Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_praktikum_spp_i_bsp_o_zhenshchine_lyubvi_i_krasote_-_.rar | 1007.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ «БСП И СПП»
«О Женщине, Любви и Красоте»
Цели: закрепить знания о БСП и СПП, строении и пунктуации СП, совершенствовать учебные навыки в определении вида СП и вида придаточного, в постановке знаков препинания, развивать выразительность и точность речи, воспитывать стремление к красоте.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение элегия А.С.Аренский_in_minor, vilgelm_rikhard_vagner_-_tr_ne_sleza_(zaycev.net), раздаточный материал, при наличии репродукций картин И.Макарова можно оформить минигалерею.
Ход урока.
- Эмоциональный настрой. Актуализация внимания учащихся - поэтические миниатюры (vilgelm_rikhard_vagner_- tr_ne_sleza_(zaycev.net) (прочитывают 4 юношей). См.раздаточный материал
- Поэты разных стран во все века вдохновлялись Красотой и славили Женщину, источник Любви. И сегодня произведения искусства станут предметом нашего не только восхищения, но и практического изучения. Мы закрепим строение и пунктуацию СПП и БСП, поработаем над совершенствованием точности и выразительности речи, а в целом – готовимся (как минимум) хорошо написать контрольный диктант, затем успешно сдать экзамен и – более продвинутая задача-максимум – стать источником вдохновения, объектом Любви, благодарным и благородным ценителем Красоты.
2. Работа с раздаточным материалом (лирические миниатюры) - строение и пунктуация БСП, СПП.
- Перед вами – поэтическая подборка прозвучавших лирических миниатюр. Прочитайте задание, приступайте к выполнению. А юноши, читавшие стихи, вновь выходят к доске решать лингвистические задачи.
- Схемы и правило постановки двоеточия в БСП.
- Схема и правило постановки тире в БСП.
- Три вида придаточных (схемы и определения придаточных).
- Три вида соподчинения придаточных (вертикальные схемы).
(Примеры из домашнего задания).
Задание раздаточного материала: 1.Найдите БСП и СПП. Выпишите СПП, проведя соответствующую графическую работу. Выпишите БСП с тире и двоеточием, составив схемы пунктуации.
И не знало насыщенья
Блаженство петь о том,
как я влюблен. Дж. Боккаччо.
Ты плачешь – светятся слезой
Ресницы синих глаз.
Ты улыбнулась – пред тобой
Сапфира блеск погас:
Его затмил огонь живой, Контекстуальные синонимы?
Сиянье синих глаз… Дж.Г. Байрон
Сродни ей разве что береза:
В ней мягкость, свет и чистота. Владимир Павлинов
Дополнительно: устно переконструируйте БСП в СПП. Какие более динамичные, выразительные? БСП. А в каких яснее выражено смысловое отношение частей СП? В СПП.
Домашнее задание: подобрать стихи с СПП и БСП на любую тему, составить схемы этих предложений ИЛИ упр.206 (И.Андроников о портрете Н.Ф.Ивановой, возлюбленной М.Ю.Лермонтова)
3.Работа с живописным материалом – задания ГИА.
- Обратимся к неувядаемой Женской Красоте, остановленной во времени талантом художника. В нашей мини-галерее портреты кисти Ивана Макарова, популярнейшего салонного портретиста 19в., уроженца то ли Арзамаса, то ли Саранска. Достоверно, что он, воспитанник первой Саранской художественной школы, которую учредил и в которой преподавал его отец, блестяще закончил Академию художеств и за 60 лет творческого пути создал «историю в лицах». В стенах нашего Музея Искусств им.Эрьзи ему посвящен отдельный зал. Жемчужиной творчества художника общепринято считаются портреты жены и дочерей А.С.Пушкина.
- Слушаем искусствоведа _________ (музыкальное сопровождение vilgelm_rikhard_vagner_-_tr_ne_sleza_(zaycev.net)
? Чем красива была Наталья Николаевна, чем прельщала современников?
- Прочитаем отзыв Натальи Николаевны о портрете Макарова (см.раздаточный материал). Еще какая душевная черта раскрывается? Скромность. Непритязательность, требовательность к себе.
Задания ГИА.
1. Устно определите вид придаточного, обоснуйте ответ.
- Выпишите причастия, определите их разряд.
- Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Выпишите частицу(ы).
- О портрете младшей дочери поэта скажет _________(музыкальное сопровождение элегия А.С.Аренский_in_minor)
? Какое слово смыслоопределяющее красоты Натальи Александровны? (лучезарная красота, светла, как звезда)
Задание ГИА. 1. Замените данные СС синонимичными, но с другим типом связи (например, мечта детства (У) – детская мечта (С). Вестник Европы, пушкинские письма, жизнь за границей, царственная осанка.
2.Напишите вид выделенных придаточных предложений.
(У доски) инд.орфография по тексту
К «ПОРТРЕТ У.М.Смирновой» К.П.Брюллова - раздаточный материал «Речевой практикум»,
Мини-тест «Внимательный зритель»
1.Какого цвета платье девушки (Белое, жемчужное, бежевое)
2.Что из украшений на девушке: колье, бусы, медальон, кольцо, браслет, сережки? Ничего, истинная красота не нуждается в искусственном украшении.
3. В какой руке держит собачку? В правой.
4. Уши собачки большие-маленькие? Висячие-стоячие?
5.Что изображено на фоне в правом нижнем углу (именно это придает портрету романтичную глубину)? Аллея густого парка.
Выполнение задания 1(устно),
- Выберите подходящие эпитеты. Добавьте свои примеры.
Глаза: бархатные, с поволокой, пустые, лучезарные, с хитринкой, лукаво-простодушные, загадочные, мерцающие, бездонные, неземные.
Лоб: благородный, гордый, изборожденный думами, гладкий, изумительный.
Нос: острый, хищный, пуговкой, картошкой, орлиный, изящный, миленький.
Губы: суровые, упрямые, пурпурные, прелестные, бескровные, ниточкой, бантиком.
- Какие черты характера могли быть присущи этой девушке, а какие нет? Запишите слова в две колонки. Дополнительно (юноши) подчеркните определения, которые составляют ваш Идеал девушки, (девочки) подчеркните качества, свойственные лично вам.
1У. Рефлексия урока.
- Так что есть красота? И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде? – спрашивает русский поэт ХХ века Н.Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка».
Милая моя девочка, подруга, коллега, мама, бабушка знакомая и незнакомая
Юноши (вместе) Твоим рукам, дарующим тепло,
Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Юноши (построчно) Твоим глазам, лучащимся светло,
Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Глазам, что только небесам под стать,
Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Губам, чей мед я пил, как благодать,
Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Бровям, бросающим на щеки тень,
Пусть будет хорошо всегда и всюду!
Плечам, что обнял я в счастливый день,
Пусть будет хорошо всегда и всюду! (Маленькие сувениры-открытки).
- Какое из заданий было интересно? Трудно? Неожиданно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...