ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
статья по литературе по теме
Сегодня очень остро стоит проблема нравственной деградации общества. Причин этого явления множество, но можно сколько угодно говорить о них – проблема не исчезнет сама по себе, ее нужно решать. Предметы гуманитарного цикла играют большую роль в процессе формирования личной культуры школьников, их нравственного развития. Данная статья предлагает решать эту проблему, воспитывая «историческую память» юного поколения на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_istoricheskoy_pamyati.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Умрилова Людмила Валерьевна, МБОУ «СОШ №78» г.Барнаула, учитель русского языка и литературы, Алтайский край
Предмет (направленность): литература
Возраст детей: учащиеся 5-11 классов
Место проведения: работа на уроке в классе
Актуальна ли проблема?
Сегодня много говорится о том, что в условиях социальной разобщенности, политической и экономической нестабильности, потери единого нравственного идеала общество ищет новые ориентиры в воспитании современной личности. Социальная среда разрушает усилия педагогов по формированию общекультурных ценностей личности учащихся.
Личная культура каждого человека проходит так называемую «проверку на прочность»: нам предлагаются новые нормы поведения, не ограничена свобода их выбора. И очень часто эти предлагаемые нормы диаметрально противоположны общепринятым, тем, которые формировались на протяжении всей жизни человечества. Проблема «отцов и детей» из категории «вечных» проблем, но слишком уж часто возникает непонимание между поколениями в современном обществе, и все чаще звучат тревожные призывы «оглянуться», «вспомнить», предупреждения о «вырождении нации». В преддверии разрекламированного «конца света» совсем недавно многие говорили о том, что этот самый ожидаемый «конец света» уже наступил. Но никто не заметил его, потому что наступил он в душах людей…
Как бы то ни было, с уверенностью можно говорить одно: юное поколение в сегодняшнем мире, действительно, испытывает особые трудности. Очень актуальны в наши дни слова Д.С.Лихачева: «Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе память прошлого, он губит часть своей личности». Эта «часть личности» губится, потому что идеалами молодежи становятся герои «боевиков» и «ужастиков». Ими, несмотря на ввод цензуры, перенасыщен телеэфир. Кроме того, нет цензуры в Интернете, и дети имеют свободный доступ на сайты, разрушающие их еще не сформировавшуюся психику.
А между тем, путь к «спасению» очевиден: это наша история, наша культура. Утрачивая связь с прошлым, люди превращаются в «Иванов, не помнящих родства». Молодое поколение не имеет достаточного социального опыта, чтобы критически подойти ко всем предлагаемым инновациям. Но именно эта социальная группа является наиболее восприимчивой, способной быстрее других освоить и закрепить в себе современные нормы поведения и качества личности. Формирование личной культуры подростков идет под влиянием семьи, круга друзей, СМИ, школы. Особое место в этом процессе занимают предметы гуманитарного цикла. Приобщение к культуре и истории русского народа в целом позволяет привить совершенно иные духовные ценности, воспитывать, а не развращать. Ни для кого не секрет, что памятники культуры могут многое рассказать о своем времени и о людях. Это материальные свидетельства многовекового развития народа в ту или иную эпоху. Причем, нельзя формировать в сознании ребят представление о том, что существуют главные и второстепенные стороны культуры. Для анализа любого памятника культуры нужно знать историческую обстановку, технические возможности того времени, уровень развития хозяйства. Говоря о воспитании духовной личности, о воспитании исторической памяти молодежи, нужно помнить о метапредметности: метапредметные связи помогут создать условия для формирования у ребят целостной картины мира.
Весьма актуальной в наши дни становится проблема «исторической памяти» – некого генетического кода, который изначально заложен в каждом из нас (нужно только разбудить его) и отвечает за связь времен, связь поколений – своеобразный «мост» между прошлым и будущим. Именно воспитанию исторической памяти я уделяю большое внимание в своей работе.
Мифологические мотивы в русской литературе и их роль в формировании нравственных качеств личности
Многие общекультурные ценности формируются именно на уроках литературы посредством чтения и изучения художественных текстов. Такие нравственные категории, как совесть, честь, долг, верность и др., находят отражение практически во всех произведениях мировой литературы. Помимо этого прекрасный материал для формирования нравственных устоев дает тот потенциал, что заложен в мифах.
Мифологическое сознание можно считать предтечей многообразия форм общественного сознания – морального, эстетического, религиозного, научного, философского. Мифологическое сознание и присущий ему тип мышления в немалой степени определили условия формирования духовных традиций общества. Изучая мифы на уроках литературы, мы можем «прикоснуться к тайнам бытия», понять, как относились к окружающему миру наши далекие предки, что их волновало, в чем они видели свое предназначение. Это поможет нам лучше понять себя, ощутить свою причастность к истории всего человечества, почувствовать себя частичками великого целого.
На раннем этапе существования человечества мифологическое сознание было обращено к природе, космосу. Мир воспринимался первобытным человеком как существо живое. И жизнь проявлялась во всех явлениях природы. Каждое явление, с которым сталкивался человек, обретало свою индивидуальность, наделялось личностными качествами. Взаимодействие человека с таким «партнером» (деревом, огнем, водой, грозой, ветром) переживалось на эмоциональном уровне, а потому возникала потребность в объяснении происходящего. А так как, по утверждению К. Леви-Стросса, миф – это «феномен языка», то именно в языке мы можем найти подтверждение этому.
Каждый день на уроках русского языка и литературы, работая с текстом, мы говорим об олицетворении. Практически каждый школьник может найти этот троп в тексте, объяснить его. Но, кроме этого, нужно говорить еще и о том, что явление это возникло в языке как результат мифологического сознания наших предков, которые были гораздо мудрее нас, нынешнего поколения, потому что жили в гармонии с окружающим миром, четко определяли свое место в нем. Они относились к природе как к живому существу, как к общей матери всего человечества и поэтому не допускали даже мысли о причинении ей вреда. А в наши дни нередки случаи, когда забывают родную мать. Эти проблемы не могут не волновать, и в первую очередь они находят отражение в литературе.
На уроках литературы мы с ребятами пытаемся найти ответ на многие проблемные вопросы.
Например, при работе над романом М. Шолохова «Поднятая целина» обращаем внимание на эпизод, связанный с двумя преступлениями Якова Лукича Островнова (вред колхозу и убийство родной матери). Что общего между ними? На первый взгляд, ничего. Начиная рассуждать, вспоминая славянские мифы, ребята сами находят ответ. Бык для крестьянина – священное животное, кормилец. Причинив вред быкам, Островнов навредил ради идеи, прежде всего, земле, Матери-Сырой-Земле, разорвал ниточку, связывающую его кровными узами с историческим прошлым. Это преступление против общей человеческой матери влечет за собой более тяжкое – убийство родной (и тоже ради идеи). Как вывод урока звучит: все идеи преходящи, а нравственные законы вечны.
Подтверждение этому учащиеся видят и в том факте, что в конце романа живым останется только Разметнов, а Давыдов и Нагульнов погибают. Быть может, это происходит потому, что только он один, сохранив в себе крестьянскую жилку, еще не потерян для будущей жизни? Ведь земля – олицетворение женского начала, а разве может женщина-мать принадлежать всем сразу, разве можно ее «обобществить»? Возможно, потому и мстит она носителям этой безумной идеи «обобществления», но одновременно скорбит о заблудших детях своих, как любящая мать, прощая их и принимая в свое лоно.
Или другой пример – рассказ К. Паустовского «Телеграмма» (8-й класс). На первый взгляд, история о конкретных людях, об одинокой старости, о душевной черствости, о неблагодарности. Но в процессе рассуждения ребятам становится ясно, что это не только и не столько история каких-то конкретных людей, сколько проблема всего нашего общества. Сравнивая город и деревню, ученики высказывают мысль, что не случайно деревенские люди изображаются носителями нравственного начала в противовес жителям больших городов. Они – крестьяне, а значит, еще не утеряли связь с Матерью-Сырой-Землей, еще жива в них вера наших далеких предков, их обычаи и традиции, их бережное отношение ко всему живому.
А в Насте, живущей в городе, та нить, что связывает людей с их историческим прошлым, порвалась. Забыв Родину – родную деревню, свою Землю-Мать, она и о родной матери забыла. И живет она, в принципе, неплохой человек, помогая другим людям, решая важные, как ей кажется, задачи. Только оказывается, что самое главное в жизни – мама. Настя поняла это слишком поздно. Катерина Петровна ни в чем ее не упрекнула. Она тихо умерла, страдая от одиночества, так и не дождавшись дочери, ради которой жила. Сочувствуя Катерине Петровне, ребята осуждают Настю, и я искренне надеюсь, что после этого урока они по-новому осмыслят вечную проблему отцов и детей.
При работе с художественным текстом я стараюсь обратить особое внимание учащихся на роль пейзажа в произведении. Например, на уроке, посвященном этому рассказу, отмечая, что это было осенью, обязательно задаю вопрос: случайно ли автор изображает именно это время года? Это в очередной раз убеждает ребят, что в художественном произведении ничего случайного не бывает. Природные образы помогают раскрыть авторский замысел. Вместе с Катериной Петровной страдает Мать-Сыра-Земля: она плачет долгим осенним дождем, вздыхает холодным порывистым ветром, жалуется слабым шорохом листьев. Ей холодно и неуютно. И она тоже умирает – осень. Настя опоздала. Как ей теперь жить с таким чувством вины? Многие дети говорят, что теперь и в жизни Насти наступила вечная осень. И поправить уже ничего нельзя.
При изучении рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» обращаю внимание учеников на интереснейшую деталь: при первом знакомстве с героем мы не видим человека, он похож на статую из драгоценных металлов: есть золото, серебро, слоновая кость, но нет живого человека. Звучит вопрос: почему? Ответ практически все находят сразу: он всю свою жизнь посвятил накоплению богатства, нравственные вопросы никогда не волновали его. Он и не жил вовсе. Даже имени у него нет. Он – «господин из Сан-Франциско». И все! Судьба жестоко посмеялась над ним, не дав осуществиться его планам.
Следующий вопрос: когда автор впервые показывает в герое человеческое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, ребятам нужно пристальнее вглядеться в текст. Они отвечают: перед смертью автор называет его «стариком». И обращают внимание на фразу, столь нехарактерную для господина из Сан-Франциско: «О, это ужасно». Что именно ужасно? Некоторые высказывают мысль, что в герое уже началась переоценка ценностей, о которой он сам еще не подозревает. И потом сами делают «открытие», что – странное дело! – мертвый, он уже не напоминает статую, на глазах меняются черты, он как будто очеловечивается. Почему? Ответ на этот вопрос опять-таки находим в верованиях наших далеких предков. Для них жизнь бесконечна, и смерть – это только начало новой жизни. Жизни Души. И то, как ты жил в предыдущей жизни, обязательно отразится на жизни новой.
Господин из Сан-Франциско после смерти обретает свое истинное, человеческое, лицо, но так как свою жизнь он прожил, не заботясь о душе, теперь у него впереди только вечная пустота, небытие, потому что душа его давно омертвела.
В 7-м классе ребята знакомятся с рассказами Е.И. Носова «Живое пламя» и «Кукла». Мы говорим о том, что произведения сближает тема памяти. Памяти о войне, ее зверствах… Вновь и вновь возвращает она ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, под прицельный огонь. И сколько бы лет ни прошло, тема памяти, тема войны останется главной в их произведениях, потому что нельзя забыть истерзанную взрывами родную землю, замученных детей, женщин и стариков…
В «Живом пламени» автор не описывает подробно подвиг Алексея, он просто сравнивает жизнь юноши с жизнью цветка, но в скупых строчках мы читаем его отношение к судьбе героя, короткой, зато «без оглядки, в полную силу прожитой». Работая с образом цветка, ребята сами подводят итог: вот они – отголоски мифологического сознания: человек и природа едины, в их жизнях много общего, потому что они связаны кровными узами (красный цвет мака – это и цвет крови, пролитой Алексеем ради Матери-Земли и своей мамы). И сейчас обе Матери свято чтут память о своем сыне. Без сомнения, тема патриотизма в этом произведении основная, наряду с темой памяти. Очень надеюсь, что мои ученики искренни в своих ответах: человек должен любить родную землю бескорыстно, быть готовым защитить ее, потому что Родина у человека одна, как и мать.
В рассказе «Кукла», помимо этой, выделяем другую проблему – отношение человека к окружающему миру. Ребята обращают внимание, что автор затрагивает тему экологии. Сначала – описание реки, какой она запомнилась герою, потом – то, что люди сделали с этой речкой: она обмелела, всюду запустение. Люди не берегут родную землю. Многие именно эту проблему считают главной в рассказе. Кульминацией можно считать момент, когда рассказчик видит растерзанную куклу. Маленькая, беззащитная, она напомнила ему, фронтовику, прошедшему ад войны, замученного ребенка. Дети становятся «исследователями», открывают для себя: неживая кукла становится воплощением живого, человеческого начала. Кто мог сотворить с ней такое, так надругаться над подобием человека? Только тот, в ком не осталось ничего человеческого, кто даже не задумывается о смысле жизни, о ее ценностях – недочеловек! А герой, который прошел войну, знает цену человеческой жизни. И все помнит…
Так в произведение входит тема памяти.
Выводы урока: людям нельзя забывать свое прошлое, нельзя допустить, чтобы повторились ужасы войны, нужно учиться на своих ошибках, мы должны сохранить в себе человеческое…
И теперь мы уже говорим, что и описание реки в начале рассказа не случайно: не умея любить родную землю, «ту заветную землю, где, как говорят, пупок ниткой вязан» (Е.И. Носов), человек не сможет бережно относиться и к жизни.
Тема памяти сближает оба рассказа и учит ребят бережно относиться к прошлому и настоящему. Они понимают: в противном случае у нас не будет будущего.
Вот так и получается, что живут мифы в литературе (и в жизни) на протяжении многих веков, и их отголоски доносятся до наших дней, потому что заложена в них великая Мудрость, и важно, чтобы дети это поняли, прочувствовали.
У Чингиза Айтматова есть действительно страшная история о манкурте (существе, которое перестало быть человеком, потому что его заставили забыть свое прошлое) и о материнском сердце, пронзенном стрелой. Сердце матери, пронзенное стрелой сына-манкурта, – это символ нашего времени. Это размышление о проблемах современной жизни, о человечестве, которое, подобно сыну-манкурту, рвет нити, связывающие его с прошлым, с родной Историей. Это предупреждение: пора опомниться сегодня, иначе Завтра просто не наступит.
Спасти наше Завтра поможет историческая память, живущая в нас на уровне подсознания. Ведь до сих пор в нас живут поверия и суеверия наших предков, их обычаи, хотя объяснить их мы зачастую не можем. Очень важно вновь восстановить связи с народной самобытной культурой. Конечно, это труд не одного дня и даже, возможно, не десятилетий, но, тем не менее, проблему нужно решать, и большую роль в этом могут сыграть предметы гуманитарного цикла.
Обязательными книгами на наших уроках литературы стали словари и энциклопедии символов, мифологические словари (особенно «Словарь славянской мифологии»). При работе с текстом они помогают нам рассмотреть многие литературные произведения с точки зрения врЕменного и вневременнОго, определяя проблемы «сегодняшние» и «вечные», понять, что человеческая жизнь включена в бесконечную космическую историю, причастна Вечности.
Готовясь к занятиям, я стараюсь каждый урок сделать уроком нравственности. Сознаюсь, удается не всегда. Почему? Наверное, потому что мы живем в условиях духовного кризиса общества и ребята не всегда способны взглянуть на проблему с точки зрения высших нравственных ценностей, они искренне не понимают, как можно жертвовать своими интересами ради интересов другого. Но, ведя диалог не на житейском уровне, а на уровне диалога культур, обращаясь к исторической памяти нашего народа, мы часто выходим на то, что без нравственных устоев человечество не может существовать. Мы должны придерживаться тех правил, которыми жили наши предки, оборачиваться к прошлому, чтобы обрести знание и силу для дальнейшего пути.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Гильдт М.А. Формирование общекультурных ценностей личности на уроках литературы// Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997
- Красильников М.Б. О временном и вневременном в художественном произведении// Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997
- Маркина Г.Н. Вопросы культуры на уроках истории Отечества // Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997
- Носов Е.И. Краски земли// «Литература в школе», 1999 №3
- Россинская С.В. «…Не дать погаснуть живому огню»// «Литература в школе», 1995 №3
- Россинская С.В. Куклы и люди. Рассказ Е.И. Носова «Кукла»// «Литература в школе», 1998 №1
- Фомин Е.В. Мифологическое сознание и формирование духовных традиций общества //Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "
Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....
Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
Работа с репродукциями художественных произведений как с историческими источниками
Материал в форме презентации можно использовать на уроках истории при изучении темы "Россия в конце 18-начале 19 века. Царствование Павла I" В материале предложены конкретные вопросы и задания к...
календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"
КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...
Интегрированный урок истории "Оценка исторического события через художественное произведение"
Методическая разработка интегрированного урока (ИСТОРИЯ+ЛИТЕРАТУРА).Тема: Коллективизация. Произведение - "Поднятая целина" Шолохова...
«Патриотическое воспитание учащихся через использование музыкальных произведений различных жанров.»
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к род...