Урок "Числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок изучения нового материала в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislitelnoe.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь»

Конспект  урока

русского языка в 6 классе

« Имя числительное как часть речи»

                                             

                                                                   

Подготовила учитель

русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

Байрамукова Айшат Борисовна

     

2016 г.

Урок по теме « Имя числительное как часть речи». 6 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о числительном, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).

Урок нацелен на формирование следующих УУД:

- личностные УУД:

- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

- регулятивные УУД:  

- развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

- познавательные УУД:  

- формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;

- коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Подготовка к восприятию и изучение нового материала

Слово учителя.

«Давным - давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»

- Как вы думаете ребята о какой части речи сегодня мы будем говорить?

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи  (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?  В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии  для детей». «Языкознание. Русский язык»)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1).Познакомиться с именем числительным как…;

2).Учиться отличать имя числительное … .

- Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.

Запишите пословицы, ответьте на вопросы

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

     2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

     3) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

     4) У семи нянек дитя без глазу.

- Какие слова  обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)

- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или число – количественные, а   числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые

        

-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)

-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прил-е обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать  Который по счёту?)

- Как изменяются имена числительные? Об этом мы будем говорить на последующих уроках, а вот какова синтаксическая роль имён числительных – познакомимся. Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в записанных пословицах.

- Поработаем по учебнику ( учебник стр. 139, чтение правила)

- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)

3.Физкультминутка.

Мы – веселые мартышки!

Мы играем громко слишком.

Всё в ладоши хлопаем,

Все ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Пальчик поднесем к виску,

Дружно прыгнем к потолку.

Три шага налево,

Три шага направо,

Шаг вперед, один назад.

И четыре –прямо.

- Какие числительные вам запомнились?

- Определите их разряд.

4.  («рефлексия»).   Закрепление нового материала

1)    – Ребята, посмотрите на ряд записанных слов:

Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать.

- Все ли эти слова являются именами числительными?

- А какие из этих слов имена числительные?

- Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.

- Запишите слова и определите  части речи в этом ряду.  

( сущ.,прилаг., числ.)

- А можно ли эти слова назвать однокоренными? Какой у них одинаковый корень? А есть ли в этом ряду сложные слова? Обозначьте в них второй корень.

-  Итак, в русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать.

                                                                 

2) Запишите ответы на вопросы, используя числительные.

  • Сколько лет жили старик со старухой  в « Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?
  • Сколько богатырей было в « Сказке о мертвой царевне»?
  • О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «Очень похожи, одинаковые»?
  • Сколько коробов можно наврать?
  • Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
  • Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

- На какой вопрос отвечают эти числительные?

- Что они обозначают?

- Как называются такие числительные?

- Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Как называется такое числительное?

3)  Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет.  Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и …

мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас заканчивается … урок.

5. Итог урока                                          

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о числительном как о части речи?

- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

- Как отличить числительное от других частей речи?

6. Домашнее задание.                            

  1. Составить ребусы с числительными, подобрать пословицы с числительными

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...