Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе. Цели: познакомить с дефисным написанием наречий;
формировать навык написания дефиса в нар повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 7 классе | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Глинковская СШ»
Урок русского языка в 7-ом классе.
«Дефис между частями слова в наречиях».
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Ковалёва Наталья Николаевна
С. Глинка
февраль 2017 год
Цели:
предметные:
- познакомить с дефисным написанием наречий;
- формировать навык написания дефиса в наречиях;
- повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
- уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .
метапредметные:
- организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования нового;
- способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию;
- содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать решение, делать выводы;
личностные:
- предоставить возможности для развития самоопределения, овладение навыками самокоррекции в процессе совместной деятельности
Оборудование: карточки, экран, проектор (при необходимости задания выносятся на экран), тетради, учебник
Ход урока.
1. Организационный момент.
«…Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
Сегодня вы покажите свои знания и умения в филологической игре «Что? Где? Почему?» (Класс разделён на команды. На обдумывание даётся 20 секунд. За ответы получают жетон).
Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут высказывания о данной части речи, подобранные вами дома.
(Пример: М.Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной»).
Объяснение высказывания с примерами.
-Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (ответы ).
2. Повторение (карточки ).
1) С вами играю я (учитель)
Внимание, вопрос.
Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.
(По)осеннему сыплет ветер,( по)осеннему шепчут листья.
Я медленно иду (по )осеннему лесу, останавливаюсь и слышу, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.
- Дополнительные вопросы: объяснение запятых.
2) С вами играет авто учебника (дети называют его имя).
Вопрос: объясните написание наречий.
Человек взволнованно смотрит вдаль.
3) С вами играют ученики 9 класса (работа проводится заранее).
Согласился сыграть Романов Влад.
Звучит его вопрос: «Как пишется НЕ с наречиями?»
В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко.
4) Играет Новикова Варвара.
Задание. Объясните правописание букв после шипящих.
А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. .
5) Играет Новичкова Екатерина.
Найти наречие и рассказать о правописании.
Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.
Молодцы. Вы стали почетными членами клуба «Что? Где? Почему?»
Мы вспомнили правила написания многих наречий. А как вы думаете, правописание всех наречий вы уже знаете?
3. Посмотрите, понаблюдайте (карточки ). Новая тема.
Когда-то
Где-либо
Где-нибудь
Кое-где
Во-первых
Во-вторых
По-волчьи
По-новому
По-зимнему
Еле-еле
Чуть-чуть
Точь-в-точь
Вопросы:
- Как пишутся эти наречия?
- Как можно определить новую тему нашего урока? (Ответы)
Дефис в наречиях
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой? (Ответы)
-Давайте ещё раз обратимся к наречиям, прочитаем, произнесем вслух.
- При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-). Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис?
Какие части речи вы уже умеете писать через дефис (примеры)
Запись в тетрадь: Через дефис:
1) кое-…; 2) …-то; 3)…-либо; 4)… -нибудь; 5) сложение слов или основ.
Сказка (написанная учеником заранее): Загордились наречия с необычными суффиксами –и-, – ому-, -ему- и отделили от себя дефисом приставку по-, такая же история произошла и с наречиями, имеющими суффикс –ых-, -их-. Они отделили приставку во-, в-. Так и живут гордо, имея необычный мостик (дефис).
Ассоциативный рисунок .
Физкультминутка.
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
4.Закрепление.
Задание 1. Образуйте от прилагательных наречия согласно нашей теме урока. Добавьте от каждого участника группы слово.
Новый
Зимний
Давным
Третий
Еле
Где
Русский
Вывод: все эти наречия пишутся через дефис.
Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения:
Солнце светит по-зимнему.
По осеннему небу плывут облака.
Проведем разбор предложения.
Вывод: предлог с другими частями речи пишется раздельно. Надо уметь ставить вопросы, знать на какие вопросы отвечают все части речи.
5. Работа с текстом.
А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах. С текстом познакомилась на курсах (Институт развития образования, г. Смоленск, обмен опытом).
Чтение
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению. А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.
По мотивам сказки Ф.Д.Кривина
Обсуждение
-Что стало причиной эпидемии в городе? ( равнодушие)
-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)
-Как зовут докторов? ( названия лекарств)
-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)
- Что такое здоровье? (Отвечают, как понимают). Необходимо после ответов уточнить, что здоровье – состояние полного физического, психического, социального, нравственного благополучия.
- Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
- Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;
- Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;
- Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).
-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?
-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)
-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)
Задание по тексту. В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними. Графически объяснить их правописание.
После самостоятельной работы объясняют. Каким членом предложения является наречие?
Итоги урока.
Продолжите мои предложения:
- На уроке я узнал…
-На уроке я работал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Мне это пригодится…
Подсчитайте жетоны. Оцените работу в команде, каких отметок и кто заслужил. Команде, набравшей наибольшее количество жетонов, вручается медаль «За сообразительность».
Подберите фразу для своих соседей. Оцените своё настроения согласно строчкам:
- «И любо мне, и сладко мне…»
- «Вместе весело шагать просторам…»
- «Грусть, печаль, тоска меня съедает…Не могу забыть никак, что было…»
5. Домашнее задание. Спасибо за урок.
Используемая литература:
- Учебник «Русский язык. 7 класс», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и другие.
- «Поурочные разработки по русскому языку». Егорова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .
Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы "Наречие"....
Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...
Урок русского языка в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»
Урок русского языка в 7 классе«Дефис между частями слова в наречиях» ...
Наглядный материал к уроку русского языка по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Данная сводная таблица представляет информацию о правописании дефиса в наречиях. Эта тема, изучаемая в 7 классе, требует особого внимания и тщательной проработки. Для более легкого запоминания п...
Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"
Конспект урока русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" по программе Т.А. Ладыженской. Правописание наречий - одна из самых сложных тем в программе. Конспект урока по...
Материал для урока в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»
Этот материал предназначен для урока «Дефис между частями слова в наречиях». Учащиеся должны с помощью мобильного устройства, на котором установлена программа считывания Q-кодов, отск...
Конспект урока в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"
На уроке использованы методы технологии проблемного обучения и критического мышления....