Глагол
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Знакомство с самостоятельной частью речи - глаголом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.pptx699.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол Автор: Учитель русского языка и литературы Степанова татьяна борисовна Мбоу « сош с.чапаево »

Слайд 2

Глагол Часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы делятся на переходные и непереходные. Глаголы изменяются по наклонениям. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в предложении являются сказуемыми. Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

Слайд 3

Неопределенная форма глагола (или инфинитив) Глаголы в неопределенной форме (в инфинитиве) отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Глаголы в неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение. Глаголы в неопределенной форме имеют окончания - ть , - ти или нулевое.

Слайд 4

Виды глагола Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать? Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки. Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Слайд 5

Переходные и непереходные глаголы Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет. Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже. Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переход на другой предмет. К непереходным относятся глаголы с суффиксом - ся (- сь ).

Слайд 6

Возвратные глаголы Глаголы с суффиксом - ся (- сь ) называются возвратными. Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса - ся они не употребляются). Например : читать - на + читать + ся ; вылить - вылить + ся .

Слайд 7

Наклонение глагола Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается. В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам. Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

Слайд 8

Время глагола Настоящее время. Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи. Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам. Прошедшее время. Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи. При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время. Глаголы в форме прошедшего временя образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-. Глаголы в неопределенной форме на - чь , - ти , -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются. Будущее время. Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи. Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида — будущее время составное.

Слайд 9

Морфологический разбор глагола I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (неопределенная форма). 2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) переходность. 3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) число (если есть), д) род (если есть). III. Синтаксическая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...