Тематическое планирование по русскому языку 10 класс (профиль) к учебному комплексу А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне в объеме 102 часов (3 ч в неделю) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по русскому языку 10 класс (профиль) | 88.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы опорного (базового) содержания образования | Элементы повышенного образования | Планируемые | Форма конт- | Домашнее | Дата проведения | ||||
п л а н | ф а к т | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
Введение в науку о языке (11 часов) | |||||||||||||
1 | Вводный урок о рус-ском языке | 1 | Урок объяс-нения нового мате- | Взаимоотношения | Навык работы | Знать: о роли русского языка как национального языка русского народа, об отражении в языке культуры и истории народа. Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом | Фронтальный опрос | Упражнения по выбору учителя | |||||
2 | Язык как общественное явление. Функции | 1 | Комбинированный | Язык как общественное явление. Основные функции языка и их реализация в речи. Разнообразие | Принципы выбо- | Знать: некоторые | Речевой самоконтроль | Упражнения по выбору учителя | |||||
3 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения | 1 | Комбинированный | форм русского национального языка. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в междуна- | цией и условиями речевого общения | Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка | |||||||
4 | Русский язык в современном | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене. Формирование нравственной культуры через возрождение грамотного языка, пути выхода из языкового кризиса | Навык работы | Знать: о роли русского языка в мире. Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом. Иметь представление о проблемах экологии языка и путях выхода из языкового кризиса | Фронтальный опрос | Упражнения по выбору учителя | |||||
5 | Индоевропейская семья языков. Русский | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка | Навык работы | Знать: о роли и месте русского языка в индо- Иметь представление о генетической классификации языков | Фронтальный опрос | Упражнения по выбору учителя | |||||
ских языков. Славянские языки | Славянские языки | ||||||||||||
6 | Краткие | 1 | Комбинированный | Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV–XVII вв.; период выработки норм русского национального языка | Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет. Понимание необходимости бережного, сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности | Знать: общие сведения об истории языка Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность | Терми- | Упраж- | |||||
7 | Краткая | 1 | Комбинированный | История славянской письменности, исто- | Навык работы | Знать: общие сведения об истории сла- Уметь: организовывать совместную учебную деятельность | Творческий диктант | Упраж-нения по выбору учителя; творческое задание | |||||
(глаголица | |||||||||||||
8 | Национальный русский язык и его разновид- Современный русский литературный язык | 1 | Комбинированный | Язык и общество. Язык и культура. Язык и история | Умение работать | Знать: общие сведения о разновидностях русского языка и путях формирования современного русского литературного языка | Устный опрос | Комплексный анализ текста | |||||
9 | Функциональные Диалекты. Жаргоны. Просторечие | 1 | Комбинированный | Активные процессы | Функции русского языка как учебного предмета | Знать: о культуре Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом | Беседа, проб- | Упраж-нения по выбору учителя; творческое задание | |||||
10 | Становление русского | 1 | Комбинирован | Язык и общество. Язык и культура. | Умение работать | Знать: общие сведения о периодах в истории | Устный опрос | Комплексный |
лите- | ный | Язык и история народа. Три периода в истории русского | вочной литературой | развития языка | анализ текста | |||||
11 | Контрольный диктант. Тест | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы | Тренинг, практикум | Анализ контрольного диктанта | ||
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА | ||||||||||
12 | Понятие | 1 | Объяснение нового мате- риала | Язык как система / матические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно-разрешающие. Уровни языка. Моде- | Совершенствование навыков поисково-исследовательской, эмпирической, эвристической деятельности | Знать: систему и уровневую структуру языка, связь уровней языка и основных разделов языкознания. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; организовывать совместную учебную деятельность | Постановка и решение проблемы (самостоятельно, в группе) | Комплексный анализ текста |
ли языка. Основные языковые единицы: | ||||||||||
Фонетика. Графика (10 часов) | ||||||||||
13 | Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки русского языка и их классификация. Фонема | 1 | Комбинированный | Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Знать: изученные орфограммы, классификацию звуков русского языка. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современ- ного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор | Беседа, проб- | Состав- | ||
14 | Понятие Фонетичес- | 1 | Комбинированный | Понятия фонемы, | Беседа, проб- | Состав- |
кая транскрипция | ||||||||||
15 | Ударение | 1 | Комбинированный | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Смыслоразличительные функции интонации. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи | Выразительные средства русской | Знать: основные Уметь: производить орфографический и фонетический разбор; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | Беседа, проб- | Состав- | ||
16 | Орфоэпия. Произносительные | 1 | Комбинированный | Особенности русского словесного ударения. Логическое | Роль ударения | Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | Орфоэпический диктант | Эссе |
о рус- | ||||||||||
17 | Художест- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Звуковая организация художественного текста. Звуковая гармония. Благозвучие. Звуковой повтор. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Звуковой символизм | Звуковая организация поэтического текста | Знать: средства языковой выразительности и способы их создания в русской фонетике. Уметь: понимать | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | ||
18 | Лингвистический анализ текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста | Развернутое | Знать: особенность текстов по стилю Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум |
Продолжение табл.
19 | Русская | 1 | Комбинированный | Соотношение графики и единиц звуковой системы языка. Формула построения наиболее экономного в отношении числа букв алфавита | Умение работать с учебной и справочной литературой | Знать: изученные орфограммы. Уметь: соблюдать | Тренинг, практикум | Презен- | ||
20 | Краткие | 1 | Комбинированный | История формирования орфографической системы и графики Выделение русской графики из восточнославянской. Основные принципы и нормы современной русской орфографии | Классификация ошибок, умение | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | |||
21 | Реформы орфографии. Орфографические | 1 | Комбинированный | Реформы орфографии 1918, 1956 гг. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Споры вокруг современных идей реформирования орфографической системы русского языка | Классификация ошибок, умение | Знать: основные Уметь: соблюдать | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя |
22 | Контрольный диктант. Тест | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности материала. Работа над ошиб- ками | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Диктант, тест | Анализ | ||
Лексика и лексикология (17 часов) | ||||||||||
23 | Лексика. Слово – основная | 1 | Урок систематизации ЗУН | Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова, основные виды словарей. Выражение системных отношений в лексике русского языка в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии | Умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Знать: понятие о лексическом и грамматическом значениях слова; толковый словарь. Уметь: составлять словарную статью на само-стоятельно выбранное слово в соответствии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | ||
24 | Лингвистический анализ поэтического текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста | Развернутое обо- | Знать: порядок лингвистического анализа текста. Уметь: проводить | Тренинг, практикум |
25 | Однозначные и много-значные | 1 | Урок систематизации ЗУН | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения. Метафора, метонимия, синекдоха. Значение многозначного слова, соответству-ющее ситуации | Понятие метафора, метонимия, синекдоха, умение | Знать: понятие одно-значных и многозначных слов. Уметь: определять, | Конст- | Упражнения по выбору учителя | ||
26– 27 | Смысловые отношения между | 2 | Урок систематизации ЗУН | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличия омонимов, паронимов от многозначных слов. Стилистическая окраска синонимов | Анализ, выбор, использование | Знать: специфику Уметь: определять смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте, стилистическая окраска синонимов | Конструирование | Комплексный анализ текста | ||
28– 29 | Лексика рус-ского языка | 2 | Урок систе- | Обзор состава лексики русского языка | Анализ, выбор, использование | Знать: специфику | Конструирова- | Комплексный |
с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической дифференциации. Активная и пас- | матизации ЗУН | с точки зрения про- | выразительных средств лексики | между словами. Уметь: опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем | ние | анализ текста | ||||
30– 31 | Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика русского языка. Лексические нормы. Важнейшие словари русского языка | 2 | Комбинированный урок | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные лексические нормы русского языка | Функции русского языка как учебного предмета | Уметь: объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. Иметь представление о культуре речи, об основных лексических нормах русского языка | Беседа, проб- | Упражнения по выбору учителя | ||
32– 33 | Фразеоло- | 2 | Урок систематиза- | Соотношение фразеологической единицы со словом и слово- | Крылатые слова, их происхождение | Знать: понятие фра- | Конструирова-ние | Комплексный анализ | ||
единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов | ции ЗУН | сочетанием. Основные типы фразеоло- | Уметь: определять | предложений | текста | |||||
34 | Основные источники фразеологизмов. Фразеологические словари | 1 | Урок систематизации ЗУН | Источники формиро- | Специфика идиом, пословиц и поговорок как фразеологических единиц | Знать: источники формирования фразеологического фонда русского языка; понятие фразеологизмов, типы фразеологических словарей и справочников. Уметь: определять | Работа с деформиро- | Упражнения по выбору учителя | ||
35 | Лексичес- | 1 | Урок систематизации | Роль научной, профессиональной, терминологической, диалектной, жаргонной | Индивидуальные новообразования, использование их в художественной | Знать: лексические, стилистические ресурсы русского языка. | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | ||
русского | ЗУН | и арготической лексики в литературной речи. Особенности употребления фразеологизмов в различных функциональных стилях. Стилистическая окраска слова. Средства художественной изобразительности: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы | речи. Стилистические фигуры | Уметь: понимать | ||||||
36– 37 | Контрольный диктант. Тест | 2 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Работа над ошибками | Уметь: классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ | ||
38– 39 | Р/р. Сочинение-эссе на основе предложенного текста публицис- | 2 | Урок развития | Публицистический стиль; признаки пуб- | Понятие стилей литературного языка. Умение составлять тексты | Знать: основные | Сочинение-эссе | |||
тического | ложенного текста публицистического характера. Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) | Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; создавать текст с заданной степенью свернутости | ||||||||
Морфемика и словообразование (7 часов) | ||||||||||
40 | Повторение. Морфемика и словообразование. Классификация морфем | 1 | Урок систематизации ЗУН | Морфема как минимальная значимая часть слова. Виды морфем и их функции. Морфемика и словообразование. Понятия однокоренные слова в русском языке, форма слова. Способы образования форм слов различных частей речи. Алгоритм действий при выделении морфем. Неизменяемость служебных частей речи и наречий | Анализ текста | Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий. Уметь: различать | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | ||
41 | Исторические изменения в струк- туре слов. Связь мор- | 1 | Комбинированный | Исторические изменения в структуре слов. Чередование гласных и согласных в морфемах. Этимология как раздел лингвистики. Этимологический | Анализ текста | Знать: основные исторические изменения в структуре слов. Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор | Практикум | Упражнения по выбору учителя | ||
42 | Система | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные способы образования слов в русском языке: морфологический и неморфологический. Морфемные и словообразовательные словари | Основные выразительные средства словообразования и применение их на письме и в собственной речевой практике | Знать: виды морфем Уметь: применять | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | ||
43 | Продуктивные способы словообразования | 1 | Комбинированный | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||
44 | Способы | 1 | Комбинированный | Основные способы образования самосто-ятельных и служебных частей речи | Определение в тексте продуктивных способов образования частей речи; | Знать: продуктивные способы образования самостоятельных и служебных частей речи. | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | ||
частей речи | в русском языке: мор- | анализ с интерпретацией языковых явлений и фактов | Углублять лингвистические знания | |||||||
45 | Словообра- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Выразительные возможности словообразовательных средств, способы их создания | Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи в художественной литературе | Уметь: понимать | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | ||
46 | Лингвистический анализ текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учеб- Аргументированный анализ текста | Развернутое обо- | Знать: особенность текстов по стилю Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум | |||
Морфология (13 часов) | ||||||||||
47– 48 | Морфология как учение о частях речи. Грамматические катего-рии, грамматические значения и грамматические формы | 2 | Комбинированный | Морфология русского языка как учение | Умение работать с учебной и справочной литера- | Знать: основные Уметь: определять | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | ||
49– 50 | Грамматическое и лексическое значения слова. Постоянные и непостоянные грамматические признаки | 2 | Комбинированный | Грамматические и лексические значения слова. Постоянные и непостоянные грамматические признаки как содержательная сторона принципов выделения частей речи | Умение работать с учебной и справочной литера- | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | |||
51– 52 | Проблема классификации частей речи в ру- | 2 | Комбинированный | Самостоятельные | Работа с различными словарями | Фронтальный опрос. Само- | Упражнения по выбору учителя | |||
| систике. Система частей речи в русском языке | и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую | фологическую характеристику любой словоформы существитель- | стоя- | ||||||
53 | Классы слов, не входящие в части речи. Омонимия частей речи | 1 | Комбинированный | Принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую | Совершенствование навыков поисково-исследовательской, эмпирической, эвристической деятельности | Знать: классы слов, Уметь: находить | Организация совместной | Состав-ление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | ||
54 | Лингвистический анализ текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учебно- | Развернутое обо- | Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов | Тренинг, практикум | |||
55– 56 | Культура речи. Грамматические | 2 | Комбинированный | Грамматические и словообразовательные нормы современного | Отражение в письменной форме результатов своей | Знать: основные нормы русского литературного языка (граммати- | Словарный диктант | Комплексный анализ | ||
| и словообразовательные нормы | русского литературного языка; их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках | деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Анализ и оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | ческие, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | текста | |||||
57 | Грамматические средства выразительности | 1 | Урок систематизации ЗУН | Выразительные возможности морфологических средств. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический параллелизм. Порядок слов в предложении как средство языковой выразительности | Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи в художественной литературе | Знать: грамматические и словообразовательные средства языковой выразительности и способы их создания. Уметь: понимать | Проекты с применением ИКТ | Комплексный анализ текста | ||
58– 59 | Контрольный диктант. Тест | 2 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учебного материала. Работа над ошибками | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ | ||
Орфография (13 часов) | ||||||||||
60 | Орфография и культура | 1 | Комбинированный | Понятия орфограммы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических) по применению орфограмм, связанных с употреблением ъ и ь, ь после шипящих; чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на з, с | Классификация ошибок, умение правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные Уметь: опознавать | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | ||
61 | Принципы русской | 1 | Комбиниро- | Принципы русской орфографии: фонети- | Классификация ошибок, умение | Тре-нинг, | Упраж-нения | |||
| орфографии | ванный | ческий, морфологический, традиционный. Применение орфо-грамм, связанных с употреблением | правильно объяснять графически орфограмму | практикум | по вы- | ||||
62 | Разделы 2) слитные, дефисные, раздельные написания; 3) употребление прописных и строч- | 1 | Комбинированный | Дифференцирующий принцип русской орфографии. Принципы, регулирующие слитное, раздельное | Классификация ошибок, умение | Знать: основные Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; состав- | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя | ||
| ных букв; 4) правила переноса и графического сокращения слов | нием частицы не | лять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи | |||||||
63 | Трудные случаи правописания слов | 1 | Урок систематизации ЗУН | Трудные случаи орфо-графии, грамматики, пунктуации в практике правописания | Анализ текста с точки зрения морфологических норм русского литературного языка | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: подтверждать написания изученными правилами, поль- | Работа с деформиро- | Упражнения по выбору учителя | ||
64 | Повторение орфографии. Совершенствование орфогра- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Трудные случаи фонетики, морфемики и словообразования в практике правописания и говорения | Анализ текста и устного выска- | Работа | Комплексный анализ текста | |||
65 | Правописание склоняемых частей речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные типы | Отработка навыка грамматических | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: подтверждать написания изученны-ми правилами, поль- | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | ||
66 | Правописание место- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные типы | зоваться определенными способами по их применению | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | |||
67 | Правописание глаголов | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные типы | Отработка навыка грамматических | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматику и орфографию). Уметь: применять в тексте примеры на изученные орфограммы | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | ||
68 | Правописание причастий и дее- | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные типы | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | ||||
69– 70 | Правописание наречий | 2 | Урок систе- | Основные типы | Отработка навыка грамматических | Тематический | Комплексный | |||
и наречных сочетаний | матизации ЗУН | изученные в 5–7 классах, порядок действий при решении орфографических | разборов. Умение составлять слова по заданным схемам, различать | диктант | анализ текста | |||||
71 | Правописание служебных частей речи (производные | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные типы | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | ||||
72 | Контрольный диктант. Тест | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учебного материала. Работа над ошибками | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ контрольного диктанта | ||
Синтаксис и пунктуация (12 часов) | ||||||||||
73 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства | 1 | Урок систематизации ЗУН | Сведения о синтаксисе и пунктуации повышенного уровня. | Осмысление понятия сочинительной и подчинительной связи | Знать: основные | Само- | Стилистический | ||
синтакси- | в словосочетаниях. Сведения об основных видах сочинительной и подчинительной связи повышенного уровня. Предложение как основная единица языка; средство выражения мысли | Уметь: вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью | ный диктант | |||||||
74 | Вопрос | 1 | Урок систематизации ЗУН | Словосочетание. Подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях. Основные виды сочинительной и подчинительной связи, понятия согласования, управления, примыкания | Строение и грам- | Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетания от слова и предложения; способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; выполнять разбор словосочетаний | Само- | Упражнения по выбору учителя | ||
75 | Предложение как еди-ница син- | 1 | Комбиниро-ван- | Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды | Умение конструи- | Знать: основные | Комментированное | Стилистичес-кий | ||
таксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения | ный | предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Уметь: осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | письмо. Само- | анализ текста | |||||
76 | Основные виды прос- | 1 | Комбинированный | Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения | Умение конструи- | Уметь: вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор простого предложения | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя | ||
77 | Предикативная основа предложения. Морфологические способы | 1 | Урок систематизации ЗУН | Способы выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Приемы различения разных типов | Способы выражения подлежащего. Умение опозна- | Уметь: находить | Тренировочное упражнение. Комментированное письмо | Упражнения по выбору учителя | ||
пенных членов предложения | в них лексического | степенных членов. Многозначность второстепенных членов предло- | лексического и грам- | |||||||
78 | Синтакси- | 1 | Комбинированный | Смысловые оттенки простых и сложных предложений, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы | Проекты с исполь- | Знать: понятие синтаксической синонимии. Уметь: различать смысловые и синтаксические конструкции, применять синтаксические синонимы в речи | Беседа, проб- | Упражнения по выбору учителя | ||
79 | Простое осложнен- | 1 | Урок систе- | Совершенствование навыка правильной | Пунктуация при повторяющихся | Знать: правила постановки знаков препина- | Комментиро- | Состав- | ||
ное предложение. Предложения с однородными | матизации ЗУН | постановки знаков | союзах. Случаи отсутствия запятой перед союзом как | ния при однородных членах, связанных Уметь: правильно | ванное письмо. Словарный диктант. Самостоятельная | предложений | ||||
80 | Простое осложненное предложение. Обособленные и уточняющие члены предложения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Обособленные | Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять | Работа | Упражнения по выбору учителя | ||
81 | Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды | 1 | Урок систематизации ЗУН | Сложное предложение, средства связи предикативных частей сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого, различие основных видов сложных предложений, знаки препинания в сложном предложении | Классификация сложных предложений (СП). Использование справочных пособий по русскому языку для решения познавательных задач | Знать: признаки сложных предложений. Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания | Самостоятельная работа со справочно-инфор- маци- | Проек- | ||
82 | Сложносочиненные предложения (ССП) | 1 | Урок систематизации ЗУН | Сочинительные союзы (деление на три | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Уметь: объяснять | Беседа, проб- | Комплексный анализ текста | ||
83 | Текст как | 1 | Комбинированный | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров | Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа | Упражнения по выбору учителя | ||
84 | Лингвистический анализ текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учеб- Аргументированный анализ текста | Развернутое обо- | Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум | |||
Речь и речевая деятельность (13 часов) | ||||||||||
85 | Речевое общение как форма взаимодействия людей | 1 | Комбинированный | Осознание целей и ситуации речевого общения как формы взаимодействия людей. Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; | Анализ и оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Знать: о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевом общении как форме взаимодействия людей. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; организовы- | Устные высказывания | Комплексный анализ текста | ||
их особенности. Использование языковых средств в устной и письменной речи в соответствии с целями и условиями общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления | вать совместную учебную деятельность | пись- | ||||||||
86 | Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное | 1 | Обстоятельства и виды речевого общения: личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное | Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения | Знать: обстоятельства и виды речевого Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления | Работа с дефор-миро- | Упражнения по выбору учителя | |||
87 | Вербальные и невербальные средства общения | 1 | Комбинированный | Вербальные и невербальные средства общения. Успеш- | Принципы вы- | Знать: некоторые вербальные и невербальные средства общения. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; | Речевой практикум | Упражнения по выбору учителя | ||
результата. Причины коммуникативных | виями речевого общения | организовывать сов-местную учебную | ||||||||
88 | Речевая ситуация и ее компоненты | 1 | Комбинированный | Речевая ситуация, | Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения | Знать: что такое речь, формы речи, речевая Уметь: оперировать терминами при ана- | Речевой практикум | Упражнения по выбору учителя | ||
89 | Культура | 1 | Комбинированный | Культура речевого общения как выполнение норм и правил общения с окружающими, основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений | Развернутое обо- | Знать: изученный Уметь: освоить структурно-языковые, коммуникативно-прагматические и этико-речевые нормы; оформлять доклад, реферат, тезис, рецензию | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | ||
90 | Речевые | 1 | Комбинированный | Этические основы | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. Использование мультимедийных ресурсов и КТ для обработки мации | Знать: правила ведения беседы, дискуссии. Уметь: соблюдать | Презен- | Комплексный анализ текста | ||
91 | Основные требования к содержанию и язы- | 1 | Комбинированный | Знакомство с основ- | Семантика языковых средств в образцовых текстах, ошибка как нарушение литературной нормы и ошибка как средство художественной вы- | Знать: основные Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблю- дать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа миро- | Упражнения по выбору учителя | ||
92 | Выбор речевой тактики и языковых средств, | 1 | Комбинированный | Этические основы общения и форми- | Развернутое обо- | Знать: правила ведения беседы, дискуссии. Уметь: соблюдать | Презен-тации ности | Комплексный анализ текста | ||
93 | Устная и письменная форма речи. Монолог | 1 | Комбинированный | Формы речи. Монолог и диалог. Повто- | Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения | Знать: что такое устная и письменная формы речи. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления, правильно оформлять на письме диалог | Работа | Упражнения по выбору учителя | ||
94– 95 | Р/р. Сочинение на мо- | 2 | Урок разви- | Тема и проблема текста. Основная мысль, | Умение писать | Уметь: свободно, правильно излагать свои | Сочи- | |||
рально-этическую тему по заданному тексту | тия | позиция автора. | мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | рассуж- | ||||||
96 | Текст как речевое произведение | 1 | Комбинированный | Текст как речевое | Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов Уметь: соблюдать | Работа с дефор- миро- | Упражнения по выбору учителя | ||
97 | Речеведческий анализ текста. Овладение приемами совершенствования и редактирования текста | 1 | Урок систематизации ЗУН | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность | Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка; создание текстов разных стилей и жанров | Уметь: определять | Само- | Комплексный анализ текста | ||
ошибки, недочеты | ||||||||||
Взаимосвязь языка и культуры (5 часов) | ||||||||||
98 | Русский язык в контексте русской культуры | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка с культурой России; роль языка контексте | Навык работы | Знать: роль русского языка как националь- | Фронтальный опрос | Упражнения по выбору учителя | ||
99 | Слова | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка с языками народов России; роль языка в межнациональном общении | Навык работы | Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом | Фронтальный опрос | Упражнения по выбору учителя | ||
100 | Национальная специфика русской фразеологии | 1 | Комбинированный | Национальная специфика русской фразеологии. Крылатые слова, пословицы и поговорки. История происхождения фразеологизмов. Нормативное употребление слов | Крылатые слова, их происхождение | Знать: понятие фразеологизмов. Уметь: определять | Конструирование | Комплексный анализ текста | ||
вии с их значением | ||||||||||
101– 102 | Лингвистический анализ текста | 2 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учеб- Аргументированный анализ текста | Развернутое обо- | Уметь: отмечать | Тренинг, практикум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И. а в 10 классе под редакцией Власенкова А.И.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И., рассчитанное на 68 час....
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
Учебно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс. На основе авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.
Данное учебно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.Программа представ...
Учебно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.
для электронного журнала в формате Excel...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)
Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)
Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...