«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Кервелис Надежда Николаевна

На данном уроке идёт подробная работа с текстом, где определяются тема, замысел автора. При работе с текстом учащиеся находят аргументы. Кроме того,на уроке повторяются знания по орфографии, синтаксису и пунктуации, которые встретятся в заданиях ОГЭ. Работа на уроке проводится коллективно, в  парах,  по группам. Повторяется структура написания сочинения 9.3.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

— это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). Описание — это мир в покое (одна фотография) Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании. Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете 2) отдельные признаки предмета, 3) авторскую оценку, вывод, заключение.

Слайд 2

— это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата). Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Слайд 3

- это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир.

Слайд 5

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».

Слайд 6

Цель урока: сформировать навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Слайд 7

1)Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные. 2)Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. 3)Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. 4)Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. 5)Если, конечно, туда попадёшь.6) А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. 7)Но, конечно, если и туда ты попадёшь». 8)И всё сбылось. 9)Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем.10) Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. 11)В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. 12)Это была Корсика. 13)Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. 14)Эти формы им сообщает наше человеческое воображение. 15) Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. 16)Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина. 17)И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья. 18)Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо... 19)Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце — тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы. 20)Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. 21)Тоска по России легла на сердце. 22) С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. 23)У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. 24)Я полюбил Францию давным-давно. 25)Сначала умозрительно. 26)А потом вплотную, всерьёз. 27)Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. 28)Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова: На святой Руси петухи кричат — Скоро будет день на святой Руси... 29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (По К. Паустовскому)

Слайд 8

Родина! Мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой. Это наше детство, наша юность, Это всё, что мы зовём судьбой. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. Поле от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Родина! Земля отцов и дедов! Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется – едва ли- И навек останется святым… Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердцем защитим.

Слайд 9

Значение родина — 1) место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. (БСЭ) родина — родить, родня и пр. см. рождать. (словарь В. Даля) родина — место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (толковый словарь С. Ожегова) родина — Отечество, родная страна (толковый словарь С. Ожегова)

Слайд 10

Синонимы Отчизна, отечество, колыбель, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места.

Слайд 11

Россия, Русь – куда я ни взгляну… За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у смутной воды, Люблю на век, до вечного покоя… Россия, Русь! Храни себя, храни.

Слайд 13

Владимир Георгиевич Воробьёв. Родился в 1937 году. Приехал на Камчатку в 1956 году. Автор книги «Отсюда начинается Россия», повести о рыбаках «Три брата». Работал журналистом в газете «Камчатская правда», в в начале 1970-х годов был редактором газеты «Камчатский комсомолец». Уехал в Санкт – Петербург. Лучшие стихи создал на Камчатке – в них много тепла и света.

Слайд 14

Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, где жили и живут его деды и отцы, где его отчий дом.

Слайд 16

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна. (А. Твардовский )

Слайд 17

Человек без Родины - это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.(Жан Лакордер) Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский) Любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон Бонапарт) Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями. (Н. Карамзин) Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. (А.И. Куприн)

Слайд 18

И вокруг любви непобедимой К сёлам, соснам, к ягодам Руси, Жизнь моя вращается незримо, Как земля вокруг своей оси!… (Н. Рубцов) Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В. Дворянсков) Кроме матери родной, Нету матери на свете. Кроме родины – иной Нет родной земли на свете. (Б. Укачин)

Слайд 19

Как Вы понимаете значение слова РОДИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое родина?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 20

Алгоритм построения сочинения-рассуждения в задании 9.3: 1. Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова, данного в задании. 2. В абзаце 1 напишите вступление, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 3. Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами определение. Отметьте номер нужного предложения. 4. В абзац 2 включите один пример из текста (для этого укажите № предложения или цитату), подтверждающий данное Вами определение (используйте речевые клише). 5. В абзац 3 – один пример из Вашего жизненного опыта, подтверждающий данное Вами определение (используйте речевые клише). 6. В абзаце 4 напишите заключение (используйте речевые клише).

Слайд 21

Пишу вступление (1 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что - это… на мой взгляд, по моему мнению, по-моему…

Слайд 22

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (основная часть) ДЛЯ ПЕРВОГО АРГУМЕНТА ДЛЯ ВТОРОГО АРГУМЕНТА Обратимся к тексту…. Я думаю… Сущность данного понятия, по мнению автора, сводится к… Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить… Автор строит свои рассуждения о данном понятии на… Приводя пример из жизни, хочу обратиться к …. Автору (писателю, ученому, лингвисту…) данного текста было важно показать, что… Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную раннее… Автор текста заставляет нас задуматься о том, что… Я вполне разделяю общепринятую точку зрения о том, что… Как справедливо замечено автором данного текста: «……»…

Слайд 23

Пишу основную часть (2 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА 1) Обратимся к тексту (автор). Предложение №. 2) Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… 3) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… 4) Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Слайд 24

Пишу основную часть (3 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА 1) Доказательством также служит пример из… 2) Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… 3) Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны, города … (приводится конкретный пример) во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Слайд 25

Пишу заключение (4 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА Итак, можно увидеть, что …. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста и жизненного опыта стали убедительным доказательством того, что… Можно сделать вывод, что… Из вышесказанного следует, что… таким образом итак действительно в заключение как видим значит и т.д.

Слайд 26

Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм). Пятая строка — одно слово-резюме , характеризующее суть вопроса или объекта.

Слайд 27

Уровни моей успешности Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно! У меня получалось почти все! Но я чувствую себя не совсем уверенно! Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!

Слайд 28

Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое Родина?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста « Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К. Паустовского), а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Слайд 29

Если ты разумно начал сочиненье, Если ты решил уже, что и как сказать, Не забудь, пожалуйста, это очень важно: Связно и последовательно мысли излагать. И тогда уж непременно Всё получится опять, И хорошее сочинение Не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....