Программа коррекционного курса по подготовке слабоуспевающих учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку "ОГЭ. От теории к практике"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Шумейко Софья Николаевна

       Данный курс предназначен для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов. Составляя учебно-тематическое планирование, автор исходил прежде всего из требований базового уровня обязательной подготовки обучающихся по предмету.

       Коррекционный  курс «ОГЭ. От теории к практике» разработан с учетом особенностей восприятия слабоуспевающих учащихся  трудностей, связанных

  • ·         с осмыслением звучащей речи, вычленением главной и второстепенной информации, передачей микротем и т.д.;
  • ·         с осмыслением структуры разнообразных типов и видов предложений и их функционированием в речи обучающихся,  обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы;
  • ·         с формулированием главной мысли текста, работой с текстом, связным и логичным выражением собственных мыслей при ответе на конкретную тему и т.п.

       Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания  основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в школе. Предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила, обобщить и систематизировать  знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их.

            В процессе прохождения курса обучающиеся работают со всеми типами заданий в формате ОГЭ: учатся писать сжатое изложение и сочинения-рассуждения разных видов; выполняют задания по лингвистическому анализу текста (закрепляют знание о лексических и синтаксических средствах выразительности, о  структуре простого (осложнённого) и сложного предложения  - ССП, СПП, БСП, предложениях усложнённой структуры (с различными видами связи); учатся отличать сложные предложения от других видов предложений, разграничивать части предложений (главную и зависимую), задавать вопросы, определять средства связи; вспоминают  и отрабатывают правила пунктуации, основывающиеся на синтаксической структуре предложения).

       С целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ в 9 классе автор включает в материал занятий задания–тесты, практические занятия, анализ текста, разнообразные диктанты, проверяющие усвоение изученного материала,  упражнения  на обнаружение и исправление разного рода ошибок.

       В целом данный курс должен  освоению знаний обучающихся 9 классов за курс основного среднего образования по русскому языку и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnogo_kursa.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

«ОГЭ. От теории к практике»

Программа коррекционного курса

 по подготовке слабоуспевающих учащихся 9 класса

к ОГЭ по русскому языку.

Составитель: Шишкина Софья Николаевна.

Г.Лабинск

2017 г.

1. Содержание.

         Программа коррекционного курса отражает основные сведения по всем разделам русского языка, изученным в курсе средней школы с целью успешно сдать итоговые экзамены по русскому языку в форме ОГЭ и позволяет ещё раз уделить внимание темам, которые были освоены учащимися поверхностно. Кроме того, учащиеся познакомятся с критериями оценивания всех частей экзаменационной работы.

         Коррекционный курс состоит из трёх больших разделов: «Изложение»,  «Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа», «Сочинение».

         В  разделе   «Изложение»  обучающиеся получат возможность работать с основными приёмами передачи микротем, способами сжатия текста, структурой изложения.

        Раздел «Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа» позволит учащимся вспомнить и систематизировать материал по следующим разделам языкознания: «Морфемика», «Словообразование», «Лексика», «Синтаксис словосочетания,  простого и сложного предложения».

         В разделе «Сочинение» обучающиеся познакомятся со структурой сочинений-рассуждений разных типов, научатся подбирать аргументы в защиту своего тезиса, грамотно оформлять мысль в соответствии с критериями ОГЭ.

        Раздел «Итоговые занятия» посвящён контролю изученного материала, а также анализу уровня освоенности материала по итогам пробного экзамена.

         Программа курса  построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1.

Изложение.

7

2.

Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа.

10

3.

Сочинение.

14

4.

Итоговые занятия.

3

Итого:

34

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Выполняемые задания

(в соответствии с тестовой частью ОГЭ).

Форма проведения занятия

Форма контроля

Часть 1. Изложение.

1

Введение. Понятие «сжатое изложение». Нормы оценивания. Микротемы. Пробное изложение.

1

Задание 1

Комбинированный урок (лекция, практикум)

2

Способы сжатия текста. Упрощение.

1

Задание 1

Урок-лекция

3

Практическая работа с текстом.

1

Задание 1

Урок-практикум

Тест

4

Способы сжатия текста. Обобщение.

1

Задание 1

Урок-лекция

5

Практическая работа с текстом.

1

Задание 1

Урок-практикум

Тест

6

Способы сжатия текста. Исключение.

1

Задание 1

Урок-лекция

7

Контрольное изложение (под аудиозапись).

1

Задание 1

Урок контроля

Контрольное изложение

Часть 2. Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа.

8

Главная мысль текста. Микротемы.

1

Задание 2.

Комбинированный урок. (лекция, практикум)

9

Синтаксические и лексические средства выразительности.

1

Задания 3, 6.

Урок-практикум

Заполнение таблицы

    10

Морфемика. Правописание приставок, суффиксов.

1

Задания 4, 5.

Урок-практикум

Тест

11

Словосочетание. Виды связи.

1

Задание 7.

Урок-практикум

12

Грамматическая основа в простом и сложном предложении.

1

Задания 8, 11.

Урок-практикум

13

Простое предложение. Обособленные члены предложения.

1

Задание 9.

Урок-практикум

14

Простое предложение. Вводные конструкции.

1

Задание 10.

Урок-практикум

Тест по структуре простого предложения

15

СПП, знаки препинания в нём. СПП с несколькими придаточными.

1

Задания 12,13.

Урок-практикум

16

Сложное предложение с разными видами связи.

1

Задание 14.

Урок-практикум

Тест по сложному предложению

17

Составление КИМа.

1

Задания 2-14

Урок контроля

Разработка КИМа

Часть 3. Сочинение.

18

Введение. Нормы оценивания сочинений. Критерии ГК1-ГК4, ФГК.

Задание 15

Урок-лекция

19

Структура и объём сочинения. Связь абзацев.

Задание  15.1

Урок-практикум

20

Понятие о лингвистическом сочинении. Его особенности.

Задание  15.1

Урок-практикум

21

Синтаксические и лексические средства выразительности.

Задание  15.1

Урок-практикум

22

Практическая работа с текстом. Сочинение 15.1.

Задание  15.1

Урок-практикум

23

Самостоятельное написание сочинения 15.1.

Задание 15.1

Урок-практикум

Обучающее сочинение 15.1

24

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (15.2). Его особенности.

Задание 15.2

Урок-практикум

25

Понимание основной мысли. Ключевые (опорные) слова. Подбор обобщений из текста.

Задание 15.2

Урок-практикум

26

Практическая работа с текстом (подготовка к сочинению 15.2)

Задание 15.2

Урок-практикум

27

Самостоятельное написание сочинения 15.2.

1

Задание 15.2

Урок-практикум

Обучающее сочинение 15.2

28

Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему. Его особенности.

1

Задание 15.3

Урок-практикум

29

Работа со словарём. Составление «банка» понятий.

1

Задание 15.3

Урок-практикум

30

Практическая работа с текстом (формулирование определений, подбор аргументов)

1

Задание 15.3

Урок-практикум

31

Самостоятельное написание сочинения 15.3.

1

Задание 15.3

Урок-практикум

Обучающее сочинение 15.3

32-33

Контрольная работа в формате ОГЭ.

2

Задания 1-15

Уроки контроля

34

Анализ экзаменационной работы. Коррекция ошибок.

1

Урок коррекции знаний

Список литературы, рекомендуемый для учащихся

1.Воителева Т.М., Войлова К.А.и др. «Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.-М.:Дрофа,2007.

2.Капинос В.И., Пучкова Л.И «Русский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся».-М: Интеллект-центр, 2007.

3.ПучковаЛ.И., Мамона Т.Н «Русский язык: сборник тренировочных тестов». - М.: Экзамен, 2007.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5.Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке».- М.: Рольф: Айрис- пресс,2000.

6. Семенец.О.П. Русский язык: Анализ текста. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.

7.Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: Тесты. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2008.

8. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие / З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. – М.: Дрофа, 2002.

Интернет-ресурсы, рекомендуемые для самостоятельной подготовки учащихся.

http://vopvet.ru/news/kak_pisat_sochinenija_ogeh_algoritm/2015-07-23-1691

https://rus-oge.sdamgia.ru/ 

http://alfring.ru/zadaniya

https://examer.ru/oge_po_russkomu_yaziku/2017/

http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

http://www.examen.ru/add/gia/onlajn-testyi-gia/    и другие.

Список литературы, рекомендуемый для учителя

1.ОГЭ 9 класс. Типы сочинений 15.1, 15.2, 15.3: учебно-методическое пособие/авт.-сост. С.В.Толстошей, Т.И.Алхазова, О.М.Ларина, О.А.Носова, С.Е.Бондарь.-Армавир:РИО АГПУ, 2016.-100 с.

2.Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / Е.А. Влодавская, Л.И. Пучкова. – М.: Экзамен, 2007.

3.ОГЭ. Русский язык. Задание 15.1. 200 образцов сочинений на «отлично»/Г.Т.Егораева.-М.:Издательство «Экзамен», 2017.-222 с.

4. ОГЭ. Русский язык. Задание 15.3. 200 образцов сочинений на «отлично»/Г.Т.Егораева.-М.:Издательство «Экзамен», 2017.-255 с.

5.Сенина Н.А. «Русский язык. ЕГЭ -2016» ».-Ростов-на-Дону, 2016.

6. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; Под ред. И.Б.Голуб. – М.: Айрис - пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В  ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ...

Тесты для подготовки слабоуспевающих учащихся к ГИА по математике

Тесты представлены в 10 вариантах с ответами для подготовки к ГИА по математике. Предназначены для отработки основных тем математики со слабоуспевающими учащимися.Каждый вариант состоит из трех модуле...

"Стили русского языка: от теории к практике"

Конкурсная работа на XIII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»...

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...

Программа по русскому языку. Курс «Теория и практика сочинений»

    В школьной практике обучения русскому языку  и развитию речи   вопросы обучения написанию сочинений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубо...

Справка по итогам ВШК по подготовке слабоуспевающих учащихся 9, 11 классов к ГИА-2018

СПРАВКАпо итогам внутришкольного мониторинга  по подготовке слабоуспевающих учащихся 9, 11 классов к ГИА – 2018 года....