработали, можно и отдохнуть. Но отдых тоже должен быть полезен.
Перед вами на партах лежат карточки со словами. А на доске закреплены «друзья» этих слов, т.е. их значение. Вам необходимо подумать и быстро помочь «друзьям» найти друг друга, т.е. взять карточку, подойти и встать рядом со значением. По хлопку переворачиваем карточки и начинаем операцию «Найди друга».
Слова, закреплённые на кафедре: сочинительный союз, подчинительный союз, формообразующая частица, отрицательная частица, модальная частица, производный предлог, непроизводный предлог.
Слова на карточках: бы, пусть, не, чтобы, неужели, зато, -то, за, в, в течение, же, давай, ни…ни, ли, тоже, и, под, вследствие, но, потому что, на, даже, не только, всё-таки, или.
Ключ: сочинительный союз - зато, ни…ни, и, но, или
подчинительный союз –чтобы, тоже, потому что
формообразующая частица –бы, давай, пусть
отрицательная частица -не
модальная частица- неужели, ли, даже, не только, всё – таки, же, -то
производный предлог-в течение, вследствие
непроизводный предлог-за, в, под, на.
11.Игра «Третий лишний».
1. (В) течени…года, (в)следстви.. болезни, шёл (на)встречу;
2. (в)последстви…указал, (в)виду дождя, (на)кануне праздника;
3. разбежались (в)рассыпуную, читать (на)память, душа (на)распашку.
12. Тестирование
Ключ:
1.б; 2.б; 3.в; 4.г; 5.б.
13. Мозговой штурм.
Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор)
14. Подведение итогов урока, оценивание.
Домашняя работа:
Творческая работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Выставление оценок.
15.Рефлексия.
Заполнить концептуальную таблицу
|
|
|
|
Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее.
Старайтесь следовать принципу: я исключение.
Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.
Настоящий контроль – это контроль изнутри.
Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/26/picture-62742.jpg)
Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...
Урок русского языка в 7 классе. Служебные части речи.
Материал представляет собой конспект и презентацию к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-396906-1413964252.jpg)
Урок русского языка в 7 классе "Служебные части речи".
Урок русского языка в 7 классе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи. Материал включает в себя: конспект урока,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-263094-1377974907.jpg)
Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"
Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-539852-1417066171.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Служебные части речи"
Данный урок является итоговым при изучении раздела "Служебные части речи" и подготовительным к контрольной работе по данному разделу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-556120-1419497277.jpg)
Разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи»
Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бере...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-398157-1421173575.jpg)
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....