Урок "Числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislitelnoe.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь»
Конспект урока
русского языка в 6 классе
« Имя числительное как часть речи»
Подготовила учитель
русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
Байрамукова Айшат Борисовна
2016 г.
Урок по теме « Имя числительное как часть речи». 6 класс
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.
Задачи урока:
– активизировать полученные ранее знания учащихся о числительном, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);
- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);
- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).
Урок нацелен на формирование следующих УУД:
- личностные УУД:
- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;
- регулятивные УУД:
- развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;
- познавательные УУД:
- формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;
- коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Подготовка к восприятию и изучение нового материала
Слово учителя.
«Давным - давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»
- Как вы думаете ребята о какой части речи сегодня мы будем говорить?
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.
1).Познакомиться с именем числительным как…;
2).Учиться отличать имя числительное … .
- Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.
Запишите пословицы, ответьте на вопросы
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4) У семи нянек дитя без глазу.
- Какие слова обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)
- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)
Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые
-У какой части речи есть похожий вопрос? ( у прилагательного)
-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прил-е обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)
- Как изменяются имена числительные? Об этом мы будем говорить на последующих уроках, а вот какова синтаксическая роль имён числительных – познакомимся. Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в записанных пословицах.
- Поработаем по учебнику ( учебник стр. 139, чтение правила)
- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)
3.Физкультминутка.
Мы – веселые мартышки!
Мы играем громко слишком.
Всё в ладоши хлопаем,
Все ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Пальчик поднесем к виску,
Дружно прыгнем к потолку.
Три шага налево,
Три шага направо,
Шаг вперед, один назад.
И четыре –прямо.
- Какие числительные вам запомнились?
- Определите их разряд.
4. («рефлексия»). Закрепление нового материала
1) – Ребята, посмотрите на ряд записанных слов:
Одинокий, одиночество, одноклассник, одноэтажный, однолетний, один, одиннадцать.
- Все ли эти слова являются именами числительными?
- А какие из этих слов имена числительные?
- Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами.
- Запишите слова и определите части речи в этом ряду.
( сущ.,прилаг., числ.)
- А можно ли эти слова назвать однокоренными? Какой у них одинаковый корень? А есть ли в этом ряду сложные слова? Обозначьте в них второй корень.
- Итак, в русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать.
2) Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
- Сколько лет жили старик со старухой в « Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?
- Сколько богатырей было в « Сказке о мертвой царевне»?
- О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «Очень похожи, одинаковые»?
- Сколько коробов можно наврать?
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
- Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
- Как называются такие числительные?
- Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Как называется такое числительное?
3) Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.
В нашем классе … человек: … девочек и …
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …
уроков. Сейчас заканчивается … урок.
5. Итог урока
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о числительном как о части речи?
- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.
- Как отличить числительное от других частей речи?
6. Домашнее задание.
- Составить ребусы с числительными, подобрать пословицы с числительными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Переход знаменательных частей речи в служебные части речи
Исследование особенностей перехода частей речи...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...