Программа коррекционного курса по подготовке слабоуспевающих учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку "ОГЭ. От теории к практике"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данный курс предназначен для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов. Составляя учебно-тематическое планирование, автор исходил прежде всего из требований базового уровня обязательной подготовки обучающихся по предмету.
Коррекционный курс «ОГЭ. От теории к практике» разработан с учетом особенностей восприятия слабоуспевающих учащихся трудностей, связанных
- · с осмыслением звучащей речи, вычленением главной и второстепенной информации, передачей микротем и т.д.;
- · с осмыслением структуры разнообразных типов и видов предложений и их функционированием в речи обучающихся, обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы;
- · с формулированием главной мысли текста, работой с текстом, связным и логичным выражением собственных мыслей при ответе на конкретную тему и т.п.
Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в школе. Предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила, обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их.
В процессе прохождения курса обучающиеся работают со всеми типами заданий в формате ОГЭ: учатся писать сжатое изложение и сочинения-рассуждения разных видов; выполняют задания по лингвистическому анализу текста (закрепляют знание о лексических и синтаксических средствах выразительности, о структуре простого (осложнённого) и сложного предложения - ССП, СПП, БСП, предложениях усложнённой структуры (с различными видами связи); учатся отличать сложные предложения от других видов предложений, разграничивать части предложений (главную и зависимую), задавать вопросы, определять средства связи; вспоминают и отрабатывают правила пунктуации, основывающиеся на синтаксической структуре предложения).
С целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ в 9 классе автор включает в материал занятий задания–тесты, практические занятия, анализ текста, разнообразные диктанты, проверяющие усвоение изученного материала, упражнения на обнаружение и исправление разного рода ошибок.
В целом данный курс должен освоению знаний обучающихся 9 классов за курс основного среднего образования по русскому языку и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnogo_kursa.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОГЭ. От теории к практике»
Программа коррекционного курса
по подготовке слабоуспевающих учащихся 9 класса
к ОГЭ по русскому языку.
Составитель: Шишкина Софья Николаевна.
Г.Лабинск
2017 г.
1. Содержание.
Программа коррекционного курса отражает основные сведения по всем разделам русского языка, изученным в курсе средней школы с целью успешно сдать итоговые экзамены по русскому языку в форме ОГЭ и позволяет ещё раз уделить внимание темам, которые были освоены учащимися поверхностно. Кроме того, учащиеся познакомятся с критериями оценивания всех частей экзаменационной работы.
Коррекционный курс состоит из трёх больших разделов: «Изложение», «Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа», «Сочинение».
В разделе «Изложение» обучающиеся получат возможность работать с основными приёмами передачи микротем, способами сжатия текста, структурой изложения.
Раздел «Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа» позволит учащимся вспомнить и систематизировать материал по следующим разделам языкознания: «Морфемика», «Словообразование», «Лексика», «Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения».
В разделе «Сочинение» обучающиеся познакомятся со структурой сочинений-рассуждений разных типов, научатся подбирать аргументы в защиту своего тезиса, грамотно оформлять мысль в соответствии с критериями ОГЭ.
Раздел «Итоговые занятия» посвящён контролю изученного материала, а также анализу уровня освоенности материала по итогам пробного экзамена.
Программа курса построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов |
1. | Изложение. | 7 |
2. | Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа. | 10 |
3. | Сочинение. | 14 |
4. | Итоговые занятия. | 3 |
Итого: | 34 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Выполняемые задания (в соответствии с тестовой частью ОГЭ). | Форма проведения занятия | Форма контроля | ||
Часть 1. Изложение. | |||||||
1 | Введение. Понятие «сжатое изложение». Нормы оценивания. Микротемы. Пробное изложение. | 1 | Задание 1 | Комбинированный урок (лекция, практикум) | |||
2 | Способы сжатия текста. Упрощение. | 1 | Задание 1 | Урок-лекция | |||
3 | Практическая работа с текстом. | 1 | Задание 1 | Урок-практикум | Тест | ||
4 | Способы сжатия текста. Обобщение. | 1 | Задание 1 | Урок-лекция | |||
5 | Практическая работа с текстом. | 1 | Задание 1 | Урок-практикум | Тест | ||
6 | Способы сжатия текста. Исключение. | 1 | Задание 1 | Урок-лекция | |||
7 | Контрольное изложение (под аудиозапись). | 1 | Задание 1 | Урок контроля | Контрольное изложение | ||
Часть 2. Задания с выбором ответа или самостоятельной краткой формулировкой ответа. | |||||||
8 | Главная мысль текста. Микротемы. | 1 | Задание 2. | Комбинированный урок. (лекция, практикум) | |||
9 | Синтаксические и лексические средства выразительности. | 1 | Задания 3, 6. | Урок-практикум | Заполнение таблицы | ||
10 | Морфемика. Правописание приставок, суффиксов. | 1 | Задания 4, 5. | Урок-практикум | Тест | ||
11 | Словосочетание. Виды связи. | 1 | Задание 7. | Урок-практикум | |||
12 | Грамматическая основа в простом и сложном предложении. | 1 | Задания 8, 11. | Урок-практикум | |||
13 | Простое предложение. Обособленные члены предложения. | 1 | Задание 9. | Урок-практикум | |||
14 | Простое предложение. Вводные конструкции. | 1 | Задание 10. | Урок-практикум | Тест по структуре простого предложения | ||
15 | СПП, знаки препинания в нём. СПП с несколькими придаточными. | 1 | Задания 12,13. | Урок-практикум | |||
16 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | Задание 14. | Урок-практикум | Тест по сложному предложению | ||
17 | Составление КИМа. | 1 | Задания 2-14 | Урок контроля | Разработка КИМа | ||
Часть 3. Сочинение. | |||||||
18 | Введение. Нормы оценивания сочинений. Критерии ГК1-ГК4, ФГК. | Задание 15 | Урок-лекция | ||||
19 | Структура и объём сочинения. Связь абзацев. | Задание 15.1 | Урок-практикум | ||||
20 | Понятие о лингвистическом сочинении. Его особенности. | Задание 15.1 | Урок-практикум | ||||
21 | Синтаксические и лексические средства выразительности. | Задание 15.1 | Урок-практикум | ||||
22 | Практическая работа с текстом. Сочинение 15.1. | Задание 15.1 | Урок-практикум | ||||
23 | Самостоятельное написание сочинения 15.1. | Задание 15.1 | Урок-практикум | Обучающее сочинение 15.1 | |||
24 | Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (15.2). Его особенности. | Задание 15.2 | Урок-практикум | ||||
25 | Понимание основной мысли. Ключевые (опорные) слова. Подбор обобщений из текста. | Задание 15.2 | Урок-практикум | ||||
26 | Практическая работа с текстом (подготовка к сочинению 15.2) | Задание 15.2 | Урок-практикум | ||||
27 | Самостоятельное написание сочинения 15.2. | 1 | Задание 15.2 | Урок-практикум | Обучающее сочинение 15.2 | ||
28 | Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему. Его особенности. | 1 | Задание 15.3 | Урок-практикум | |||
29 | Работа со словарём. Составление «банка» понятий. | 1 | Задание 15.3 | Урок-практикум | |||
30 | Практическая работа с текстом (формулирование определений, подбор аргументов) | 1 | Задание 15.3 | Урок-практикум | |||
31 | Самостоятельное написание сочинения 15.3. | 1 | Задание 15.3 | Урок-практикум | Обучающее сочинение 15.3 | ||
32-33 | Контрольная работа в формате ОГЭ. | 2 | Задания 1-15 | Уроки контроля | |||
34 | Анализ экзаменационной работы. Коррекция ошибок. | 1 | Урок коррекции знаний |
Список литературы, рекомендуемый для учащихся
1.Воителева Т.М., Войлова К.А.и др. «Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.-М.:Дрофа,2007.
2.Капинос В.И., Пучкова Л.И «Русский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся».-М: Интеллект-центр, 2007.
3.ПучковаЛ.И., Мамона Т.Н «Русский язык: сборник тренировочных тестов». - М.: Экзамен, 2007.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке».- М.: Рольф: Айрис- пресс,2000.
6. Семенец.О.П. Русский язык: Анализ текста. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
7.Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: Тесты. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2008.
8. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие / З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. – М.: Дрофа, 2002.
Интернет-ресурсы, рекомендуемые для самостоятельной подготовки учащихся.
http://vopvet.ru/news/kak_pisat_sochinenija_ogeh_algoritm/2015-07-23-1691
https://examer.ru/oge_po_russkomu_yaziku/2017/
http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/
http://www.examen.ru/add/gia/onlajn-testyi-gia/ и другие.
Список литературы, рекомендуемый для учителя
1.ОГЭ 9 класс. Типы сочинений 15.1, 15.2, 15.3: учебно-методическое пособие/авт.-сост. С.В.Толстошей, Т.И.Алхазова, О.М.Ларина, О.А.Носова, С.Е.Бондарь.-Армавир:РИО АГПУ, 2016.-100 с.
2.Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / Е.А. Влодавская, Л.И. Пучкова. – М.: Экзамен, 2007.
3.ОГЭ. Русский язык. Задание 15.1. 200 образцов сочинений на «отлично»/Г.Т.Егораева.-М.:Издательство «Экзамен», 2017.-222 с.
4. ОГЭ. Русский язык. Задание 15.3. 200 образцов сочинений на «отлично»/Г.Т.Егораева.-М.:Издательство «Экзамен», 2017.-255 с.
5.Сенина Н.А. «Русский язык. ЕГЭ -2016» ».-Ростов-на-Дону, 2016.
6. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; Под ред. И.Б.Голуб. – М.: Айрис - пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ...
Тесты для подготовки слабоуспевающих учащихся к ГИА по математике
Тесты представлены в 10 вариантах с ответами для подготовки к ГИА по математике. Предназначены для отработки основных тем математики со слабоуспевающими учащимися.Каждый вариант состоит из трех модуле...
"Стили русского языка: от теории к практике"
Конкурсная работа на XIII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»...
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...
Программа по русскому языку. Курс «Теория и практика сочинений»
В школьной практике обучения русскому языку и развитию речи вопросы обучения написанию сочинений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубо...
Справка по итогам ВШК по подготовке слабоуспевающих учащихся 9, 11 классов к ГИА-2018
СПРАВКАпо итогам внутришкольного мониторинга по подготовке слабоуспевающих учащихся 9, 11 классов к ГИА – 2018 года....