Конспект урока русского языка в 8 класса по теме: "Выделительные знаки препинания при вводных словах"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
в документе представлен подробный конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Выделительные знаки препинания при вводных словах". Данный конспект разработан по учебнику "Русский язык 8 класс" Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vydelitelnye_znaki_prepinaniya_pri_vvodnyh_slovah.odt | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Группы вводных слов
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель: познакомить учащихся с опознавательными признаками вводных предложений.
Задачи: – формировать умение находить вводные предложения в предложении;
– формировать умение выделять вводные предложения на письме.
– формировать пунктуационную зоркость.
Методы и приемы: индуктивный метод подачи материала, метод упражнений, принцип наглядности.
Оборудование:
- Организационный момент. Приветствие. (2 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята.
- Проверка домашнего задания (3 мин)
Учитель: Дома вы выполняли упражнение 369 или писали текст с вводными словами. Кто написал текст, прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось.
Учащиеся: Читают свои тексты.
Учитель: Спасибо, ребята. С упражнением все справились?
Каждое открытие, очевидно, начинается с удивления. В самом деле, удивится человек, казалось бы, совсем неудивительным, обычным вещам, тому, что знают, видят все: почему яблоко падает, почему небо голубое, почему листья зеленые; задумается, станет расспрашивать, читать, – и сделает открытие. Даже если наука объяснила эти явления, все равно он сделает открытие – для себя…
Тема: открытие нового
Основная мысль: каждое удивление приводит к открытию, важно заинтересоваться.
- Актуализация знаний ( 5 мин.)
Учитель: Итак, ребята, на прошлом уроке мы изучали с вами тему: «Группы вводных слов». Я уже говорила вам, что важно различать группы вводных слов, так как это знание помогает вам правильно употреблять вводные слова. Давайте вспомним, какие группы по значению мы узнали.
Учащиеся: Вводные слова, выражающие чувства говорящего, оценку степени достоверности сообщаемого, указывающие на способы оформления мысли, на последовательность мыслей, на источник сообщения, используемые для привлечения внимания.
Учитель: Верно. Выполним упражнение, чтобы проверить, насколько хорошо научились определять, к какой группе относится вводное слово.
По нашему предположению, ( источник сообщ.) в этих слоях должна быть нефть. Вы, согласитесь,(привлеч. внимания) не знакомы с этой темой. Следовательно (связь мыслей, послед. излож.), вы отрицаете свою вину? Они, вероятно, ( оценка степени достоверности сообщ.) не ждали такой развязки. К счастью, (чувства говор.) в стороне блеснул тусклый свет. Спектакль, попросту сказать, ( способы оформл. мыслей) провалился.
4. Целеполагание. Объяснение нового материала (10 мин)
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о вводных предложениях, будем учиться видеть их в тексте и выделять на письме.
Вводные предложения, как и обычные предложения, бывают двусоставные и односоставные. Т.е. состоящие из двух главных членов или же из одного. Запишем предложения: Я думаю, приближается весна. Казалось мне, будто никто не обращал внимания на ребенка. Прокомментируйте предложения.
Учащиеся: В первом предложении вводное предложение состоит из двух главных членов, а второе из одного.
Также в начале вводного предложения возможны союзы как или что. Например, как считают специалисты, что для нас особенно важно и т.д.
Итак, внимательно прочитайте каждый про себя правило в учебнике на странице 180, сформулируйте и запишите три вопроса соседу по парте, а потом задайте их ему. Кто-нибудь будет отвечать у доски.
5.Выполнение упражнений. Формирование умений
Учитель: Чтобы закрепить изученный материал, выполним упражнение 377. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы делаются более продолжительными, сила голоса увеличивается. Давайте прочитаем предложения в упражнении, учитывая эти особенности.
Сейчас давайте спишем предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Во вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.
В доме, ты говоришь, никого (не и ни в неопред. и отриц. местоим-х , пишется слитно, так как нет предлога между ни и корнем), нет? (Двусоставное вводное предложение)
Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль. (Двусост. ввод. предл.)
Дни, недели, два месяца уединенной (провр. безуд. глас. в корне -един-, провер. сл: единый) деревенской жизни прошли незаметно (слитно, так как наречие на –о), как казалось тогда. (Односост. ввод. предл. с союзом как)
Как выражаются (непровер. глас. в корне выраж-, написание запомнить) моряки, ветер крепчал. (Двусост. ввод. предл. с союзом как)
При расставании (удвоен с на стыке приставки и корня) слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и – что гораздо важнее – умное наставление.
Дальше, как вы сами можете легко догадаться, (провер. глас в корне –гад-, провер сл.: догадка) наш отряд направился к реке. (Двусост. ввод. предл. с союзом как)
Жучка шла навстречу (производ. предлог , образованные от наречия всегда пишется слитно) незнакомому (можно заменить прил. без не: чужому) человеку и, что мне показалось странным, не лаяла. (Односост. ввод. предл. с союзом что
Учитель: Выполняя это упражнение, мы учились находить вводные предложения в тексте, выделять их на письме и давать им небольшую характеристику. Также не следует путать с вводными словами наречия и частицы, которые запятыми е отделяются: вдруг, никогда, как раз, все-таки, будто, как будто, ведь, даже.
Выполним устно упражнение учебника 381. Прочитайте задание. Давайте определим, какие из этих слов являются вводными, а какие – нет. У вводных слов определим, к какой группе относятся.
По-моему – вводное слово, указывающее на источник сообщения.
Однажды – наречие.
Очевидно – вводное слово, выражающее оценку степени достоверности, предположение.
Вдруг – наречие.
Разумеется – вводное слово, выражающее оценку степени достоверности, уверенность.
К счастью – вводное слово, выражающее чувства говорящего, радость.
По-видимому – вводное слово, выражающее оценку степени достоверности, неуверенность.
Иногда – наречие.
В самом деле – вводное слово, выражающее оценку степени достоверности, уверенность.
Конечно – вводное слово, выражающее оценку степени достоверности, уверенность.
Естественно – вводное слово, выражающее оценку степени достоверности, уверенность. А может быть и наречием, зависит от контекста. Ребята, придите свои примеры употребления слова естественно как наречия и как вводного слова.
Естественно, я подготовилась к уроку русского языка. Ее эмоции выглядят естественно.
6.Обобщение изученного (3 мин)
Учитель: Итак, ребята, чему мы сегодня научились на уроке? Что нового узнали?
Учащиеся: Мы познакомились с вводными предложениями, их особенностями, научились находить их в тексте и выделять знаками препинания.
Учитель: Действительно, мы сегодня познакомились с вводными предложениями. Надеюсь, что задача, которую мы ставили вначале урока, достигнута.
7. Домашнее задание.
Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 180-181 упражнение 378. Прочитаем задание к упражнению. Вам нужно переписать, заменяя вводные слова и вводные сочетания слов, вводными предложениями с тем же значением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...
Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"
Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Дистанционный урок русского языка по теме «Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях». 7 класс
Предлагается информационный, дифференцированный дидактический материал для самостоятельного изучения семиклассниками темы в условиях дифференцированного обучения....
Русский язык 5 класс. Карточки по теме "Знаки препинания в сложном предложении"
Карточка-задание по теме "Знаки препинания в сложном предложении"...