Урок русского языка в 7 классе. Дефис между частями слова в наречиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Наталья Николаевна Ковалёва --------------------------------------------------------------

Урок русского языка в 7 классе. Цели:       познакомить с дефисным написанием наречий;

формировать навык написания дефиса в нар повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

                    уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 7 классе165 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Глинковская СШ»

Урок русского языка в 7-ом классе.

  «Дефис между частями слова в наречиях».

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Ковалёва Наталья Николаевна

С. Глинка

февраль 2017 год

 

Цели:

предметные:

  •  познакомить с дефисным написанием наречий;
  • формировать навык написания дефиса в наречиях;
  •  повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
  • уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .

метапредметные:

  • организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования нового;
  • способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию;
  • содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать решение, делать выводы;

личностные:

  • предоставить возможности для развития самоопределения,  овладение навыками самокоррекции в процессе совместной деятельности

Оборудование: карточки, экран, проектор (при необходимости задания выносятся на экран), тетради, учебник

Ход урока.

1. Организационный момент.

«…Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)  

Сегодня вы покажите свои знания и умения в филологической   игре «Что? Где? Почему?» (Класс разделён на команды. На обдумывание   даётся   20 секунд. За ответы получают жетон).

Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут высказывания о данной части речи, подобранные вами дома.

(Пример: М.Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной»). 

Объяснение высказывания с примерами.

 -Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (ответы ).

2. Повторение (карточки ).

1) С вами играю я (учитель)

Внимание, вопрос.

Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.

(По)осеннему сыплет ветер,( по)осеннему шепчут листья.
Я медленно иду (по )осеннему лесу, останавливаюсь и слышу, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.

 - Дополнительные вопросы: объяснение запятых.

2) С вами играет авто учебника (дети называют его имя).

Вопрос: объясните написание наречий.

Человек взволнованно смотрит вдаль.

3) С вами играют ученики 9 класса (работа проводится заранее).

Согласился сыграть Романов Влад.

Звучит его вопрос: «Как пишется НЕ с наречиями?»

В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко. 

4) Играет Новикова Варвара.

Задание. Объясните правописание букв после шипящих.

А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. .

5) Играет Новичкова Екатерина.

Найти наречие и рассказать о правописании.

Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Молодцы. Вы стали почетными членами клуба «Что? Где? Почему?»

Мы вспомнили правила написания многих наречий. А как вы думаете, правописание всех наречий вы уже знаете?

3. Посмотрите, понаблюдайте (карточки ). Новая тема.

Когда-то

Где-либо

Где-нибудь

Кое-где

Во-первых

Во-вторых

По-волчьи

По-новому

По-зимнему

Еле-еле

Чуть-чуть

 Точь-в-точь

Вопросы:

- Как пишутся эти наречия?

- Как можно определить новую тему нашего урока? (Ответы)

Дефис в наречиях

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой? (Ответы)

-Давайте ещё раз обратимся к наречиям, прочитаем, произнесем вслух.

- При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-). Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис?

Какие  части речи вы уже умеете писать через дефис (примеры)

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…; 2) …-то; 3)…-либо; 4)… -нибудь; 5) сложение слов или основ.

Сказка (написанная учеником заранее): Загордились наречия с необычными суффиксами –и-, – ому-, -ему- и отделили от себя дефисом приставку по-, такая же история произошла и с наречиями, имеющими суффикс –ых-, -их-. Они отделили приставку во-, в-. Так и живут гордо, имея необычный мостик (дефис).

Ассоциативный рисунок .

Физкультминутка.

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

4.Закрепление.

Задание 1. Образуйте от прилагательных наречия согласно нашей теме урока. Добавьте от каждого участника группы слово.

Новый

Зимний

Давным  

Третий

Еле  

Где

Русский  

Вывод: все эти наречия пишутся через дефис.

Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения:

Солнце светит по-зимнему.

По осеннему небу плывут облака.

Проведем разбор предложения.

Вывод: предлог с другими частями речи пишется раздельно. Надо уметь ставить вопросы, знать на какие вопросы отвечают все части речи.

5. Работа с текстом.

А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах.  С текстом познакомилась на курсах (Институт развития образования, г. Смоленск, обмен опытом).

 Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению. А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

Обсуждение

-Что стало причиной эпидемии в городе? ( равнодушие)

-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)

-Как зовут докторов? ( названия лекарств)

-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)

- Что такое здоровье? (Отвечают, как понимают). Необходимо после ответов уточнить, что здоровье – состояние полного физического, психического, социального, нравственного благополучия.

  • Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
  • Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;
  • Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;
  • Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).

-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

Задание по тексту. В тексте встретилось много  наречий. Я предлагаю поработать над ними. Графически объяснить их правописание.

После самостоятельной работы  объясняют. Каким членом предложения является наречие?

Итоги урока.

Продолжите мои предложения:

- На уроке я узнал…

-На уроке я работал…

- Было трудно…

- Было интересно…

- Мне это пригодится…

Подсчитайте жетоны. Оцените работу в команде, каких отметок и кто заслужил. Команде, набравшей наибольшее количество жетонов, вручается медаль «За сообразительность».

Подберите фразу для своих соседей. Оцените своё настроения согласно строчкам:

- «И любо мне, и сладко мне…»

-  «Вместе весело шагать просторам…»

- «Грусть, печаль, тоска меня съедает…Не могу забыть никак, что было…»

5. Домашнее задание. Спасибо за урок.

Используемая литература:

  1. Учебник «Русский язык. 7 класс», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и другие.
  2. «Поурочные разработки по русскому языку». Егорова Н.В.

 

Описание: hello_html_13718e7a.jpg

Описание: hello_html_m2dc8f63a.jpg

        Описание: http://merryholiday.ru/galery/big/5659/2008-4219_m1_1438653635.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Урок русского языка в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Урок русского языка в 7 классе«Дефис между частями слова в наречиях» ...

Наглядный материал к уроку русского языка по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Данная сводная таблица представляет информацию о правописании дефиса в наречиях. Эта тема,  изучаемая в 7 классе, требует особого внимания и тщательной проработки. Для более легкого запоминания п...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" по программе Т.А. Ладыженской. Правописание наречий - одна из самых сложных тем в программе. Конспект урока по...

Материал для урока в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Этот материал предназначен для урока «Дефис между частями слова в наречиях». Учащиеся должны с помощью мобильного устройства, на котором установлена программа считывания Q-кодов, отск...

Конспект урока в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"

На уроке использованы  методы технологии проблемного обучения  и критического мышления....