"Стили русского языка: от теории к практике"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Жданова Ольга Александровна

Конкурсная работа на XIII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_11.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

XIII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»

                                                             

                     План – конспект урока русского языка в 11 классе

на тему

           «Стили русского языка: от теории к практике»

                        Выполнила учитель русского языка и литературы

государственного бюджетного общеобразовательного                  

учреждения Самарской области основной

общеобразовательной школы с. Красноармейское

муниципального района Красноармейский

Самарской области

                                                                                                         Жданова Ольга Александровна

2014

                                                 Тема: Стили русского языка: от теории к практике

Цель: 

1. Научиться ориентироваться в стилях русского языка и применять их на практике.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютеры, учебники, тетради, памятки, газеты «Самарские известия», «Аргументы и факты», «Знамя труда».

                                                   

                                                                            Структура урока:

№ п/п

Этап урока

Универсальные учебные действия

Количество времени

1

Организационный момент

2 минуты

2

Работа с таблицей

Логическое мышление. Целеполагание.

3 минуты

3

Повторение изученного материала. Тренинг (работа за компьютером)

Сотрудничество со сверстниками. Проверка своих знаний.

5 минут

4

Групповая работа

Способность к анализу  имеющейся информации. Умение точно и кратно выражать мысли.

7 минут

5

Работа в группах. Создание собственных текстов (рецензии, листовки, резюме)

Сотрудничество со сверстниками. Умение пользоваться памяткой и с помощью нее составлять собственный текст.

10 минут

6

Презентация собственных текстов

Умение точно выражать свои мысли.

10 минут

7

Итог урока. Рефлексия

Умение делать выводы и оценивать работу своих товарищей.

2 минуты

8

Домашнее задание

1 минута


Планируемый результат

Предметные умения

- знать стили речи и их отличительные признаки

- обобщить и систематизировать знания по данной теме

- научиться применять знания на практике

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

    Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 класс. М., Русское слово, 2008 год

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о чудесах. Не удивляйтесь, я не оговорилась: человек, владеющий речевым мастерством, подобен чародею, виртуозно управляющемуся со своей волшебной палочкой. Недаром американский психолог и бизнесмен Даниэл Карнеги говорил: «Заберите у меня всё, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел».

Действительно, от того, как мы говорим и насколько грамотно пишем, зависит наше успешное будущее.

Тема нашего урока: Стили русского языка от теории к практике.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по данной теме и применять их на практике.  

Актуализация опорных знаний

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слово учителя:

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой – официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный.

Обучающиеся вспоминают стили русского языка. и с помощью таблицы, воспроизведённой на экране, формулируют признаки каждого стиля.  

Постановка  учебной проблемы

.

     Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Вспомним теоретические сведения о стилях русского языка. У  вас на столах есть таблицы. Найдите их, пожалуйста.

- Итак, сколько всего стилей в русском языке? (5)

 - Поговорим о каждом. Первый стиль в таблице – разговорный.

Его признаки: 1.Сфера применения: в устной речи- беседа в кругу близких людей; в письменной речи-дружеские письма, послания. 2. Цель высказывания – общение, обмен мыслями. 3. Средства языка характерные для стиля- оценочная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, простые предложения, обращения, вводные слова.

Второй стиль – научный.

Его признаки: 1.Сфера применения: в устной речи – уроки, лекции, беседы; в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научные книги. 2. Цель высказывания – сообщение, передача научной информации. 3.Средства языка, характерные для стиля: термины, сложные предложения, обособленные определения, вводные слова.

Третий стиль-официально-деловой.

Его признаки: 1.Сфера применения: в устной речи- объявления (по радио, телевидению); в письменной речи – законы, документы, объявления. 2.Цель высказывания – сообщение, передача деловой информации. 3.Средства языка, характерные для стиля: устойчивые выражения слов, полные названия государств, государственных органов, учреждений, точные обозначения дат, количеств, величин; употребление слов только

в прямом значении.

Четвертый стиль- публицистический.

Его признаки: 1. Сфера применения: в устной речи- выступления на митингах, собраниях, съездах; в письменной речи – статьи в газетах, журналах. 2.Цель высказывания – воздействие на слушателей или читателей. 3.Средства языка, характерные для стиля: слова и обороты общественно-политического характера, восклицательные, побудительные предложения.

Пятый стиль – художественный.

Его признаки: 1. Сфера применения: в устной речи – произведения устного народного творчества; в письменной речи – произведения художественной литературы. 2.Цель высказывания – воздействие на слушателей или читателей произведения. 3. Средства языка, характерные для стиля: метафоры, эпитеты, сравнения и т.д.

Молодцы!

 Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

             регулятивные:

- высказывать своё предположение

- А сейчас, ребята, мы проведём мини-тренинг. Вы будете работать за компьютерами. Познакомившись с текстом, вы должны определить его стиль. Только при правильном ответе вы дойдёте до пятого текста и впоследствии подучите похвалу магистра и рекомендации при подготовке к экзаменам. (См. задания в Приложениях к уроку)

- Вы успешно справились с этим заданием, а теперь возвращаемся на свои места.

Учащиеся проверяют свои знания с помощью компьютера и получают соответствующую оценку.

Открытие нового знания

Предметные:

- владеть способами определения правильности выбора;

- уметь применять памятку №1

            Регулятивные:

- высказывать своё предположение;

     Коммуникативные:        

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Сейчас мы с вами будем работать в группах. У нас три группы: №1 «Исследователи», №2 «Журналисты», №3 «Секретари-референты».

У нас с вами сегодня не соревнования, а работа, в сотрудничестве. Успех вашей группы зависит от успеха каждого из вас. В каждой группе мне нужен координатор, который будет организовывать работу и оценивать участие каждого из вас в таблице.

Я думаю, что вы справитесь с этой работой!

У каждой группе на столах лежат периодические издания: «Самарские известия», «Аргументы и факты», «Знамя труда». Вам нужно в своей газете найти текст определённого стиля и аргументировать свой ответ.

№1 «Исследователи» - текст научно-популярного стиля, №2 «Журналисты» - текст публицистического стиля, №3 «Секретари-референты» - текст официально-делового стиля.

 В вашей работе вам поможет памятка №1.

Время на работу – 5 минут.

-Обучающиеся работают в группах, распределяют между собой виды деятельности, учатся работать с памяткой №1.

Применение нового знания

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- высказывать своё предположение;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

         личностные:

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивы. (Зачем?)

Заслушивание ответов учащихся.

А теперь самое интересное, но и самое трудное задание. Это создание собственных текстов и их презентаций.

№1 «Исследователи». Вам, ребята, в этом учебном году предстоит научиться писать рецензию. - Это какой стиль? (научный). Вам предлагается коллективно написать рецензию на предложенный текст. Вам поможет памятка №2.

№2 «Журналисты». Мне очень хотелось бы видеть в вас людей с активной жизненной позицией. Я надеюсь, что вам не безразлично то, что происходить вокруг вас. Поэтому вам предлагается творческое задание – написать небольшое обращение к своим односельчанам на экологическую или нравственную тему. Воспользуйтесь памяткой №2.

№3 «Секретари-референты». Пройдёт совсем немного времени, и вы станете студентами, а потом вам предстоит устраиваться на работу. Бывает так, что  успешная карьера человека чудесным образом начинается с правильно составленного резюме.

Резюме – жанр письменной деловой речи. Ваша задача – написать такое резюме, чтобы работодатель захотел взять вас на работу. Вам поможет

Обучающиеся работают в группах, распределяют между собой виды деятельности, учатся слушать и оценивать друг друга.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 вас на работу. Вам поможет памятка №3.

А сейчас самый ответственный момент – презентация ваших творческих работ.

Координаторы фиксируют в табличках работу каждого из вашей группы.

 Большое спасибо вам за выступления!

А сейчас посмотрим, насколько продуктивно каждый из вас на сегодняшнем уроке. Слово координаторам.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

 

Домашнее задание

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Задание на дом:

Попробуйте создать свои тексты художественного стиля. Мне будет интересно прочитать ваши работы.

Приложения к уроку

Стили русского языка

План характеристики стиля

РАЗГОВОРНЫЙ

КНИЖНЫЕ

НАУЧНЫЙ

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

               1

2

              3

4

5

1)Сфера применения

в устной речи

в письменной речи

Беседа в кругу близких людей

Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, беседы.

Учебники, словари, энциклопедии

Объявления(по радио, телевидению)

Законы, документы, объявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах

Статьи в газетах, журналах

Произведения устного народного творчества

Произведения художественной литературы

2)Цель высказывания

Общение, обмен мыслями

Сообщения, передача научной информации

Сообщения, передача деловой информации

Воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на слушателей или читателей произведений

3) Средства языка, характерные для стиля

Оценочная лексика, слова с уменьшительно-ласкат. суффиксами, простые предл.

Термины, сложные предложения, обособленные определения, вводные слова

Устойчивые выражения слов, полные названия государств, гос.органов, учреждений

Слова и обороты общественно-политического характера, восклицательные, побудительные предл.

Метафоры, сравнения, эпитеты и др. художественные средства

Мини-тренинг

№1.  Главной проблемой многих студенческих групп, увы, является практическое отсутствие дружного сплоченного коллектива, где один за всех и все за одного. То есть группа, объединяющая около 10 человек, существует только в рамках института. Вне вуза, говоря словами старосты одной из групп первого курса, нет общих интересов и дел. Если в группе все вежливы друг с другом, считается, что все в порядке, а на самом деле коллектива как такого нет. Ты меня не трогай, и я тебя не трону, у меня своя жизнь, у тебя – СВОЯ.

                                                                                                                              (Из газеты «Педагогический университет»)

№2. Навстречу вышел старик. Так это он! Я тотчас же узнал его; но он согнулся уже вдвое против прежнего. Он узнал меня и приветствовал с тою же знакомою мне улыбкою. Я вошел за ним в комнаты; казалось, все было в них по-прежнему; но я заметил во всем какой-то странный беспорядок…

                                                                                                                             (Н.В. Гоголь «Старостветские помещики»)

№3. Иностранный капитал играл важную роль в российской промышленности, но он так и не стал определяющим фактором ее развития. Предприятия, в которые вкладывались иностранные капиталы, являлись частью российской экономики, а не филиалами заграничных монополий.

                                                                                                                              (Из учебника истории)

№4. –Привет! Как жизнь?

       - Лучше всех. А ты как? Что-то я тебя давно во дворе не видел?

       - Да математика заела. С репетитором занимаюсь три раза в неделю.

       - А… Ну, смотри. У нас команда собралась отличная. Придешь?

       - Не-а. Сказал ведь: математика.

    - Ну, давай.

    - Пока.

№5. Мы рады были узнать, что Вы видели нашу продукцию на Автосалоне в Лондоне, и нам очень приятно выслать отдельной почтой наши образцы, которые охватывают ассортимент товаров, в которых Вы заинтересованы.

                                                                                                                                                        команда «Исследователи»

                                                                       ПАМЯТКА №1

Эта памятка поможет вам при работе с газетным материалом

Мы считаем, что данный текст относится к научному стилю, так как

цель данного текста – передача точной информации (уточните, какой именно);

преобладание фактического материала;

логическая последовательность в изложении;

объективность и доказательность;

лексические особенности (термины, слова иноязычного происхождения), отсутствие глаголов 1 и 2 лица;

синтаксические особенности (сложные синтаксические конструкции, безличные предложения, вводные слова).

                                                                  различают три подстиля

        

        собственно-научный                                                   научно-популярный

                                  (диссертация, рецензия)               учебно-научный          (статья в газете, журнале)

                                                                              (конспект, тезисы, реферат)

                                                                                                                                      команда «Секретарь – референт»

ПАМЯТКА №1

Эта памятка поможет вам при работе с газетным материалом

Мы представляем текст официально-делового стиля, так как

жанр этого текста (закон, указ, приказ, устав, заявление, постановление, расписка, справка, резюме);

цель официально-делового стиля – констатация факта, информация;

отсутствие разговорной и эмоционально окрашенной лексики;

детальность, точность (точная дата, точные названия предприятий, организаций и т.д.);

нумерация частей и параграфов;

слова-канцерялизмы (нижеподписавшиеся, вышесказанное и т.д.)

сложные слова (аббревиатуры);

существительные обозначающие звания, должности;

преобладание сложных, в основном сложноподчиненных предложений;

обилие придаточных предложений и вводных слов;

отглагольные существительные (решение, постановление, планирование и т.д.)

                                                                                                                            команда «Журналисты»

                                                           ПАМЯТКА №1

Эта памятка поможет вам при работе с газетным материалом

Перед нами текст публицистического стиля (автор которого…), так как он (текст) обладает следующими признаками:

Цель публицистики – воздействие, важное сообщение. Публицистика формирует общественное мнение.

отражаются факты, события, общественно-значимые явления;

это язык газет, радио, телевидения;

содержит черты всех стилей: научного, разговорного, делового;

жанры: очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью;

используются всевозможные изобразительно-выразительные средства: метафоры, эпитеты, сравнения и др.;

в отличие от научного и официально-делового стилей не является строго регламентированным и допускает вариантность норм

                                                                                                                                      команда «Журналисты»

ПАМЯТКА №2

Как готовиться к устному высказыванию:

1.Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

2.Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т.д.).

3.Соберите или отберите необходимый материал.

4.Используйте обращения (Уважаемые односельчане, жители нашего села, граждане и т.д.).

5.Обязательно используйте побудительные предложения призывного характера (посмотрите вокруг…, будьте…, не оставайтесь равнодушными…).

6.Можно использовать риторические вопросы. (Нравится ли вам ваша малая родина? Хотели ли вы что-нибудь у нас изменить? Можем ли мы жить лучше? От кого в основном зависит изменение жизненного уровня людей?).

7.Используйте общественно значимую лексику (народ, малая родина, наш долг, священная обязанность, экологическая ситуация, значимость дела и т.д.).

8.Не забудьте сделать подпись от имени кого написано это обращение.

                                                                                                                             команда «Исследователи»

ПАМЯТКА №2

Типовые речевые конструкции

В данном тексте, написанном …, говорится о… . В центре внимания автора находятся … . Идея данного текста выражается в том, что … . Несомненно, автору удалось доказать … . Голос автора звучит эмоционально, непринужденно, самобытно.

Перед нами текст-рассуждение (повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами повествования, рассуждение с элементами описания), написанный в рамках научно-популярного (публицистического, художественного) стиля.

Эмоциональность и доступность изложения достигается использованием различных изобразительно-выразительных средств…

В тексте, написанном в рамках научно-популярного стиля, сочетаются черты, свойственные научной прозе, - информативность, стройность и логичность построения – с изобразительностью, эмоциональностью, оценочностью, присущими художественной речи.

Мы согласны с мнением автора, так как… .

Нельзя не согласиться с автором в том, что … . Позволим себе не согласиться с автором … . В отличие от автора, мы считаем, что … .

                                                                                                                         команда «Секретарь-референт»

ПАМЯТКА №2

Как написать резюме

Резюме – жанр письменной деловой речи, который имеет свои особенности:

1.Информативность (полученное образование);

2.Краткость (не больше 2х страниц);

3.Достоверность (подтвердить документацией).

Разделы резюме:

1.Личные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, дата и место рождения, адрес, телефонный номер, адрес личной электронной почты).

2.Образование (начало-завершение образования, название учебного заведения, факультет, полученная специальность).

3.Опыт работы (последнее место работы), сфера деятельности, должность.

4.Знание иностранных языков.

5.Работа с компьютером.

6.Специальные навыки (водительские права, опыт вождения, скорость набора текстов).

7.Интересы и увлечения.

Таблица результатов деятельности группы « …»

фамилия, имя уча-ся

работа с текстом

аргументация

выступление

подготовка презентации

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В  ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ...

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...

Программа по русскому языку. Курс «Теория и практика сочинений»

    В школьной практике обучения русскому языку  и развитию речи   вопросы обучения написанию сочинений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубо...

презентация по русскому языку Стили русского языка

презентация по русскому языку Стили русского языка...

Рабочая программа элективного курса «Английский язык. От теории к практике» для 11 класса

Изучение курса поможет ученику получить опыт работы на уровне повышенных требований, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также развить учебную мотивацию....

Задание №6 ЕГЭ по русскому языку 2020 (теория и практика)

Мини-сборник необходимой теории и практики для подготовки выполнения задания №6 ЕГЭ по русскому языку на тему "Лексические нормы русского языка"....