ь после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_posle_shipyashchih.rar | 978.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание Ь после шипящих»
Цель: формировать навык правописания Ь после шипящих.
Задачи:
выработать алгоритм правописания Ь после шипящих в разных частях речи,
закрепить применение алгоритма на практике,
формировать навыки выбора нужного орфографического правила.
Ход урока.
1 Огрмомент.
-Здравствуйте, садитесь.
2. Постановка цели урока.
- Запишите число, тему урока. Сегодня мы будем говорить о правописании мягкого знака после шипящих.
3. Актуализация знаний.
-Посмотрите на доску. Найдите слово, которое может быть и глаголом, и существительным.
Вылет, есть, удар, печь. (Печь)
-Скажите, а какую роль играет Ь в существительном ПЕЧЬ? (Он указывает, что это существительное 3 склонения)
-А в глаголе ПЕЧЬ? (Показывает, что это неопределённая форма)
-То есть Ь может не только обозначать мягкость, быть разделительным, но и указывать на определённые грамматические формы. Давайте найдём среди слов примеры разных функций Ь.
4. Осложнённый распределительный диктант. Запишите, распределяя по столбикам.
Обозначает мягкость Разделительный Ь Указывает на грамматическую форму
Полью(2), соль(1),дочь(3), копьё(2), мышь(3), туч(-),напишешь(2), тетрадь(1), беречь(3), могуч(-)
-Почему не выписали слова ТУЧ и МОГУЧ? (В них не пишется Ь.) Запишем их отдельно.
-Сделайте вывод, когда Ь указывает на грамматическую форму? После каких букв он это делает? (После шипящих)
-Всегда ли после шипящих нужен Ь? (Нет)
- Что же мы должны с вами выяснить? ( Значит, мы должны выяснить, в каких же случаях после шипящих пишется Ь)
5. Выработка и запись алгоритма.
-Посмотрите на 3 столбик. Какие части речи в нём записаны? (Существительные и глаголы)
-Каков будет первый шаг нашего алгоритма? (Если нужно узнать, пишется ли Ь после шипящих, мы определяем часть речи.)
- Определили часть речи. Что делаем дальше? (Вспоминаем правило, в какой именно грамматической форме пишется Ь.)
Видим шипящую и думаем, нужен ли Ь
Определяем часть речи
Определяем склонение Определяем форму Не пишем Ь
3 скл. – 1 или2 скл – 2 л. ед.ч.(ТЫ) Неопр. ф.
пишем Ь не пишем Ь
пишем Ь
6. Первичное закрепление, отработка алгоритма.
- Я передаю волшебную палочку (маркер интерактивной доски), она поможет вам решить, нужен ли Ь в словах, которые вы видите на экране. Остальные записывают их в тетради.
Увлеч_ся, отправиш_ся,камыш_,могуч_, терпиш_, не зависиш_, ландыш_, собираеш_ся, береч_, из-за туч_, тиш_, бродиш_, спешиш_, хорош_, пахуч_, пейзаж_.
7. Физпауза. Зарядка для глаз, «Разведчики». Ученики остаются на чужих местах.
8. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Тиш_ кругом. Останавливаеш_ся в изумлении перед чистым зеркалом родника и с наслаждением пьёш_ из него воду. Кипуч_ и звонок лесной родничок!
Но грустно становится, когда видиш_ иные наши родники. Вода в них мутная, дно забито мусором. Тут только разведёш_ руками и будеш_ ждать, пока отстоится вода. Но пить её уже нельзя. (По материалам журнала «Юный натуралист»)
- Садитесь на свои места и давайте проверим. Один человек идёт к интерактивной доске и объясняет правописание слов.
9. Устное составление текста-рассуждения.
- Какова тема этого текста? (Тема – родники.)
-Найдите слова в переносном значении. ( «Зеркало родника» - метафора, «кипуч и звонок» - эпитеты)
- А какова по-вашему основная мысль текста? ( Не надо загрязнять родники, они должны быть чистыми.)
- Выскажите своё мнение по этой проблеме, используя начало предложения. (На экране)
Я согласен (не согласен) с тем, что люди должны беречь родники, потому что…
10. Рефлексия.
-Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать, когда нужен Ь после шипящих.)
-Мы её достигли?
-Кто сегодня, по-вашему, хорошо поработал? ОБЪЯВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
11. Домашнее задание:
- алгоритм учить,
- записать по 2 слова на каждый случай орфограммы «Ь после шипящих»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок в технологии «Дидактический цикл»...
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок в технологии "Дидактический цикл"...
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...