Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_biologiya_serdtse_ego_stroenie_i_rabota.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ЛО «Приморская школа – интернат»
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе
по теме «Сердце: его строение и работа»
Составитель: Борисова С.В.,
учитель высшей
квалификационной
категории
Приморск 2018 год
Тема урока: Сердце: его строение работа.
Тип урока: Комбинированный.
Задачи урока:
1. Образовательные (формирование познавательных УУД):
закреплять знания о составе крови;
познакомить с особенностями строения и работы сердца человека.
2. Коррекционно-развивающие (формирование регулятивных УУД): коррекция внимания через выполнения дидактических упражнений,
развитие устной речи, правильного произношения терминов;
коррекция долговременной памяти на основе упражнений
способствовать усвоению причинно-следственных связей через постановку проблемных вопросов;
3. Воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД):
воспитывать любознательность, интерес к предмету;
воспитывать интерес к изучению своего организма.
Оборудование:
дидактический материал: карточки «Слова наоборот», «Лови ошибку»
таблицы: «Значение крови», перфокарты, схема - сердца
видео слайды
звуковой фрагмент: стук сердца
И.В. Романова, И.Б. Агафонова Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных 9коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романова, И.Б. Агафонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
слайды и задания в формате ActivInspire.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Оргмомент. Упражнение на сосредоточение внимания: В неправильном порядке написаны слова: кровь, иммунитет, кислород, органы, ткани, кровообращение
-С какой системой органов связаны эти слова? (кровеносная система)
Повторение.
Какое же значение имеет кровь в жизни человека?
1.Доставляет питательные вещества;
2.Доставляет кислород, а выводит углекислый газ;
3.Регулирует температуру тела;
4.Защищает организм от микробов;
5.Связывает каждый орган между собой.
6.Обеспечивает движение и опору тела
Кровь – это один из видов соединительной ткани. Из чего она состоит? (кровяной плазмы и клеток). Давайте вспомним, какие клетки входят в состав плазмы.
Тексты к конкурсу «Лови ошибку».
1. Эритроциты.
Эритроциты – белые (красные) кровяные клетки. Они очень малы. Эритроциты имеют ядро (не имеют ядер). Основная функция эритроцитов - переносят питательные вещества (кислорода)
2. Лейкоциты.
Лейкоциты – красные (белые) кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов. Не имеют (имеют) ядра. Лейкоциты переносят кислород от лёгких ко всем органам (уничтожают микробов).
3. Тромбоциты – самые крупные клетки крови (крошечные фрагменты). Они закупоривают повреждённые стенки сосудов и участвуют в процессе - ….(свёртывании крови)
Итак, вы уже знаете, что кровь в организме человека находится в постоянном движении. Кровь движется по замкнутой кровеносной системе.
- Назовите, какие органы образуют кровеносную систему? (сердце и сосуды).
- Какой орган, по вашему мнению, является основным? (сердце).
- Действительно, сердце является основным органом кровеносной системы. Ученые сравнивают сердце с насосом, который всю жизнь перекачивает кровь. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. «Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» - говорил У. Гарвей.
- Почему сердце работает всю жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить его строение и как оно работает.
Новый материал.
Тема урока: Сердце: его строение и работа.
- Сердце располагается в грудной полости позади грудины. Какой тканью образовано сердце человека? (Особой мышечной тканью, которая способна ритмично сокращаться: поперечнополосатой сердечной).
Любая мышца при продолжительной работе утомляется. И, чтобы восстановить свою работоспособность, что надо сделать? Правильно. Отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем. (физминутка).
Физкультминутки
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- Каковы примерные размеры сердца человека? (сжимают кулак)
- Знаете ли вы, сколько весит сердце взрослого человека? (Примерно 300г.)
- А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? (положить ладонь в область сердца, по пульсу)
- Сердце человека состоит из 4-х камер (четырёхкамерное). Сплошной перегородкой сердце разделено на две половины – правую и левую. В левой половине артериальная кровь, насыщенная кислородом, в правой – венозная, насыщенная углекислым газом. Каждая половина состоит из двух камер: верхней – предсердия и нижней – желудочка. Левая и правая половины сердца изолированы друг от друга. (Работа идёт совместно. У ребят рисунок сердца человека, на котором они будут подписывать все его отделы).
Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой через широкие отверстия. Эти отверстия могут закрываться и открываться с помощью специальных створчатых клапанов. Эти клапаны устроены так, что могут пропускать кровь только в сторону желудочков. Поэтому в сердце кровь движется только из предсердия в желудочки.
От желудочков отходят крупные сосуды. При сокращении сердца в них поступает кровь. Между желудочками и сосудами находятся полулунные клапаны. Они имеют вид карманов, открытых в сторону сосудов. Когда кровь под давлением поступает из желудочка в сосуд, клапаны наполняются кровью. Подобно наполненным карманам, они расширяются и препятствуют обратному току крови. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из желудочков в сосуды.
Сердце человека работает непрерывно в течение всей жизни. В начале урока прозвучал вопрос «Почему сердце работает всю жизнь?».Дело в том, что оно работает в определенном ритме. Основная работа сердца – перекачивать кровь по сосудам. Сокращаясь, сердце нагнетает кровь в сосуды.
Один цикл сердечного сокращения состоит из 3 последовательных событий:
- Сначала сокращаются предсердия, они проталкивают кровь в желудочки через створчатые клапаны, полулунные клапаны закрыты.
- Потом сокращаются желудочки, они выталкивают кровь в сосуды через полулунные клапаны, створчатые клапаны закрыты.
- Затем наступает пауза, во время которой и предсердия, и желудочки одновременно расслабляются – сердце отдыхает.
Итак: три фазы работы сердца: сокращение предсердий, сокращение желудочков и пауза, когда и желудочки, и предсердия одновременно расслаблены.
Удивительная способность сердца сокращаться без усталости в течение всей жизни объясняется чередованием работы и отдыха. В момент расслабления сердце восстанавливает свою работоспособность.
Закрепление материала: перфокарта
Домашнее задание. Оценки.
Рефлексия. На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети выбирают те слова, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Вопрос
Ответ | створчатые клапаны | сердце работает в трехфазовом ритме | сердце и сосуды | 4 четырёхкамерное | Уильям Гарвей | из предсердия в желудочки | полулунные клапаны |
Основные органы кровеносной системы? | |||||||
Сколько камер в сердце человека? | |||||||
Предсердия и желудочки сообщаются между собой через… | |||||||
Между желудочками и сосудами находятся…. | |||||||
Почему сердце работает всю жизнь? | |||||||
«Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» - говорил…. | |||||||
В сердце кровь движется только из… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"
Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника). На уроке изучается новый м...
Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»
Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока: повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...
План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»
Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...
конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"
конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"...
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"
конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"...