Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме «Инструкция»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Малявина Людмила Александровна

познакомить обучающихся с жанром инструкций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiyakonspekt_uroka_9_kl.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №26 г.Краснодара

Конспект открытого урока  русского языка в 9 классе

по теме  «Инструкция»

Учитель русского языка и литературы           Л.А. Малявина

г. Краснодар, 2015 год

Цели:

 - познакомить обучающихся с жанром инструкций;

 - рассмотреть различные виды инструкций, особенности их составления;

 - обратить внимание учащихся на необходимость и важность инструкций;

- проанализировать употребление односоставных предложений в этом жанре;

  - научить выбирать нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции;

- вырабатывать умение создавать свои тексты-инструкции, употребляя уместно односоставные предложения;

- провести словарную работу, расширить словарный запас учащихся;

- способствовать развитию культуры речи обучающихся.

 Тип урока: комбинированный.

 Планируемые образовательные результаты:

 - научиться создавать инструкции;  

 - уметь правильно употреблять односоставные предложения в инструкциях.

 Метапредметные результаты:

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения.

Личностные:

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

 - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, самостоятельная работа.

 Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.  

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал: мультмедийный ряд: презентация по теме урока, образцы инструкций, приложения к уроку для учащихся, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Основные понятия: инструкция, односоставные предложения.

Организационная структура (сценарий) урока

  1. Оргмомент. «Эмоциональное вхождение в урок»

Сначала мы вместе настроимся на плодотворную работу, а для этого  ответим на несколько вопросов. Запомним, что сегодня на уроке мы должны создать образовательный продукт -- инструкцию. Для этого выполним ряд  упражнений, опираясь на знания и умения, полученные ранее.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

          - Определим свое настроение:  УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ,   ПОЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ… Приступаем к работе

 III.    Актуализация знаний

  1. Прочитайте инструкции, которые вы подготовили к уроку дома, и скажите, какие предложения в них преобладают?  (Односоставные определённо-личные и неопределённо-личные).
  2. Почему? (Содержание практически любой инструкции обращено к широкому кругу читателей…)
  3. Итак, тема  нашего урока…?  (ИНСТРУКЦИЯ).  Слайд №1
  4. Работа с толковым словарём С.И. Ожегова (обучающиеся находят словарную статью «Инструкция», читают её, объясняют). Слайд № 2 
  5. Запишем слово «инструкция» в тетради, запомним его написание, подберём однокоренные слова (инструкционный, инструктивный, инструктор, инструктировать). Произнесём их, объясним лексическое значение.  Слайд №3 
  6. Как вы думаете, какая главная цель нашего урока?  (Научиться создавать тексты в жанре инструкции). Слайд № 4
  7. Сначала определимся с особенностями данного жанра, рассмотрев одну из инструкций, заранее подготовленных вами дома (преобладание определённо-личных и  неопределённо-личных предложений, краткость   (к ней нужно стремиться), в то же время полнота, точность, логичность, последовательность…). Слайд № 5
  8. Выпишите из своих инструкций по одному определённо-личному или неопределённо-личному предложению, подчеркните грамматическую основу, определите форму глаголов-сказуемых   (Например, Во время грозы отсоедините телевизор от электросети.).

  1.  «Открытие нового»

    1.   «Понаблюдаем»: с. 109 учебника, упр. №195

                -- Прочитайте вслух.

                -- На чём важнее сосредоточить внимание при описании физического    опыта: на лице или на действии?

                -- Почему в этом тексте так много определённо-личных предложений?

               -- Найдите два из них, выпишите, расставьте пропущенные запятые, подчеркните в них главный член.  

  1. Продолжим «наблюдение»: с. 110 учебника, упр.196

       -- Прочитайте вслух, употребив в описании физического опыта глаголы, данные в скобках, в 3-м лице множественного числа настоящего времени.

        -- Определите тип полученных односоставных предложений (неопределённо-личные предложения).

       -- Выпишите одно из предложений, подчеркните главный член, укажите форму глагола-сказуемого.

         Итак, какие виды односоставных предложений преобладают в     инструкциях?  (определённо-личные и  неопределённо-личные предложения)    

    V.   Физкультминутка общего воздействия для разных групп мышц

    Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

      Резко повернуть таз вправо.

      Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс   оставить неподвижным.

      Повторить 6–8 раз. Темп средний.

     Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

           Сделать круговое движение тазом в одну сторону.

То же в другую сторону.

Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить 4–6 раз. Темп средний.

                            Исходное положение – стойка ноги врозь.

Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз,

левая  вдоль тела вверх.

         Исходное положение.

То же в другую сторону.

 Повторить 6–8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление.  Самостоятельная работа. Создание инструкций на предложенные учителем темы:

-- Требования безопасности во время новогодних праздников и зимних каникул.

-- О правилах безопасного поведения на водоёмах в осеннее-зимний период. Безопасность на льду.

-- Правила поведения во время чрезвычайной ситуации. Пожар в помещении.

-- Правила безопасности при использовании пиротехники.

-- Как уберечь себя и близких от простудных заболеваний.  Слайд № 6

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1    (Возможные варианты начала  написания инструкций для обучающихся, у которых задание вызовет определённые трудности при его выполнении.)

  1. Требования безопасности во время новогодних праздников и зимних каникул

Будьте внимательными и острожными…

Сообщайте родителям…

Соблюдайте правила дорожного движения…

  1. О правилах безопасного поведения на водоёмах

в осенне- зимний период. Безопасность на льду

Не проверяйте прочность льда…

При переходе водоёма группой соблюдайте…

Если вы провалились, не паникуйте,…

Старайтесь без резких движений…

  1. Правила поведения во время чрезвычайной ситуации. Пожар в помещении

Если огонь за дверью, постарайтесь заткнуть щели, чтобы…

Если есть возможность выбраться из задымленного помещения, двигайтесь…

  1. Правила безопасности при использовании пиротехники

При использовании главное – внимательно прочитайте…

Убедитесь, что срок годности…

Не пытайтесь узнать, что у ракеты внутри,…

  1. Как уберечь себя и близких от простудных заболеваний

Делайте своевременно…

Закаляйтесь…

Правильно…

Больше времени проводите…

Проветривайте…

Следите…

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2  (В помощь учителю и обучающимся.  Возможные варианты   написания инструкций.)

  1. Требования безопасности во время новогодних праздников и зимних каникул

Будьте внимательными и острожными на улицах города, в общественных местах.

Сообщайте родителям свой маршрут.

Соблюдайте правила дорожного движения

  1. О правилах безопасного поведения на водоёмах

в осенне-зимний период. Безопасность на льду

Не проверяйте прочность льда ударом ноги.

При переходе водоёма группой соблюдайте расстояние друг от друга (5 – 6 м).

Если вы провалились, не паникуйте, широко раскиньте руки по кромкам льда.

Старайтесь без резких движений выбираться на лёд…

  1. Правила поведения во время чрезвычайной ситуации. Пожар в помещении

Если огонь за дверью, постарайтесь заткнуть щели, чтобы дым не просочился в комнату.

Если есть возможность выбраться из задымленного помещения, двигайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

  1. Правила безопасности при использовании пиротехники

При использовании главное – внимательно прочитайте инструкцию и точно выполняйте её требования.

Убедитесь, что срок годности не истёк.

Не пытайтесь узнать, что у ракеты внутри, не разбивайте, не раскрывайте.

  1. Как уберечь себя и близких от простудных заболеваний

Делайте своевременно прививки.

Закаляйтесь, проводите водные процедуры.

Правильно питайтесь.

Больше времени проводите на свежем воздухе.

Проветривайте помещение.

Следите за чистотой.

    Проверка самостоятельной работы (сначала обучающиеся обсуждают свои работы в парах, затем каждый зачитывает и комментирует созданную инструкцию).

   VII. Домашнее задание:

-- повторить теоретический материал параграфов №32, 33 ;

-- выполнить упр. № 198 (написать инструкции)   Слайд №7

  1. Рефлексия. «Продолжи фразу»:

-- Мне было интересно (трудно)…

    -- Я  сегодня разобрался  в …

    -- Завтра я хочу на уроке …  Слайд № 8

Литература

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников

Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014.
  2.  «Словарь русского языка» Ожегова С.И.  Словари http://slovari.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Конспект открытого внеклассного мероприятия по иностранному языку (английский) на тему: "Английский язык - язык международного общения", 2 класс

КОНСПЕКТ  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯк УМК В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, С. А. Постухова, О. В. Стрельникова«Английский язык. 2 класс»Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель английского яз...

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо  теме «Сердце: его строение и работа»...

Конспект открытого урока по географии в 8 классепо теме «Реки и озёра Северной Америки».

Конспект открытого урока по географии в 8 классепо  теме «Реки и озёра Северной Америки»...