ь после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Зеленина Татьяна Николаевна

Урок русского языка в 6 классе с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_posle_shipyashchih.rar978.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание Ь после шипящих»

Цель: формировать навык правописания Ь после шипящих.

Задачи:

выработать алгоритм правописания Ь после шипящих в разных частях речи,

закрепить применение алгоритма на практике,

формировать навыки выбора нужного орфографического правила.

Ход урока.

1 Огрмомент.

-Здравствуйте, садитесь.

2. Постановка цели урока.

- Запишите число, тему урока. Сегодня мы будем говорить о правописании мягкого знака после шипящих.

3. Актуализация знаний.

-Посмотрите на доску. Найдите слово, которое может быть и глаголом, и существительным.

Вылет, есть, удар, печь. (Печь)

-Скажите, а какую роль играет Ь в существительном ПЕЧЬ? (Он указывает, что это существительное 3 склонения)

-А в глаголе ПЕЧЬ? (Показывает, что это неопределённая форма)

-То есть Ь может не только обозначать мягкость, быть разделительным, но и указывать на определённые грамматические формы. Давайте найдём среди слов примеры разных функций Ь.

4. Осложнённый распределительный диктант. Запишите, распределяя по столбикам.

Обозначает мягкость         Разделительный Ь          Указывает на грамматическую форму

Полью(2), соль(1),дочь(3), копьё(2), мышь(3), туч(-),напишешь(2), тетрадь(1), беречь(3), могуч(-)

-Почему не выписали слова ТУЧ и МОГУЧ? (В них не пишется Ь.) Запишем их отдельно.

-Сделайте вывод, когда Ь указывает на грамматическую форму? После каких букв он это делает? (После шипящих)

-Всегда ли после шипящих нужен Ь?  (Нет)

- Что же мы должны с вами выяснить? ( Значит, мы должны выяснить, в каких же случаях после шипящих пишется Ь)

5. Выработка и запись  алгоритма.

-Посмотрите на 3 столбик. Какие части речи в нём записаны?  (Существительные и глаголы)

-Каков будет первый шаг нашего алгоритма?  (Если нужно узнать, пишется ли Ь после шипящих, мы определяем часть речи.)

- Определили часть речи. Что делаем дальше?  (Вспоминаем правило, в какой именно грамматической форме пишется Ь.)

                                                 Видим  шипящую и думаем, нужен ли Ь

                                                            Определяем часть речи

                               

Определяем склонение                                 Определяем форму                              Не пишем Ь

           

3 скл. –                1 или2 скл –                2 л. ед.ч.(ТЫ)            Неопр. ф.

пишем Ь            не пишем Ь                                      

                                                                                             пишем Ь          

6. Первичное закрепление,  отработка алгоритма.

- Я передаю волшебную палочку (маркер интерактивной доски), она поможет вам решить, нужен ли Ь в словах, которые вы видите на экране. Остальные записывают их в тетради.

Увлеч_ся, отправиш_ся,камыш_,могуч_, терпиш_, не зависиш_, ландыш_, собираеш_ся, береч_, из-за туч_, тиш_, бродиш_, спешиш_, хорош_, пахуч_, пейзаж_.

7. Физпауза. Зарядка для глаз, «Разведчики». Ученики остаются на чужих местах.

8. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Тиш_ кругом. Останавливаеш_ся  в изумлении перед чистым зеркалом родника и с наслаждением пьёш_ из него воду. Кипуч_ и звонок лесной родничок!

Но грустно становится, когда видиш_  иные наши родники. Вода в них мутная, дно забито мусором. Тут только разведёш_ руками и будеш_ ждать, пока отстоится вода. Но пить её уже нельзя.    (По материалам журнала «Юный натуралист»)

- Садитесь на свои места и давайте проверим. Один человек идёт к интерактивной доске и объясняет правописание слов.

9. Устное составление текста-рассуждения.

- Какова тема этого текста?  (Тема – родники.)

-Найдите слова в переносном значении. ( «Зеркало родника» - метафора, «кипуч и звонок» - эпитеты)

- А какова по-вашему основная мысль текста? ( Не надо загрязнять родники, они должны быть чистыми.)

- Выскажите своё мнение по этой проблеме, используя начало предложения. (На экране)

Я согласен (не согласен) с тем, что люди должны беречь родники, потому что…  

10. Рефлексия.

-Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать, когда нужен Ь после шипящих.)

-Мы её достигли?

-Кто сегодня, по-вашему, хорошо поработал? ОБЪЯВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

11. Домашнее задание:

  • алгоритм учить,
  • записать по 2 слова на каждый случай орфограммы «Ь после шипящих»                                                                                                                                                                                                                                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...