Примеры литературных произведений к проблемам текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
материал для подготовки к выполнению задания 25 на ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_literaturnyh_proizvedeniy_dlya_ege.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая память
А. Чехов. «Вишневый сад».
Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнитсвоей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам»,отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа.
Любовь к родине
Ю. Г. Оксман «Поимка поручика Сухинова».
Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.
«Слово о полку Игореве».
Ярко выражена любовь автора к родной Русской земли. Его волновало будущее. Он с гордостью рассказал нам о защитнике родины. Красиво описал природу. Солнечное затмение. Именно Русская земля стала главным героем его произведения. Стихотворения Есенина, Блока, Лермонтова.
Научный прогресс и нравственные качества человека
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
М. Булгаков. «Собачье сердце»
Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
Ответственность человека за жизни окружающих
Л.Н. Толстой. «Война и мир».
Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
А. Куприн. «Чудесный доктор».
Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяя-ется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может
повлиять на судьбы других людей.
Отцы и дети И С. Тургенев. «Отцы и дети».
Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признан-ию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)
К. Г. Паустовский «Телеграмма».
Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
Роль примера. Воспитание человека
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
Самопожертвование во имя любви к ближнему
Б. Васильев «Летят мои кони».
Доктор Янсен погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.
Булгаков "Мастер и Маргарита". Самопожертвование Маргариты ради своего любимого.
Сострадание, чуткость и милосердие
В.П. Астафьев «Людочка»
В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожа-лела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.
М. Шолохов «Судьба человека».
В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика- сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силыдля того, чтобы противостоять судьбе.
В. Гюго «Отверженные».
Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.
Человек и власть
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Там пример справедливой власти:"Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. "Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, - говаривал он, - и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя".
Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».
Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь утверждают истинные ценности на земле.
Человек и история. Роль личности в истории
Л. Н. Толстой. «Война и мир».
Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания
масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
И. Тургенев. «Записки охотника».
Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
Шолохов «Судьба человека»
После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.
Человек и познание. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.
В.М. Шукшин «Чудик» — человек рассеянный, может показаться невоспитанным. А то, что побуждает его совершать странные поступки, — мотивы положительные, некорыстные. Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступкамидоказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком
И.А.Гончаров. Образ Обломова.
Это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ...Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь,поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне».
Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Ложные ценности
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Есенин. «Черный человек».
Поэма «Чёрный человек» - крик погибающей души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Есенин, как ник-то другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь.
Маяковский. «Послушайте».
Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта.
Черствое и бездушное отношение к человеку
"Матрёнин двор" Солженицына.
О преданности и о животных - "Соленый пёс", "Каштанка", "Белый пудель".
Проблема взаимоотношения личности и коллектива. Горький "На дне"
Проблема нравственного выбора. "Мастер и Маргарита" Булгакова ; В.Быков "Сотников" ; Шолохов " Судьба человека", Кондратьев «Сашка»
Военная тема.
"Разгром", "Повесть о настоящем человеке" героизм, отвага... "А зори здесь тихие" "Завтра была война" "В списках не значится»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры литературных произведений для аргументации
Аргументация собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ. Проблемы и литературные произведения с подобной проблематикой....
ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Сегодня очень остро стоит проблема нравственной деградации общества. Причин этого явления множество, но можно сколько угодно говорить о них – проблема не исчезнет сама по себе, ее нужно решать. Предме...
«Русский язык в примерах литературных произведений XIX века» (социально-педагогическая направленность)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ...
Содержание литературного произведения:тема,проблема,идея
Содержание литературного произведения...
Методическая разработка по теме:" Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Тема: "Великая Отечественная война". Аргументация на примере литературного произведения(поэма О.Берггольц "Февральский дневник")"
Пример сочинения по литературе на тему войны( аргументация с использованием литературного материала- О.Берггольц "Февральский дневник")....
экологическое воспитание на примерах литературных произведений
экологическое воспитание на примерах литератуных произведений...
Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...