урок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 5 класса на тему «Буквы Ы- И после Ц»
Тема урока: Буквы Ы- И после Ц.
УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С.И. Львовой
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
1.Обучающая цель:
1) познакомить с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы—и после ц;
2) учить обосновывать выбор гласных ы—и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;
3) повторить правописание о—ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;
4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных;
5) расширить лексический запас учащихся.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления | ||
- Садитесь. Сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока, кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке. II. Объяснение нового материала. Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт). Станция улицы Цирк синицын цыплёнок – Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. ( Цы и ци). – Почему же так? Наша задача –разобраться , когда после ц нужно писать Ы, а когда—И . Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее. «Правописание ы—и после ц». Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение. Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ. ( И.Козловский) –К какому стилю относится этот текст? –Что такое цимбалы? –Назовите слова с ы и И после ц ( цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы). –Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр 128 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух). ––Когда же после Ц пишется Ы, а когда –И? –Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы: 1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы. 2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын. 3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып). Эти слова нужно запомнить. –А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь. Цыган цыплёнка увидал, Заиграл на скрипочке, А цыплёнок услыхал— Станцевал на цыпочках. Цыц, ребята, не шуметь, А то цыган собьётся, Перестанет скрипка петь, Наш урок сорвётся. – Ну что, цыплята, вам всё понятно?( Да) Прозвучал для вас, ребята, Наш урок про ЦИ и ЦЫ. Кто не понял, те цыплята, Кто запомнил, молодцы! – Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть). – Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»- формула общеизвестная. – А когда же пишем после ц И? – В корнях слов: цирк, цифра и др. – В словах на –ция: лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на – ция, а окончание Я, а –ЦИ –входит в состав корня. Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм , схему рассуждения (плакат перед учащимися). Правописание Ы—И после Ц. 1. Слова на –ция? да нет / \ станция 2. В какой части слова буква? / \ В окончании, в корне В суффиксе \ / 3. Слово-исключение? Ы / \ улицы да нет куцый / \ Синицын Ы И Цыган цирк На цыпочках цифры Цыплёнок Цыц Цыкнуть | Определяют тему урока при помощи учителя. Формулируют тему урока. Выразительно читают стихотворение. Работают с учебником. Записывают правило в словарики. Записывают слова из стихотворения в тетради. При проверке оценивают друг друга. Запись алгоритма в словарики для заучивания. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
III. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
1.Устный орфографический разбор Делегация, цилиндр, Птицын, синицы, смуглолицый. 2. Словарный диктант. Панцирь, Царицыно, зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем. 3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. 1) Детёныш курицы (цыплёнок). 2) Знак для обозначения числа на письме (цифра). 3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп). 4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль). 5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер). 6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки). 7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы). – Прочитайте слова ,когда после Ц написали И, а когда – Ы . Диагностическая работа. I вариант. 1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц. Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк, ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… . 2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы—И после Ц). Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост. 3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы. II вариант. 1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц. Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист. 2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму. Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь. 3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы. | ( уч-ся объясняют устно правописание слов , написанных на доске, пользуясь алгоритмом). ( Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом). ( Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.) Выполняют диагностическую работу. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
IV.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? - Дома § 45, упр. 361. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Аннотация
Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа обоснованного ответа.
Проблемно-диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.
Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений младших школьников.
Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:
- равенство личностных позиций учителя и ученика;
- приобретение нового знания в процессе рассуждения;
- предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;
- стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, полное раскрытие замысла автора, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.
Урок представлялся на районный семинар заместителей руководителей по УВР, а также вышел в финал Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...