Урок русского языка в 7 классе "Служебные части речи".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи.
Материал включает в себя: конспект урока, презентацию по теме урока, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Тема: «Служебные части речи».
Цели урока: 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
2) Доказать значимость служебных частей речи.
3) Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока: 1) Организовать работу в деятельном режиме.
2) Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ход урока:
- Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над частями речи.
- Откройте рабочие тетради, запишите дату.
- Новая тема.
- Сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение
(Слайд № 2):
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы-
И в этом их главный секрет.
- О каких частях речи мы поговорим на уроке?
- Правильно, служебные.
- Запишите тему урока: «Служебные части речи» (Слайд № 3).
- На уроке мы с вами постараемся доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность (Слайд № 4).
- В данном стихотворении найдите самостоятельные и служебные части речи (Слайд № 5).
- Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (Слайд № 6).
- Правы ли вы? (Слайд № 7).
- Какие служебные части речи вы знаете? Приведите примеры слов каждой части речи.
- Закрепление материала.
- Работа с текстом. (Слайд № 8).
- Прочитайте стихотворение «Служить бы рад».
Предлоги, союзы, частицы-
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица-
На редкость серьёзный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всём осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье своё принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
- Есть ли в стихотворении служебные части речи?
- Найдите их.
- Кому они служат?
- Выпишите их вместе с теми частями речи, которым они служат.
- Распределите служебные части речи на 3 группы.
- Для чего в речи нужны предлоги? Союзы? Частицы? Какие функции они выполняют?
- Давайте проверим правы ли вы.
Предлог. (Слайд № 9)
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Союз. (Слайд № 10)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Частица. (Слайд № 11)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
2. Работа с предложениями:
- Отредактируйте предложения: (Слайд № 12)
1 вариант: Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. (К.Паустовский)
2 вариант: Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь. (Ч.Айтматов)
- Выполните синтаксический разбор предложения: (Слайд № 13)
Если не приложить руки к земле, она не станет золотой.
- Найдите служебные части речи.
- Все ли части речи вы подчеркнули? Почему? (Слайд № 14)
- Не подчеркнули союз, потому что он не указывает на грамматическую роль, а …
Союз не станет членом предложения:
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
И в сочинении, и в подчинении
Незаменим и помнит роль свою.
- Работа с теоретическим материалом: (Слайд № 15)
- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи.
1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.
3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
5.Служебные части речи не бывают членами предложения
6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос.
7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.
8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
- А теперь давайте сделаем вывод о служебных частях речи.
- Составление схемы. (Слайд № 16)
- Можно ли обойтись без служебных частей речи?
- Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.
- Составим схему «Служебные части речи»
- не имеют лексического значения;
- не изменяются;
- не употребляются без самостоятельных частей речи;
- не бывают членами предложения.
- Работа с раздаточным материалом. (Слайд № 17)
- Прочитайте отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер К ночи пробирался;
НА ночлег Иван собрался;
Вдоль ПО улице идет,
Ест картошку ДА поет.
ВОТ он поля достигает,
Руки В боки подпирает
И С прискочкой СЛОВНО пан,
Боком входит В балаган.
Все по – прежнему стояло,
НО коней КАК НИ бывало;
ЛИШЬ игрушка – горбунок
У его вертелся ног.
- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
- Восстановите текст, используя слова для справок.
Слова для справок:
У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как
- Работа с картой. (Слайд № 18)
- Посмотрите на карту Королевства Морфологии.
- Какие страны самые маленькие?
- Маленькие-то они маленькие, а попробуйте без них обойтись!
- Это интересно! (Слайд № 19)
- А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
- Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
- А теперь попробуйте полученные знания внедрить в практику.(Слайд № 20)
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
7. Тест:
- В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:
А) предлог;
Б) союз;
В) частица.
3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. ЧТОБЫ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
- Проверь себя!
- Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.
- Итог урока.
- Что вы узнали из урока о служебных частях речи?
- Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя: (Слайд № 21)
Союзы: и, но, потому что, если, тоже.
Предлоги: для, без, от, при.
Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не.
- Домашнее задание.
- Дома вы продолжите работу над этой темой. (Слайд № 22)
Составить сказку (5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.
Учитель: Кривенкова Диана Валерьевна
Предварительный просмотр:
Вечер …ночи пробирался;
… ночлег Иван собрался;
Вдоль … улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает,
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по – прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка – горбунок
… его вертелся ног.
Слова для справок:
У, к, вот, на, с, и, по, лишь,
словно, но, в, и, не, как
Вечер …ночи пробирался;
… ночлег Иван собрался;
Вдоль … улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает,
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по – прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка – горбунок
… его вертелся ног.
Слова для справок:
У, к, вот, на, с, и, по, лишь,
словно, но, в, и, не, как
1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.
3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
5.Служебные части речи не бывают членами предложения
6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос.
7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.
8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.
3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
5.Служебные части речи не бывают членами предложения
6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос.
7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой.
8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
- В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ?
- Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это ?
- Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это ?
- Союз не станет членом предложения:
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
И в сочинении, и в подчинении
Незаменим и помнит роль свою.
- В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ?
- Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это ?
- Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это ?
- Союз не станет членом предложения:
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
И в сочинении, и в подчинении
Незаменим и помнит роль свою.
Тест:
- В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:
А) предлог;
Б) союз;
В) частица.
3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. ЧТОБЫ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
2. Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.
Тест:
- В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
2) В предложении: Как не любить мне эту землю? НЕ – это:
А) предлог;
Б) союз;
В) частица.
3) В предложении: Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. ЧТОБЫ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
4) В предложении: Если был бы я девчонкой... БЫ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
5) В предложении: Я пошёл домой, когда начало смеркаться. КОГДА – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
2. Распределите слова, данные в карточках на 2 группы:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, мы, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, открытый, около, с, бы, далеко, дерзать, по, как, белый, два, а.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким частям речи посвящается урок?
Цели урока: 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; 2) Доказать значимость служебных частей речи; 3) Совершенствовать устную и письменную речь. Цели урока:
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет Найдите самостоятельные и служебные части речи
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
Правы ли вы? Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния Все они: - являются членами предложения; - имеют морфологические признаки; - отвечают на вопросы.
Предлоги, союзы, частицы- Все встали в один хоровод, Служебные важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значение свое привнесут, Здесь свяжут, а рядом разделят Укажут и силу дадут! Какова их роль в предложении? Найдите в тексте служебные части речи
Проверим, правы ли вы В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это ?
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Это ?
Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт. Это ?
1 вариант 2 вариант Отредактируйте предложения Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. ( К.Паустовский) Для я русский язык в неменьшая степень родной с детство, родной на вся жизнь . (Ч.Айтматов)
Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Выполните синтаксический разбор предложения Найдите служебные части речи.
Все ли части речи вы подчеркнули? Почему? Не подчеркнули союзы, потому что они не указывает на грамматическую роль, а: Союз не станет членом предложения: Всегда свободен, хоть стоит в строю. И в сочинении, и в подчинении Незаменим и помнит роль свою.
1.Самостоятельные и служебные части речи равноправны. 2.Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными. 3.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные. 4.Самостоятельные и служебные части речи неравноправны. 5.Служебные части речи не бывают членами предложения 6.К служебным частя речи, как и самостоятельным, можно задать вопрос. 7.Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложения, а так же предложения между собой. 8.К служебным частям речи задать вопрос невозможно. Найди правильные ответы!
Служебные части речи Не изменяются Не являются членами предложения Не употребляются без самостоятельных частей речи Имеют грамматическое значение
Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает, Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног. Слова для справок: У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как Восстанови текст (по произведению Ершова «Конёк-Горбунок»)
Имя существительное глагол частица предлог союз Имя прилагательное Имя числительное наречие причастие деепричастие Категория состояния Междометие и звукоподражание королевство морфология
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО служебные части речи находятся в первой десятке по частоте употребления: предлог занимает четвёртое место, союз – седьмое, роль частиц тоже велика.
Подумай! В конце какого предлога стоит сотня? Какой предлог является нотой? Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?
Составьте короткий рассказ по теме нашего урока, используя Союзы: и, но, потому что, если, тоже. Предлоги: для, без, от, при. Частицы: да как, ну вот, ли, даже, не.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СОСТАВИТЬ СКАЗКУ(5 – 7 ПРЕДЛОЖЕНИЙ) О РОЛИ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Правописание омонимичных частей речи"
Урок- повторение в начале 9 класс...
Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...
Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Урок русского языка "Причастие как часть речи"
Урок русского яыка по теме "Причастие как частья речи" с презентацией (1-й урок в теме)...
Презентация к уроку русского языка по теме "Части речи" 2 класс
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Части речи" помогает учителю в объяснение учебного материала....
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...