Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Панкова Оксана Игоревна

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи КСО (В. Дьяченко, А. Ривин, Н. Воскобойникова и др.). Предлагаемая технология - развитие идей, методологии и методики организации образовательного процесса на основе применения КСО. Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, наряду с естественным общением, применяются парное, опосредованное и группо­вое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnoligiyam.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи КСО (В. Дьяченко, А. Ривин, Н. Воскобойникова и др.). Предлагаемая технология - развитие идей, методологии и методики организации образовательного процесса на основе применения КСО. Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, наряду с естественным общением, применяются парное, опосредованное и группо вое.

Тема  урока:  Обобщение  знаний  по  теме   « Служебные части речи. Междометия»

Тип урока: Обобщающий урок

Цель  урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме “ Служебные части речи. Междометия”

 Задачи :

Образовательная    Обобщить знания учащихся ослужебных частях речи, их функциях, значении, строении,  правописании и употреблении.

Развивающая    Развивать умение учащихся работать в парах, в бригадах и индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.

Воспитывающая   Воспитывать коммуникативность учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.  

Ход  урока

1.Организационный момент

2.Информационный ввод

 Первый этап – учащиеся  работают в парах по карточкам с одинаковым содержанием, нацеленным на закрепление понятийной части темы.

Второй этап – учащиеся работают в группах по 4 человека, карточки содержат 4 варианта заданий.   Учащиеся должны ответить на вопросы четырех   карточек ,  внести результаты в лист учета и перейти на контроль к учителю.    

Третий этап – учащиеся, успешно прошедшие контроль,  переходят к выполнению индивидуальных заданий по   карточкам. После выполнения заданий по каждой микротеме,  учащиеся сдают свои работы учителю на контроль.

Алгоритм работы учащихся

  1. Получив карточку №1, прочтите ее и вспомните определение понятий. Те из них, которые вызывают затруднение, проработайте, используя записи в справочнике, тетради или учебник. Работая в паре, проверьте усвоенные понятия.
  2. Закончив работу с карточкой №1, решите, пойдёте ли вы на собеседование к учителю или приступите к выполнению заданий по карточкам №2.
  3. Займите место для работы в группе ( 4 человека ), ознакомьтесь с карточками №2 и выберите задание, с которого вы предполагаете начать работу ( отметьте  в листе учета условным знаком).
  4. После проработки всех заданий карточки №2 дайте сигнал учителю, что готовы к ответу. Учитель контролирует усвоение и проверяет лист учета.
  5. Переходите к индивидуальной  работе по карточке №3, содержащей  вопросы по каждой микротеме. Вы можете пользоваться справочником, содержащим информацию по всей теме.
  6. Ответы на вопросы карточек №3 оформляются на отдельном листе, который сдается учителю
  7. Успешно выполнившие задания по карточкам №3 допускаются к итоговой контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.

 

3.  Работа в парах, используются  при необходимости информационные материалы учебника и рабочих конспектов.

Карточка №1

Цель: на понятийном уровне повторить основные вопросы по теме  «Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова»

  1. Какие части речи мы относим к служебным?
  2. Почему их называют служебными? Для чего служит каждая служебная часть речи?
  3. Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
  4. Что такое междометия и звукоподражательные слова?
  5. Почему их не относят ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи?

При необходимости используйте материалы учебника стр. 124- 183, записи в справочнике

После проработки в парах карточки №1, часть учащихся дают знак учителю и выходят на собеседование.

Остальные учащиеся приступают к работе в группах по карточкам №2

4. Работа в группах по 4 человека по карточкам №2

Карточка №2

Цель: на основе естественного общения учащиеся повторяют вопросы, охватывающие тему «Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова»

Эти карточки имеют 4 варианта по темам: предлоги, союзы, частицы, междометия и звукоподражательные слова

Каждый учащийся должен проработать 4 задания. Итоги работы вносятся в лист учета.

Тема: Предлоги

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

На какие группы делятся по способу словообразования (примеры)

На какие группы делятся по строению (примеры)

Определить, где здесь предлог, а где слово другой части речи

Идти на встречу с друзьями – навстречу мне

В следствие включилась целая бригада – вследствие болезни

Вдали появился – в дали голубой

Согласно приказу – согласно кивать головой

 Тема: Союзы

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

Разряды по значению (примеры)

На какие группы делятся по строению (примеры)

Определить, где здесь союз, а где слово другой части речи

Я не попал на праздник, зато встретился с друзьями. – Спрятаться за то дерево

Оденьтесь теплее, чтобы не простудиться. – Что бы я делал без друзей

Оттого что солнце светило ярко, все были веселы. – От того дома надо было свернуть направо.

Задание выполнялось, причем быстро. – При чем здесь я?

Тема: Частицы

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

Разряды

(примеры)

Выпишите слова с частицами

(Кое) что, (не)мог, (не)где, друзья(то), кого(то), (кое)куда, все(таки), подумал(ли), (не)вода, все(же), смог(же), он(же), пошел(бы), скажите(ка), (не)двадцать, (не)доумевать, не(с)кем, (ни)откуда, (ни)то(ни)сё.

Тема: Междометия

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

Для чего употребляются в речи (что выражают)

(примеры) 

Объясните какое значение выражает каждое междометие

Теперь ему так живется – ой-ой-ой!

Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит.

О, я совершенно спокоен!

«Ах!» - воскликнула Соня испуганно.

«Фу-у-у! Жарища!» - сказала она.

       Лист учета деятельности учащихся по карточке «ПРЕДЛОГИ»

Ф.И.О.

Задания

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

На какие группы делятся по способу словообразования (примеры)

На какие группы делятся по строению (примеры)

Определить, где здесь предлог, а где слово другой части речи

Идти на встречу с друзьями – навстречу мне

В следствие включилась целая бригада – вследствие болезни

Насчет ремонта – перевести деньги на счет

Несмотря на дождь – Не смотря под ноги

 

   

Лист учета деятельности учащихся по карточке «СОЮЗЫ»

Ф.И.О.

Задания

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

Разряды по значению (примеры)

На какие группы делятся по строению (примеры)

Определить, где здесь союз, а где слово другой части речи

Я не попал на праздник, зато встретился с друзьями. – Спрятаться за то дерево

Оденьтесь теплее, чтобы не простудиться. – Что бы я делал без друзей

Оттого что солнце светило ярко, все были веселы. – От того дома надо было свернуть направо.

Задание выполнялось, причем быстро. – При чем здесь я?

Лист учета деятельности учащихся по карточке «ЧАСТИЦЫ»

Ф.И.О.

Задания

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

Разряды

(примеры)

Выпишите слова с частицами

(Кое) что, (не)мог, (не)где, друзья(то), кого(то), (кое)куда, все(таки), подумал(ли), (не)вода, все(же), смог(же), он(же), пошел(бы), скажите(ка), (не)двадцать, (не)доумевать, не(с)кем, (ни)откуда, (ни)то(ни)сё.

Лист учета деятельности учащихся по карточке «МЕЖДОМЕТИЯ»

Ф.И.О.

Задания

Грамматическое значение (для чего «служат»)

(примеры)

Для чего употребляются в речи (что выражают)

(примеры) 

Объясните какое значение выражает каждое междометие

Теперь ему так живется – ой-ой-ой!

Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит.

О, я совершенно спокоен!

«Ах!» - воскликнула Соня испуганно.

«Фу-у-у! Жарища!» - сказала она.

.Учащийся, проработавший 4 задания, переходит к индивидуальному выполнению заданий по карточке №3

  5. Индивидуальная работа по карточкам №3, содержащим практические задания по каждой микротеме. Каждый учащийся получает индивидуальную карточку, содержащую задания по каждой микротеме

                                               

Карточка №3         Тема «Предлог»

1. Раскрыть скобки, указать части речи

(В) следствие сильного снегопада

узнать (на) счет экскурсии

(в) заключение выступления

(в) продолжение утра

(в) течении бурной реки

иметь (в)виду ряд обстоятельств

(не)что вроде шара

перевести деньги (на) счет фирмы

 2. В каком ряду все служебные части речи – предлоги?

         А) хотя, как бы, несмотря на…, если

         Б) потому что, так как, мимо (дома), напротив (соседа)

         В) на, невзирая на, за, около

         Г) к, будто, как будто, все-таки

3) Сколько предлогов содержится в следующем предложении?  ________

Вдоль сонной улицы рядами двойные фонари карет веселый изливают свет и радуги на свет наводят. (А. С. Пушкин)

4) В каком ряду все производные предлоги образованы от существительных?

         А) (в) продолжение недели, (во) время работы, спустя два дня, (на)кануне праздника

         Б) (в) следствие болезни, (в) виду непогоды, (на) встречу весне, (на) подобие улыбки

         В) мимо магазина, (на) счет работы, (на) протяжении спектакля, начиная с утра

        Г) (в) отличие от сестры, (по) среди дороги, сквозь чащу, (не) взирая на трудности

Карточка №3    Тема «Союз»

  1. Подчеркните грамматические основы, однородные члены предложения, выделите союзы, начертите схемы предложений.

Самое прекрасное на земле слово – МАМА, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют.

У мамы самое верное и чуткое сердце.

В нем  никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остается равнодушным.

  1. В каком предложении Нет сочинительных союзов? (знаки препинания не расставлены)

      А) Он застрелиться слава Богу попробовать не захотел но к жизни вовсе охладел (А. С. Пушкин)

       Б) Ночей Италии златой я негой наслажусь на воле с венецианскою младой то говорливой то немой. (А. С. Пушкин)

      В) Мы починаем всех нулями а единицами себя. (А. С. Пушкин)

      Г) Когда на другой день после обеда я пришел к Волчаниновым стеклянная дыерь в сад была открыта настежь. (А. П. Чехов)

  1. Сколько союзов встречается в следующем текстовом фрагменте? (знаки препинания не расставлены)______

Еще чернеют чащи бора еще в тени его сырой как зеркала стоят озера и дышат свежестью ночной. (И. Бунин)

  1. В каком предложении сочинительный союз употребляется для связи  простых частей в ССП (знаки препинания не расставлены)?

      А) С Лаптевым едет генерал Блинов и нам всем достанется на орехи.

 (Д. Мамин-Сибиряк)

      Б) Проглянет солнце ярко озаряя и лес и степь и старую усадьбу. (И. Бунин)

      В) Люблю я бешеную младость и тесноту и блеск и радость и дам обдуманный наряд. (А. С. Пушкин)

      Г) Я красы твоей не позабыл и сердцем чист твой мир благословляю (И. Бунин)

Карточка № 3 Тема «Частицы»

  1. Определить значение ТО в следующих предложениях  (графически обозначить, надписать части речи)

Какая-то рота продолжала обороняться.

Задача-то легкая!

Я спрятался за то дерево.

Он много занимался, зато хорошо сдал экзамены.

  1. В каком предложении употребляется формообразующая частица?

А) Тогда был как бы еще канун весны (И. Бунин)

Б) На чистом зеленом дворе от надвигающейся отвсюду растительности стало как будто теснее. (И. Бунин)

В) Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе. (М. Цветаева)

Г) Ужель та самая Татьяна? (А. С. Пушкин)

      3. Сколько частиц содержится в следующем предложении? (знаки препинания не расставлены)

Князь однако же был не из любезных особенно с теми в ком не нуждался и кого считал хоть немного ниже себя. (Ф. М. Достоевский)

  1. В каком предложении НЕ пишется со словами слитно?

А) Оставь мою печаль (не) тронутой, великой и безгласной. (Д. Мережковский)

Б)   мысль теперь во всем. Даже в воздухе самом. Даже в дачной тишине – (не) родной, а чуждой мне. (Н. Коржавин)

В) Ни с кем (не)прощаясь, я тихонько убежала домой. (В. Каверин)

Карточка №3   Тема «Междометия»

  1. Расставьте знаки препинания, надпишите междометия, объясните какие чувства или побуждения выражают междометия.

О погляди как та звезда горит горит и потухает (А. Фет)

Чу там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог. (А. Фет)

Ах как хорошо мы научились говорить. Ах как плохо мы научились слушать ( Р. Рождественский)

Эй откликнись кто идет? (А. Блок)

  1. Укажите  предложение, в котором нет междометия.

      А) Ага! Попался! (Ю. Коваль)

      Б) Саня7 господи! Да неужели? (В Каверин)

      В) «А ну, - крикнул старшина, - успокойтесь, гражданин Курочкин!» (Ю. Коваль)

      Г) это мне помогло. (А. Алексин)

        3. Укажите два  предложения, в которых употребляются междометия.

                    А) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой. (А. С. Пушкин)

                    Б) Ах! – где те острова, где растет трын-трава густо. (А. Ахматова)

                    В) Ох, нет, нет! – закричала Настенька, и слезинки заблистали на глазах ее. (Ф. Достоевский)

                    Г) Тогда, в Ефремове, вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго. (И. Бунин)

        4. Укажите два предложения, в которых употребляются междометия, образованные от самостоятельных частей речи.

                    А) Ну зачем было подчеркивать, что Иван живет так далеко? (А. Алексин)

                    Б) Как это было давно, боже мой! (В. Каверин)

                    В) – Во дает! – крикнул гражданин в кепочке. (Ю. Коваль

                    Г) -  Ну да, совершенно верно, - сказал секретарь. (В Каверин)

6. Домашнее задание проработать  материал с учетом листа учета деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Тесты. Русский язык. 7 класс. Служебные части речи

Тематические тесты для промежуточного контроля...

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...