Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 . Работа в группах.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Чурбанова Марина Павловна

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах.

Цели урока:  

    1. Повторить особенности рассказа: определение, композицию;

  2. Формировать умение редактировать текст рассказа ученика;

      3. По сюжетным картинкам составить рассказ;

  4. Формировать навыки правильного употребления чередующихся корней гор-гар.

  5. Развитие навыков работы в группе.

  6. Развивать творческие способности обучающихся.

Оборудование и материалы: учебник, доска, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и цели урока:

  1. Посмотрите внимательно на картинки учебника с. 64 и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
  2. 1 ученик пишет тему на доске.
  3. Формулируем тему урока «Составление рассказа по сюжетным картинкам».
  4. Определите цели этого урока. Что мы должны вспомнить, изучить?
  5. Ученик проговаривают цели урока.
  6. Проговариваем цели урока вместе с обучающимися.

3.Повторение изученного материала  о рассказе.

  1. Вспомним, какой жанр называют рассказом?
  2. Какие композиционные части составляют структуру рассказа?

1 ученик работает на доске, все остальные  - раздаточный материал.

  4.Исследовательская работа (редактирование текста – исправление речевых ошибок).

         1.  Представьте, что вы учитель и вам нужно проверить работу ученика и  

         устранить все ошибки, допущенные учеником в тексте рассказа.

Какие ошибки могут появиться при составлении текста? Как можно от них избавиться?

(Тавтология, подбор синонимов; грамматические ошибки в использовании глаголов разного времени, подбор глаголов одного времени, напр. пр.вр.; нелогичность рассказа, проследить за глаголами действия, контроль их последовательности, и  т.д.)

5. Составление плана рассказа по сюжетным картинкам. Подбор ключевых слов.

Зарисовка плана-схемы текста- повествования с последующим обсуждением и записью плана в тетрадь по развитию речи.

На уроках литературы с этой схемой мы знакомились, когда проходили тему «Рассказ». Давайте вспомним, что обозначают цифры?

«Запись в тетрадь

План текста-повествования

  1. Завязка
  2. Развитие действия
  3. Кульминация

4-5. Развязка»

Работа с материалом учебника. 

1. Рассмотрите рисунок. Что изображено на нём?

Изображена ли на картинке экспозиция рассказа? Почему? Можем ли мы представить, что выло в начале повествования? В качестве чего может быть это использовано:

          экспозиции, завязки, кульминации, развязки?

           

           2. Что сделал мальчик на 1 рисунке?

        Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида

          мальчика, его улова. Запишите основные глаголы- строители текста.

           3. Как мальчик вышел из ситуации? Что он придумал?

        Перечислите глаголы последовательности действий героя, вспомните правила написания а/о в крнях гор-гар, можем ли мы обойтись без них?

        К какому пункту плана отнесем изображение на картинке №2?

  1. Получилось ли у героя рассказа реализовать свою идею? Какие эмоции мы видим на лице мальчика? Почему?

  1. По полученному плану, опираясь на ключевые слова и глаголы- помощники, составьте рассказ о догадливом рыбаке.

Ребята разделяются на группы по 4 человека и перед каждым членом группы ставится задача составить текст по 1 пункту плана(1 абзац этой истории), после чего в коллективном обсуждении 4 абзаца соединяются ребятами в единый текст.

 

  1. Озаглавьте свой текст. Перепишите получившуюся историю в  тетрадь по развитию речи. (Переписывает капитан группы в свою тетрадь)

  1. Рефлексия

Для того, чтобы оценить работу каждого на уроке( по теме) и в группе, раздаю учащимся карточки, на которых нужно ответить на 3 вопроса:

  1. Были ли трудности? Какие?
  2. Поставь оценку каждому члену группы (причем выставлять можно только баллы 1,2, 3 в зависимости от активности участия ребят. Двух одинаковых оценок быть не должно. Например: Маша-1б., Петя -3б., Света-2б.)
  3. Поставить оценку за работу себе по 5-балльной системе.

  1. Домашнее задание

Повторение правила с чередующимися корнями гор-гар, орфогр. № 28, упр. 153

Пояснение.

За работу каждому ученику выставляется оценка, которая складывается из нескольких пунктов

  1. Орфографическая, грамматическая и речевая правильность написания своего абзаца, отсутствие ошибок в своей тетради.
  2. Оценка учащегося другими членами группы.(Если, например, ученик получил много низких или высоких оценок от своей группы, это показывает активность его участия в команде, обсуждения и пр.)
  3. Самооценка ученика. (Хотя многие ученики могут намеренно завышать оценку своих действий в команде, надеясь на отличную оценку учителя.)

На след. уроке можно озвучить общую отметку получившегося текста. Можно сопоставить  оценки «5/5», «3/4» и результаты каждого члена команды. Чаще оказывается, что высокая оценка за сочинение стоит у той группы, которая очень организованно и слаженно работала. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Рассуждение в повествовании.

Урок , на котором знакомим учащихся  с типом речи – рассуждение, с его особенностями;           развиваем логическое мышление, умение «стро...

Открытое занятие - "Составление рассказа по сюжетным картинкам"

Составление рассказа по сюжетным картинкам...

Составление рассказа по сюжетной картинке «КОШКА И КОТЯТА»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать внимание, умение слушать, описывать содержание сюжетной картины, развивать  связну...

Составление рассказа по сюжетной картинке «Катаемся на санках»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать внимание, умение слушать, описывать содержание сюжетной картины, развивать  связну...