Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Пахомова Светлана Иосифовна

Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями  СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ «БСП И СПП»

«О Женщине, Любви и Красоте»

Цели:  закрепить знания о БСП и СПП, строении и пунктуации  СП, совершенствовать учебные навыки  в определении вида СП и вида придаточного, в постановке знаков препинания, развивать выразительность и точность речи, воспитывать стремление к красоте.  

Оборудование:  презентация, музыкальное сопровождение элегия А.С.Аренский_in_minor, vilgelm_rikhard_vagner_-_tr_ne_sleza_(zaycev.net), раздаточный материал, при наличии репродукций картин И.Макарова можно оформить минигалерею.

                                        Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой. Актуализация внимания учащихся - поэтические миниатюры (vilgelm_rikhard_vagner_- tr_ne_sleza_(zaycev.net)  (прочитывают   4 юношей). См.раздаточный материал

- Поэты разных стран во все века вдохновлялись Красотой и славили Женщину, источник Любви. И сегодня произведения искусства станут предметом нашего не  только восхищения, но и практического изучения. Мы закрепим строение и пунктуацию СПП и БСП, поработаем над совершенствованием   точности и выразительности речи, а в целом – готовимся (как минимум) хорошо написать контрольный диктант, затем успешно сдать экзамен и – более продвинутая задача-максимум – стать источником вдохновения, объектом Любви, благодарным и благородным ценителем Красоты.

2. Работа с раздаточным материалом (лирические миниатюры) - строение и пунктуация БСП, СПП.

- Перед вами – поэтическая подборка прозвучавших лирических миниатюр. Прочитайте задание, приступайте к выполнению.  А юноши, читавшие стихи, вновь выходят к доске решать лингвистические задачи.

  1. Схемы  и правило постановки двоеточия в БСП.
  2. Схема и правило постановки тире в БСП.
  3. Три вида придаточных (схемы и определения придаточных).
  4. Три вида соподчинения придаточных (вертикальные схемы).

(Примеры из домашнего задания).

Задание  раздаточного материала: 1.Найдите БСП и СПП. Выпишите СПП, проведя соответствующую графическую работу. Выпишите БСП с тире и двоеточием, составив схемы пунктуации.

И не знало насыщенья

Блаженство петь о том,  

как я влюблен.   Дж. Боккаччо.

Ты плачешь – светятся слезой

Ресницы синих глаз.

Ты улыбнулась – пред тобой

Сапфира блеск погас:

Его затмил огонь живой,       Контекстуальные синонимы?

Сиянье синих глаз…             Дж.Г. Байрон

Сродни ей разве что береза:

В ней мягкость, свет и чистота.    Владимир Павлинов

Дополнительно: устно переконструируйте БСП в СПП. Какие более динамичные, выразительные? БСП. А в каких яснее выражено смысловое отношение частей СП?  В СПП.

Домашнее задание: подобрать стихи с СПП и БСП на любую тему, составить схемы этих предложений  ИЛИ упр.206 (И.Андроников о портрете Н.Ф.Ивановой, возлюбленной М.Ю.Лермонтова)

3.Работа с живописным материалом –  задания ГИА.

- Обратимся к неувядаемой Женской Красоте, остановленной во времени талантом художника. В нашей мини-галерее портреты кисти Ивана Макарова, популярнейшего салонного портретиста 19в., уроженца то ли Арзамаса, то ли Саранска. Достоверно, что он,  воспитанник первой Саранской художественной школы, которую учредил и в которой преподавал его отец, блестяще закончил Академию художеств и за 60 лет творческого пути  создал «историю в лицах». В стенах нашего Музея Искусств им.Эрьзи ему посвящен отдельный зал. Жемчужиной творчества художника общепринято считаются портреты жены и дочерей А.С.Пушкина.

- Слушаем искусствоведа _________ (музыкальное сопровождение vilgelm_rikhard_vagner_-_tr_ne_sleza_(zaycev.net)

? Чем красива была Наталья Николаевна, чем прельщала современников?

- Прочитаем отзыв Натальи Николаевны о портрете Макарова (см.раздаточный  материал). Еще какая душевная черта раскрывается? Скромность. Непритязательность, требовательность к себе.

Задания ГИА. 

1. Устно определите вид придаточного, обоснуйте ответ.

  1. Выпишите причастия, определите их разряд.
  2. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  3. Выпишите частицу(ы).

- О портрете младшей дочери поэта скажет _________(музыкальное сопровождение элегия А.С.Аренский_in_minor)

? Какое слово смыслоопределяющее красоты Натальи Александровны? (лучезарная красота, светла, как звезда)

Задание ГИА. 1. Замените данные СС синонимичными, но с другим типом связи (например, мечта детства (У) – детская мечта (С).  Вестник  Европы, пушкинские письма, жизнь за границей, царственная осанка.

2.Напишите вид выделенных придаточных предложений.

(У доски) инд.орфография по тексту

К «ПОРТРЕТ У.М.Смирновой» К.П.Брюллова - раздаточный материал «Речевой практикум»,

Мини-тест «Внимательный зритель»

1.Какого цвета платье девушки (Белое, жемчужное, бежевое)

2.Что из украшений на девушке: колье, бусы, медальон, кольцо, браслет, сережки? Ничего, истинная красота не нуждается в искусственном украшении.

3. В какой руке держит собачку? В правой.

4. Уши собачки большие-маленькие? Висячие-стоячие?

5.Что изображено на фоне в правом нижнем углу (именно это придает портрету романтичную глубину)?  Аллея густого парка.

Выполнение задания 1(устно),

  1. Выберите подходящие эпитеты. Добавьте свои примеры.

Глаза: бархатные, с поволокой, пустые, лучезарные, с хитринкой, лукаво-простодушные, загадочные, мерцающие, бездонные, неземные.

Лоб: благородный, гордый, изборожденный думами, гладкий, изумительный.

Нос: острый, хищный, пуговкой, картошкой, орлиный, изящный, миленький.

Губы: суровые, упрямые, пурпурные, прелестные, бескровные, ниточкой, бантиком.

  1. Какие черты характера могли быть присущи этой девушке, а какие нет? Запишите слова в две колонки. Дополнительно (юноши) подчеркните определения, которые составляют ваш Идеал девушки, (девочки) подчеркните качества, свойственные лично вам.

1У.  Рефлексия  урока.

- Так что есть красота? И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде? – спрашивает русский поэт ХХ века  Н.Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка».

   Милая моя девочка, подруга, коллега, мама, бабушка знакомая и незнакомая

Юноши (вместе) Твоим рукам, дарующим тепло,

Пусть будет хорошо всегда и всюду!

Юноши (построчно) Твоим глазам, лучащимся светло,

Пусть будет хорошо всегда и всюду!

Глазам, что только небесам под стать,

Пусть будет хорошо всегда и всюду!

Губам, чей мед я пил, как благодать,

Пусть будет хорошо всегда и всюду!

Бровям, бросающим на щеки тень,

Пусть будет хорошо всегда и всюду!

Плечам, что обнял я в счастливый день,

Пусть будет хорошо всегда и всюду! (Маленькие сувениры-открытки).

- Какое из заданий было интересно? Трудно? Неожиданно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...