Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" по программе Т.А. Ладыженской. Правописание наречий - одна из самых сложных тем в программе. Конспект урока по ФГОС построен на основе системно-деятельностного подхода, что позволяет ученикам самостоятельно прийти к выводу о  выборе правильного написания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_defis_v_narechiyah.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дефис в наречиях

Цели:

Дидактическая – создать условия для усвоения нового материала

Предметные: познакомить с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формировать навыка написания дефиса между частями слова в наречиях путем создания алгоритма употребления правила.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры наречий, развивать умение проводить анализ и синтез.

Личностные: формировать такую ценность, как наука, развивать готовность и способность к саморазвитию.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Ход занятия:        

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Этап актуализации и пробного учебного действия

Здравствуйте. Все готовы? Мы продолжаем работать по теме «Наречие»

 Ученик:

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?  наречие обозначает признак действия, признак признака и признак предмета. В предложении наречие обычно является обстоятельством. Наречие чаще всего относится к глаголу.

Мы уже многое изучили про наречия. Дома вы подготовили для одноклассников задания по изученным правилам. Пожалуйста, к доске.

Другие ученики пишут, проверяют.

Молодцы, вспомнили правила правописания наречий, сходные с правилами правописания других частей речи. У нас осталось самое сложное: слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Этап выявления места и причины затруднения

Посмотрите на доску:

Поет по-соловьиному, а кусает гадюкой. Всякий выбирает себе друга по своему нраву. (слайд 1)

Что пред вами? Пословицы. Как вы понимаете их смысл? Найдите в них наречия.

Проблемный вопрос: Почему «по-соловьиному» пишется через дефис, а по своему раздельно?

Не знаем, т.к. не знаем правило. Что нужно сделать?

Этап построения проекта выхода из затруднения 

Цели: (слайд 2)

А) узнать, в каких случаях наречия пишутся через дефис,

Б) уметь отличать наречия от других частей речи,

В)учиться правильно применять новое правило на письме с помощью алгоритма.

Этап реализации построенного проекта

Каждому из вас нужно разобрать по составу три слова и выяснить закономерность, т.е. чем эти слова похожи (каждый свою карточку объясняет, выводим правильный ответ на слайд, записываем в тетрадь для теории)

Что делали, чтобы определить, когда пишутся наречия через дефис?(разбирали по составу). Но сначала нам их нужно найти в тексте, поэтому первый пункт алгоритма-

Итог этапа:

Алгоритм дефисного написания наречий

1)Найди наречие (по вопросу, по главному слову)

2)Разбери слово по составу. Если … (все случаи перечисляем), то пиши через дефис. Если местоимение или прилагательное – пиши раздельно, если союз – пиши слитно.

3)Помни про исключения: подолгу, поневоле, бок о бок

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Прыгает как заяц – по-заячьи

Ходит как медведь – по-медвежьи

Моросит как осенью – по-осеннему

Поступает как товарищ – по-товарищески

Сделал как вы просили – по-вашему

Вышло как ты думал – по-твоему

Говорил на английском языке – по-английски

В некоторых местах – кое-где

Иногда, изредка – кое-когда

Работа в парах, объяснить друг другу, как пишутся эти наречия и почему.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

1.(По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему холодно.

Этап включения в систему знаний и повторения

Вернемся к целям. Всех целей достигли?

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

У кого не было затруднений? Кто в чем-то затруднялся? Почему?

 

Д/З выучить правило, алгоритм, упр.275

        

По-новому                                                                                    

По-прежнему

По-своему

По-новому

По-прежнему

По-своему

По-волчьи

По-немецки

По-братски

По-волчьи

По-немецки

По-братски

Во-первых

Во-вторых

В-третьих

Во-первых

Во-вторых

В-третьих

Кое-как

Кое-куда

Кое-где

Кое-как

Кое-куда

Кое-где

Как-то

Как-либо

Как-нибудь

Как-то

Как-либо

Как-нибудь

Чуть-чуть

Еле-еле

Точь-в-точь

Чуть-чуть

Еле-еле

Точь-в-точь

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Крепко-накрепко

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Крепко-накрепко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Материал для урока в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Этот материал предназначен для урока «Дефис между частями слова в наречиях». Учащиеся должны с помощью мобильного устройства, на котором установлена программа считывания Q-кодов, отск...