Сложноподчиненное предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Васильева Ольга Леонидовна

Контрольная работа для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
                                         Обязательная часть
1. Определи вид придаточных, расставь запятые:
1. Надобно знать что для меня была выписана из Москвы географическая карта.
2. Батюшка вошёл в то самое время как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.
3. Старик так был поражён моими словами что сплеснул руками и остолбенел.
2. Допиши придаточные предложения, поставь к ним вопросы.
1. Клумбы, на которых…, издалека казались разноцветными коврами.
2. Никто не сомневался в том,…
3. Путники остановились там,…
4. Надо больше  читать,…
5. Кусты роз весной обрезают,…
3.Перепиши, заменяя деепричастные обороты соответствующими по значению придаточными предложениями.
1. Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является ценным пособием по минералогии.
2. Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.
3. Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.
4. Не получив специального образования, он всё-таки достаточно хорошо играл на рояле.
3. Преобразуй простые предложения в сложные.
1. Мы вышли из дома с заходом солнца.
2. Мы приехали на вокзал за пять минут до прихода поезда.
3. Я не могу дать ответ на ваше предложение до возвращения отца.
4. Сразу после подписания договор вступил в силу.
5. Поступив на рынок, продукт становится товаром.
6. Во время урока дети сидели тихо.
7. По мере углубления в лес идти становилось всё труднее.
4. Произведи синтаксический разбор данных предложений.
1. Книги и фильмы, если они талантливы, не теряют от времени своих достоинств.
2. Я был счастлив, если при ней ко мне обращались за помощью, просили что-нибудь объяснить   3. Отец заметно постарел, хотя походка его
по-прежнему  оставалась  быстрой и твёрдой.

                    СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
                                   Дополнительная часть.
1. Из данных предложений, используя союзы и союзные слова , образуй СПП с несколькими придаточными. Запиши их, расставь знаки препинания.
1. Уж совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен  недавно скошенного сена.
2. Вечером я пошёл к товарищу. Нужно отнести книгу. Книгу я брал у него накануне.
3. Я никак не мог понять. Не приехал товарищ. с товарищем мы условились о встрече.
2. По данным схемам составь СПП. Определи значение придаточных.
1. [ сущ. ], (который).                    2.  [ сущ.], (где).
3. [     ], ( потому что).                  4.  [    ],  (так как).
5. [    ] , (когда).                              6. (пока…), [      ].
7. (если…), [ то…   ].                     8. (несмотря на то что…), [   ].
3.  Дополни предложения:
1. Узнайте, пожалуйста, когда…
                                            где…
                                            куда…
                                            как…
2. Сообщите, пожалуйста,  кто…
                                                 чей…
                                                 как долго…
                                                 откуда…
3. Я посмотрел в окно и увидел, что…
                                                      как…
                                                     и мне показалось, будто…
4. Дополни предложения придаточными определительными, употребляя союзное слово КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.
Я жил в городе, в (который)…         из (который)…               про (который)… 
Я расскажу вам о книге, с (которая)…        о (которая)…   про (которая)…
Мне нравятся песни, в (которые)… о (которые)… с (которые)…
5. С чем можно сравнить? Ответь, подбирая образные сранения.
1. Цветущий луг. 2. Первые лучи солнца.  3. Шум морских волн. 4. Сверкающий снег.
6. Замени ССП СПП с придаточными уступительными.
В тексте было много незнакомых слов, но мы поняли его. Я недавно читал эту книгу, но плохо помню её содержание. Мы уже видели этот фильм, но я с удовольствием посмотрю его ещё раз. На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.
7. Определи границы предложений в тексте.
Осень подкрадывается незаметно порой сразу и не увидишь маленький желтый или оранжевый листок в зелёных кудрях дерева ещё в августе притаился он в листве  и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар кажется что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко-далеко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"

Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями  СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...