"Стили русского языка: от теории к практике"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Конкурсная работа на XIII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_11.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
XIII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»
План – конспект урока русского языка в 11 классе
на тему
«Стили русского языка: от теории к практике»
Выполнила учитель русского языка и литературы
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Самарской области основной
общеобразовательной школы с. Красноармейское
муниципального района Красноармейский
Самарской области
Жданова Ольга Александровна
2014
Тема: Стили русского языка: от теории к практике
Цель:
1. Научиться ориентироваться в стилях русского языка и применять их на практике.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютеры, учебники, тетради, памятки, газеты «Самарские известия», «Аргументы и факты», «Знамя труда».
Структура урока:
№ п/п | Этап урока | Универсальные учебные действия | Количество времени |
1 | Организационный момент | 2 минуты | |
2 | Работа с таблицей | Логическое мышление. Целеполагание. | 3 минуты |
3 | Повторение изученного материала. Тренинг (работа за компьютером) | Сотрудничество со сверстниками. Проверка своих знаний. | 5 минут |
4 | Групповая работа | Способность к анализу имеющейся информации. Умение точно и кратно выражать мысли. | 7 минут |
5 | Работа в группах. Создание собственных текстов (рецензии, листовки, резюме) | Сотрудничество со сверстниками. Умение пользоваться памяткой и с помощью нее составлять собственный текст. | 10 минут |
6 | Презентация собственных текстов | Умение точно выражать свои мысли. | 10 минут |
7 | Итог урока. Рефлексия | Умение делать выводы и оценивать работу своих товарищей. | 2 минуты |
8 | Домашнее задание | 1 минута |
Планируемый результат | |
Предметные умения - знать стили речи и их отличительные признаки - обобщить и систематизировать знания по данной теме - научиться применять знания на практике | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 класс. М., Русское слово, 2008 год |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | - Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о чудесах. Не удивляйтесь, я не оговорилась: человек, владеющий речевым мастерством, подобен чародею, виртуозно управляющемуся со своей волшебной палочкой. Недаром американский психолог и бизнесмен Даниэл Карнеги говорил: «Заберите у меня всё, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел». Действительно, от того, как мы говорим и насколько грамотно пишем, зависит наше успешное будущее. Тема нашего урока: Стили русского языка от теории к практике. Цель урока: обобщить и систематизировать знания по данной теме и применять их на практике. | ||
Актуализация опорных знаний | регулятивные: - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Слово учителя: Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой – Стиль это просто разговорный, А не какой-нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай, в них художественный стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль публицистический, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – официально-деловой. А правила когда мы учим, Употребляем стиль научный. | Обучающиеся вспоминают стили русского языка. и с помощью таблицы, воспроизведённой на экране, формулируют признаки каждого стиля. |
Постановка учебной проблемы | . Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли | Вспомним теоретические сведения о стилях русского языка. У вас на столах есть таблицы. Найдите их, пожалуйста. - Итак, сколько всего стилей в русском языке? (5) - Поговорим о каждом. Первый стиль в таблице – разговорный. Его признаки: 1.Сфера применения: в устной речи- беседа в кругу близких людей; в письменной речи-дружеские письма, послания. 2. Цель высказывания – общение, обмен мыслями. 3. Средства языка характерные для стиля- оценочная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, простые предложения, обращения, вводные слова. Второй стиль – научный. Его признаки: 1.Сфера применения: в устной речи – уроки, лекции, беседы; в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научные книги. 2. Цель высказывания – сообщение, передача научной информации. 3.Средства языка, характерные для стиля: термины, сложные предложения, обособленные определения, вводные слова. Третий стиль-официально-деловой. Его признаки: 1.Сфера применения: в устной речи- объявления (по радио, телевидению); в письменной речи – законы, документы, объявления. 2.Цель высказывания – сообщение, передача деловой информации. 3.Средства языка, характерные для стиля: устойчивые выражения слов, полные названия государств, государственных органов, учреждений, точные обозначения дат, количеств, величин; употребление слов только | ||||
в прямом значении. Четвертый стиль- публицистический. Его признаки: 1. Сфера применения: в устной речи- выступления на митингах, собраниях, съездах; в письменной речи – статьи в газетах, журналах. 2.Цель высказывания – воздействие на слушателей или читателей. 3.Средства языка, характерные для стиля: слова и обороты общественно-политического характера, восклицательные, побудительные предложения. Пятый стиль – художественный. Его признаки: 1. Сфера применения: в устной речи – произведения устного народного творчества; в письменной речи – произведения художественной литературы. 2.Цель высказывания – воздействие на слушателей или читателей произведения. 3. Средства языка, характерные для стиля: метафоры, эпитеты, сравнения и т.д. Молодцы! | ||||||
Формулирование проблемы, планирование | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) регулятивные: - высказывать своё предположение | - А сейчас, ребята, мы проведём мини-тренинг. Вы будете работать за компьютерами. Познакомившись с текстом, вы должны определить его стиль. Только при правильном ответе вы дойдёте до пятого текста и впоследствии подучите похвалу магистра и рекомендации при подготовке к экзаменам. (См. задания в Приложениях к уроку) - Вы успешно справились с этим заданием, а теперь возвращаемся на свои места. | Учащиеся проверяют свои знания с помощью компьютера и получают соответствующую оценку. | |||
Открытие нового знания | Предметные: - владеть способами определения правильности выбора; - уметь применять памятку №1 Регулятивные: - высказывать своё предположение; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Сейчас мы с вами будем работать в группах. У нас три группы: №1 «Исследователи», №2 «Журналисты», №3 «Секретари-референты». У нас с вами сегодня не соревнования, а работа, в сотрудничестве. Успех вашей группы зависит от успеха каждого из вас. В каждой группе мне нужен координатор, который будет организовывать работу и оценивать участие каждого из вас в таблице. Я думаю, что вы справитесь с этой работой! У каждой группе на столах лежат периодические издания: «Самарские известия», «Аргументы и факты», «Знамя труда». Вам нужно в своей газете найти текст определённого стиля и аргументировать свой ответ. №1 «Исследователи» - текст научно-популярного стиля, №2 «Журналисты» - текст публицистического стиля, №3 «Секретари-референты» - текст официально-делового стиля. В вашей работе вам поможет памятка №1. Время на работу – 5 минут. | -Обучающиеся работают в группах, распределяют между собой виды деятельности, учатся работать с памяткой №1. |
Применение нового знания | Метапредметные (УУД) регулятивные: - высказывать своё предположение; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. личностные: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивы. (Зачем?) | Заслушивание ответов учащихся. А теперь самое интересное, но и самое трудное задание. Это создание собственных текстов и их презентаций. №1 «Исследователи». Вам, ребята, в этом учебном году предстоит научиться писать рецензию. - Это какой стиль? (научный). Вам предлагается коллективно написать рецензию на предложенный текст. Вам поможет памятка №2. №2 «Журналисты». Мне очень хотелось бы видеть в вас людей с активной жизненной позицией. Я надеюсь, что вам не безразлично то, что происходить вокруг вас. Поэтому вам предлагается творческое задание – написать небольшое обращение к своим односельчанам на экологическую или нравственную тему. Воспользуйтесь памяткой №2. №3 «Секретари-референты». Пройдёт совсем немного времени, и вы станете студентами, а потом вам предстоит устраиваться на работу. Бывает так, что успешная карьера человека чудесным образом начинается с правильно составленного резюме. Резюме – жанр письменной деловой речи. Ваша задача – написать такое резюме, чтобы работодатель захотел взять вас на работу. Вам поможет | Обучающиеся работают в группах, распределяют между собой виды деятельности, учатся слушать и оценивать друг друга. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | вас на работу. Вам поможет памятка №3. А сейчас самый ответственный момент – презентация ваших творческих работ. Координаторы фиксируют в табличках работу каждого из вашей группы. Большое спасибо вам за выступления! А сейчас посмотрим, насколько продуктивно каждый из вас на сегодняшнем уроке. Слово координаторам. | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
|
Домашнее задание | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; | Задание на дом: Попробуйте создать свои тексты художественного стиля. Мне будет интересно прочитать ваши работы. |
Приложения к уроку
Стили русского языка
План характеристики стиля | РАЗГОВОРНЫЙ | КНИЖНЫЕ | ||||
НАУЧНЫЙ | ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ | ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1)Сфера применения в устной речи в письменной речи | Беседа в кругу близких людей Дружеские письма, послания | Уроки, лекции, беседы. Учебники, словари, энциклопедии | Объявления(по радио, телевидению) Законы, документы, объявления | Выступления на митингах, собраниях, съездах Статьи в газетах, журналах | Произведения устного народного творчества Произведения художественной литературы | |
2)Цель высказывания | Общение, обмен мыслями | Сообщения, передача научной информации | Сообщения, передача деловой информации | Воздействие на слушателей или читателей | Воздействие на слушателей или читателей произведений | |
3) Средства языка, характерные для стиля | Оценочная лексика, слова с уменьшительно-ласкат. суффиксами, простые предл. | Термины, сложные предложения, обособленные определения, вводные слова | Устойчивые выражения слов, полные названия государств, гос.органов, учреждений | Слова и обороты общественно-политического характера, восклицательные, побудительные предл. | Метафоры, сравнения, эпитеты и др. художественные средства |
Мини-тренинг
№1. Главной проблемой многих студенческих групп, увы, является практическое отсутствие дружного сплоченного коллектива, где один за всех и все за одного. То есть группа, объединяющая около 10 человек, существует только в рамках института. Вне вуза, говоря словами старосты одной из групп первого курса, нет общих интересов и дел. Если в группе все вежливы друг с другом, считается, что все в порядке, а на самом деле коллектива как такого нет. Ты меня не трогай, и я тебя не трону, у меня своя жизнь, у тебя – СВОЯ.
(Из газеты «Педагогический университет»)
№2. Навстречу вышел старик. Так это он! Я тотчас же узнал его; но он согнулся уже вдвое против прежнего. Он узнал меня и приветствовал с тою же знакомою мне улыбкою. Я вошел за ним в комнаты; казалось, все было в них по-прежнему; но я заметил во всем какой-то странный беспорядок…
(Н.В. Гоголь «Старостветские помещики»)
№3. Иностранный капитал играл важную роль в российской промышленности, но он так и не стал определяющим фактором ее развития. Предприятия, в которые вкладывались иностранные капиталы, являлись частью российской экономики, а не филиалами заграничных монополий.
(Из учебника истории)
№4. –Привет! Как жизнь?
- Лучше всех. А ты как? Что-то я тебя давно во дворе не видел?
- Да математика заела. С репетитором занимаюсь три раза в неделю.
- А… Ну, смотри. У нас команда собралась отличная. Придешь?
- Не-а. Сказал ведь: математика.
- Ну, давай.
- Пока.
№5. Мы рады были узнать, что Вы видели нашу продукцию на Автосалоне в Лондоне, и нам очень приятно выслать отдельной почтой наши образцы, которые охватывают ассортимент товаров, в которых Вы заинтересованы.
команда «Исследователи»
ПАМЯТКА №1
Эта памятка поможет вам при работе с газетным материалом
Мы считаем, что данный текст относится к научному стилю, так как
цель данного текста – передача точной информации (уточните, какой именно);
преобладание фактического материала;
логическая последовательность в изложении;
объективность и доказательность;
лексические особенности (термины, слова иноязычного происхождения), отсутствие глаголов 1 и 2 лица;
синтаксические особенности (сложные синтаксические конструкции, безличные предложения, вводные слова).
различают три подстиля
собственно-научный научно-популярный
(диссертация, рецензия) учебно-научный (статья в газете, журнале)
(конспект, тезисы, реферат)
команда «Секретарь – референт»
ПАМЯТКА №1
Эта памятка поможет вам при работе с газетным материалом
Мы представляем текст официально-делового стиля, так как
жанр этого текста (закон, указ, приказ, устав, заявление, постановление, расписка, справка, резюме);
цель официально-делового стиля – констатация факта, информация;
отсутствие разговорной и эмоционально окрашенной лексики;
детальность, точность (точная дата, точные названия предприятий, организаций и т.д.);
нумерация частей и параграфов;
слова-канцерялизмы (нижеподписавшиеся, вышесказанное и т.д.)
сложные слова (аббревиатуры);
существительные обозначающие звания, должности;
преобладание сложных, в основном сложноподчиненных предложений;
обилие придаточных предложений и вводных слов;
отглагольные существительные (решение, постановление, планирование и т.д.)
команда «Журналисты»
ПАМЯТКА №1
Эта памятка поможет вам при работе с газетным материалом
Перед нами текст публицистического стиля (автор которого…), так как он (текст) обладает следующими признаками:
Цель публицистики – воздействие, важное сообщение. Публицистика формирует общественное мнение.
отражаются факты, события, общественно-значимые явления;
это язык газет, радио, телевидения;
содержит черты всех стилей: научного, разговорного, делового;
жанры: очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью;
используются всевозможные изобразительно-выразительные средства: метафоры, эпитеты, сравнения и др.;
в отличие от научного и официально-делового стилей не является строго регламентированным и допускает вариантность норм
команда «Журналисты»
ПАМЯТКА №2
Как готовиться к устному высказыванию:
1.Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
2.Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т.д.).
3.Соберите или отберите необходимый материал.
4.Используйте обращения (Уважаемые односельчане, жители нашего села, граждане и т.д.).
5.Обязательно используйте побудительные предложения призывного характера (посмотрите вокруг…, будьте…, не оставайтесь равнодушными…).
6.Можно использовать риторические вопросы. (Нравится ли вам ваша малая родина? Хотели ли вы что-нибудь у нас изменить? Можем ли мы жить лучше? От кого в основном зависит изменение жизненного уровня людей?).
7.Используйте общественно значимую лексику (народ, малая родина, наш долг, священная обязанность, экологическая ситуация, значимость дела и т.д.).
8.Не забудьте сделать подпись от имени кого написано это обращение.
команда «Исследователи»
ПАМЯТКА №2
Типовые речевые конструкции
В данном тексте, написанном …, говорится о… . В центре внимания автора находятся … . Идея данного текста выражается в том, что … . Несомненно, автору удалось доказать … . Голос автора звучит эмоционально, непринужденно, самобытно.
Перед нами текст-рассуждение (повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами повествования, рассуждение с элементами описания), написанный в рамках научно-популярного (публицистического, художественного) стиля.
Эмоциональность и доступность изложения достигается использованием различных изобразительно-выразительных средств…
В тексте, написанном в рамках научно-популярного стиля, сочетаются черты, свойственные научной прозе, - информативность, стройность и логичность построения – с изобразительностью, эмоциональностью, оценочностью, присущими художественной речи.
Мы согласны с мнением автора, так как… .
Нельзя не согласиться с автором в том, что … . Позволим себе не согласиться с автором … . В отличие от автора, мы считаем, что … .
команда «Секретарь-референт»
ПАМЯТКА №2
Как написать резюме
Резюме – жанр письменной деловой речи, который имеет свои особенности:
1.Информативность (полученное образование);
2.Краткость (не больше 2х страниц);
3.Достоверность (подтвердить документацией).
Разделы резюме:
1.Личные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, дата и место рождения, адрес, телефонный номер, адрес личной электронной почты).
2.Образование (начало-завершение образования, название учебного заведения, факультет, полученная специальность).
3.Опыт работы (последнее место работы), сфера деятельности, должность.
4.Знание иностранных языков.
5.Работа с компьютером.
6.Специальные навыки (водительские права, опыт вождения, скорость набора текстов).
7.Интересы и увлечения.
Таблица результатов деятельности группы « …»
фамилия, имя уча-ся | работа с текстом | аргументация | выступление | подготовка презентации | презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ...
эссе "Функциональные стили русского языка при его официальном использовании в качестве государственного языка РФ единство или смешение?"
эссе о единстве и смешении функциональных стилей...
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...
Программа по русскому языку. Курс «Теория и практика сочинений»
В школьной практике обучения русскому языку и развитию речи вопросы обучения написанию сочинений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубо...
презентация по русскому языку Стили русского языка
презентация по русскому языку Стили русского языка...
Рабочая программа элективного курса «Английский язык. От теории к практике» для 11 класса
Изучение курса поможет ученику получить опыт работы на уровне повышенных требований, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также развить учебную мотивацию....
Задание №6 ЕГЭ по русскому языку 2020 (теория и практика)
Мини-сборник необходимой теории и практики для подготовки выполнения задания №6 ЕГЭ по русскому языку на тему "Лексические нормы русского языка"....