ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
статья по литературе по теме

Умрилова Людмила Валерьевна

Сегодня очень остро стоит проблема нравственной деградации общества. Причин этого явления множество, но можно сколько угодно говорить о них – проблема не исчезнет сама по себе, ее нужно решать. Предметы гуманитарного цикла играют большую роль в процессе формирования личной культуры школьников, их нравственного развития. Данная статья предлагает решать эту проблему, воспитывая «историческую память» юного поколения на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_istoricheskoy_pamyati.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

 МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ

ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Умрилова Людмила Валерьевна, МБОУ «СОШ №78» г.Барнаула, учитель русского языка и литературы, Алтайский край

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: учащиеся 5-11 классов

Место проведения: работа на уроке в классе

Актуальна ли проблема?

Сегодня много говорится о том, что в условиях социальной разобщенности, политической и экономической нестабильности, потери единого нравственного идеала общество ищет новые ориентиры в воспитании современной личности. Социальная среда разрушает усилия педагогов по формированию общекультурных ценностей личности учащихся.

Личная культура каждого человека проходит так называемую «проверку на прочность»: нам предлагаются новые нормы поведения, не ограничена свобода их выбора. И очень часто эти предлагаемые нормы диаметрально противоположны общепринятым, тем, которые формировались на протяжении всей жизни человечества. Проблема «отцов и детей» из категории «вечных» проблем, но слишком уж часто возникает непонимание между поколениями в современном обществе, и все чаще звучат тревожные призывы «оглянуться», «вспомнить», предупреждения о «вырождении нации». В преддверии разрекламированного «конца света» совсем недавно многие говорили о том, что этот самый ожидаемый «конец света» уже наступил. Но никто не заметил его, потому что наступил он в душах людей…

Как бы то ни было, с уверенностью можно говорить одно: юное поколение в сегодняшнем мире, действительно, испытывает особые трудности. Очень актуальны в наши дни слова Д.С.Лихачева: «Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе память прошлого, он губит часть своей личности». Эта «часть личности» губится, потому что идеалами молодежи становятся герои «боевиков» и «ужастиков». Ими, несмотря на ввод цензуры, перенасыщен телеэфир. Кроме того, нет цензуры в Интернете, и дети имеют свободный доступ на сайты, разрушающие их еще не сформировавшуюся психику.

А между тем, путь к «спасению» очевиден: это наша история, наша культура.  Утрачивая связь с прошлым, люди превращаются в «Иванов, не помнящих родства». Молодое поколение не имеет достаточного социального опыта, чтобы критически подойти ко всем предлагаемым  инновациям. Но именно эта социальная группа является наиболее восприимчивой, способной быстрее других освоить и закрепить в себе современные нормы поведения и качества личности. Формирование  личной культуры подростков идет под влиянием семьи, круга друзей, СМИ, школы. Особое место в этом процессе занимают предметы гуманитарного цикла. Приобщение к культуре и истории русского народа в целом позволяет привить совершенно иные духовные ценности, воспитывать, а не развращать. Ни для кого не секрет, что памятники культуры могут многое рассказать о своем времени и о людях. Это материальные свидетельства многовекового развития народа в ту или иную эпоху. Причем, нельзя формировать в сознании ребят представление о том, что существуют главные и второстепенные стороны культуры. Для анализа любого памятника культуры нужно знать историческую обстановку, технические возможности того времени, уровень развития хозяйства. Говоря о воспитании духовной личности, о воспитании исторической памяти молодежи, нужно помнить о метапредметности: метапредметные связи  помогут создать условия для формирования у ребят целостной картины мира.

Весьма актуальной в наши дни становится проблема «исторической памяти» – некого генетического кода, который изначально заложен в каждом из нас (нужно только разбудить его) и отвечает за связь времен, связь поколений – своеобразный «мост» между прошлым и будущим. Именно воспитанию исторической памяти я уделяю большое внимание в своей работе.

Мифологические мотивы в русской литературе и их роль в формировании нравственных качеств личности

Многие общекультурные ценности формируются именно на уроках литературы посредством чтения и изучения художественных текстов. Такие нравственные категории, как совесть, честь, долг, верность и др., находят отражение практически во всех произведениях мировой литературы. Помимо этого прекрасный материал для формирования нравственных устоев дает тот потенциал, что заложен в мифах.        

Мифологическое сознание можно считать предтечей многообразия форм общественного сознания – морального, эстетического, религиозного, научного, философского. Мифологическое сознание и присущий ему тип мышления в немалой степени определили условия формирования духовных традиций общества. Изучая мифы на уроках литературы, мы можем «прикоснуться к тайнам бытия», понять, как относились к окружающему миру наши далекие предки, что их волновало, в чем они видели свое предназначение. Это поможет нам лучше понять себя, ощутить свою причастность к истории всего человечества, почувствовать себя частичками великого целого.

На раннем этапе существования человечества мифологическое сознание было обращено к природе, космосу. Мир воспринимался первобытным человеком как существо живое. И жизнь проявлялась во всех явлениях природы. Каждое явление, с которым сталкивался человек, обретало свою индивидуальность, наделялось личностными качествами. Взаимодействие человека с таким «партнером» (деревом, огнем, водой, грозой, ветром) переживалось на эмоциональном уровне, а потому возникала потребность в объяснении происходящего. А так как, по утверждению К. Леви-Стросса, миф – это «феномен языка», то именно в языке мы можем найти подтверждение этому.

Каждый день на уроках русского языка и литературы, работая с текстом, мы говорим об олицетворении. Практически каждый школьник может найти этот троп в тексте, объяснить его. Но, кроме этого, нужно говорить еще и о том, что явление это возникло в языке как результат мифологического сознания наших предков, которые были гораздо мудрее нас, нынешнего поколения, потому что жили в гармонии с окружающим миром, четко определяли свое место в нем.  Они относились к природе как к живому существу, как к общей матери всего человечества и поэтому не допускали даже мысли о причинении ей вреда. А в наши дни нередки случаи, когда забывают родную мать. Эти проблемы не могут не волновать, и в первую очередь они находят отражение в литературе.

На уроках литературы мы с ребятами пытаемся найти ответ на многие проблемные вопросы.

Например, при работе над романом М. Шолохова «Поднятая целина» обращаем внимание на эпизод, связанный с двумя преступлениями Якова Лукича Островнова (вред колхозу и убийство родной матери). Что общего между ними? На первый взгляд, ничего. Начиная рассуждать, вспоминая славянские мифы, ребята сами находят ответ. Бык для крестьянина – священное животное, кормилец. Причинив вред быкам, Островнов навредил ради идеи, прежде всего, земле, Матери-Сырой-Земле, разорвал ниточку, связывающую его кровными узами с историческим прошлым. Это преступление против общей человеческой матери влечет за собой более тяжкое – убийство родной (и тоже ради идеи). Как вывод урока звучит: все идеи преходящи, а нравственные законы вечны.

Подтверждение этому учащиеся видят и в том факте, что в конце романа живым останется только Разметнов, а Давыдов и Нагульнов погибают. Быть может, это происходит потому, что только он один, сохранив в себе крестьянскую жилку, еще не потерян для будущей жизни? Ведь земля – олицетворение женского начала, а разве может женщина-мать принадлежать всем сразу, разве можно ее «обобществить»? Возможно, потому и мстит она носителям этой безумной идеи «обобществления», но одновременно скорбит о заблудших детях своих, как любящая мать, прощая их и принимая в свое лоно.

Или другой пример – рассказ К. Паустовского «Телеграмма» (8-й класс). На первый взгляд, история о конкретных людях, об одинокой старости, о душевной черствости, о неблагодарности. Но в процессе рассуждения ребятам становится ясно, что это не только и не столько история каких-то конкретных людей, сколько проблема всего нашего общества. Сравнивая город и деревню, ученики высказывают мысль, что не случайно деревенские люди изображаются носителями нравственного начала в противовес жителям больших городов. Они – крестьяне, а значит, еще не утеряли связь с Матерью-Сырой-Землей, еще жива в них вера наших далеких предков, их обычаи и традиции, их бережное отношение ко всему живому.

А в Насте, живущей в городе, та нить, что связывает людей с их историческим прошлым, порвалась. Забыв Родину – родную деревню, свою Землю-Мать, она и о родной матери забыла. И живет она, в принципе, неплохой человек, помогая другим людям, решая важные, как ей кажется, задачи. Только оказывается, что самое главное в жизни – мама. Настя поняла это слишком поздно. Катерина Петровна ни в чем ее не упрекнула. Она тихо умерла, страдая от одиночества, так и не дождавшись дочери, ради которой жила. Сочувствуя Катерине Петровне, ребята осуждают Настю, и я искренне надеюсь, что после этого урока они по-новому осмыслят вечную проблему отцов и детей.

При работе с художественным текстом я стараюсь обратить особое внимание учащихся на роль пейзажа в произведении. Например, на уроке, посвященном этому рассказу, отмечая, что это было осенью, обязательно задаю вопрос: случайно ли автор изображает именно это время года? Это в очередной раз убеждает ребят, что в художественном произведении ничего случайного не бывает. Природные образы помогают раскрыть авторский замысел. Вместе с Катериной Петровной страдает Мать-Сыра-Земля: она плачет долгим осенним дождем, вздыхает холодным порывистым ветром, жалуется слабым шорохом листьев. Ей холодно и неуютно. И она тоже умирает – осень. Настя опоздала. Как ей теперь жить с таким чувством вины? Многие дети говорят, что теперь и в жизни Насти наступила вечная осень. И поправить уже ничего нельзя.

При изучении рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» обращаю внимание учеников на интереснейшую деталь: при первом знакомстве с героем мы не видим человека, он похож на статую из драгоценных металлов: есть золото, серебро, слоновая кость, но нет живого человека.   Звучит вопрос: почему? Ответ практически все находят сразу: он всю свою жизнь посвятил накоплению богатства, нравственные вопросы никогда не волновали его. Он и не жил вовсе. Даже имени у него нет. Он – «господин из Сан-Франциско». И все! Судьба жестоко посмеялась над ним, не дав осуществиться его планам.

Следующий вопрос: когда автор впервые показывает в герое человеческое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, ребятам нужно пристальнее вглядеться в текст. Они отвечают: перед смертью автор называет его «стариком». И обращают внимание на фразу, столь нехарактерную для господина из Сан-Франциско: «О, это ужасно». Что именно ужасно? Некоторые высказывают мысль, что в герое уже началась переоценка ценностей, о которой он сам еще не подозревает. И потом сами делают «открытие», что – странное дело! – мертвый, он уже не напоминает статую, на глазах меняются черты, он как будто очеловечивается. Почему? Ответ на этот вопрос опять-таки находим в верованиях наших далеких предков. Для них жизнь бесконечна, и смерть – это только начало новой жизни. Жизни Души. И то, как ты жил в предыдущей жизни, обязательно отразится на жизни новой.

Господин из Сан-Франциско после смерти обретает свое истинное, человеческое, лицо, но так как свою жизнь он прожил, не заботясь о душе, теперь у него впереди только вечная пустота, небытие, потому что душа его давно омертвела.

В 7-м классе ребята знакомятся с рассказами Е.И. Носова «Живое пламя» и «Кукла». Мы говорим о том, что произведения сближает тема памяти. Памяти о войне, ее зверствах… Вновь и вновь возвращает она ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, под прицельный огонь. И сколько бы лет ни прошло, тема памяти, тема войны останется главной в их произведениях, потому что нельзя забыть истерзанную взрывами родную землю, замученных детей, женщин и стариков…

В «Живом пламени» автор не описывает подробно подвиг Алексея, он просто сравнивает жизнь юноши с жизнью цветка, но в скупых строчках мы читаем его отношение к судьбе героя, короткой, зато «без оглядки, в полную силу прожитой».  Работая с образом цветка, ребята сами подводят итог: вот они – отголоски мифологического сознания: человек и природа едины, в их жизнях много общего, потому что они связаны кровными узами (красный цвет мака – это и цвет крови, пролитой Алексеем ради Матери-Земли и своей мамы). И сейчас обе Матери свято чтут память о своем сыне. Без сомнения, тема патриотизма в этом произведении основная, наряду с темой памяти. Очень надеюсь, что мои ученики искренни в своих ответах: человек должен любить родную землю бескорыстно, быть готовым защитить ее, потому что Родина у человека одна, как и мать.

В рассказе «Кукла», помимо этой, выделяем другую проблему – отношение человека к окружающему миру. Ребята обращают внимание, что автор затрагивает тему экологии. Сначала – описание реки, какой она запомнилась герою, потом – то, что люди сделали с этой речкой: она обмелела, всюду запустение. Люди не берегут родную землю. Многие именно эту проблему считают главной в рассказе. Кульминацией можно считать момент, когда рассказчик видит растерзанную куклу. Маленькая, беззащитная, она напомнила ему, фронтовику, прошедшему ад войны, замученного ребенка. Дети становятся «исследователями», открывают для себя: неживая кукла становится воплощением живого, человеческого начала. Кто мог сотворить с ней такое, так надругаться над подобием человека? Только тот, в ком не осталось ничего человеческого, кто даже не задумывается о смысле жизни, о ее ценностях – недочеловек! А герой, который прошел войну, знает цену человеческой жизни. И все помнит…

Так в произведение входит тема памяти.

Выводы урока: людям нельзя забывать свое прошлое, нельзя допустить, чтобы повторились ужасы войны, нужно учиться на своих ошибках, мы должны сохранить в себе человеческое…

И теперь мы уже говорим, что и описание реки в начале рассказа не случайно: не умея любить родную землю, «ту заветную землю, где, как говорят, пупок ниткой вязан» (Е.И. Носов), человек не сможет бережно относиться и к жизни.

Тема памяти сближает оба рассказа и учит ребят бережно относиться к прошлому и настоящему. Они понимают: в противном случае у нас не будет будущего.

Вот так и получается, что живут мифы в литературе (и в жизни) на протяжении многих веков, и их отголоски доносятся до наших дней, потому что заложена в них великая Мудрость, и важно, чтобы дети это поняли, прочувствовали.

У Чингиза Айтматова есть действительно страшная история о манкурте (существе, которое перестало быть человеком, потому что его заставили забыть свое прошлое) и о материнском сердце, пронзенном стрелой. Сердце матери, пронзенное стрелой сына-манкурта, – это символ нашего времени. Это размышление о проблемах современной жизни, о человечестве, которое, подобно сыну-манкурту, рвет нити, связывающие его с прошлым, с родной Историей. Это предупреждение: пора опомниться сегодня, иначе Завтра просто не наступит.

Спасти наше Завтра поможет историческая память, живущая в нас на уровне подсознания. Ведь до сих пор в нас живут поверия и суеверия наших предков, их обычаи, хотя объяснить их мы зачастую не можем. Очень важно вновь восстановить связи с народной самобытной культурой. Конечно, это труд не одного дня и даже, возможно, не десятилетий, но, тем не менее, проблему нужно решать, и большую роль в этом могут сыграть предметы гуманитарного цикла.

Обязательными книгами на наших уроках литературы стали словари и энциклопедии символов, мифологические словари (особенно «Словарь славянской мифологии»). При работе с текстом они помогают нам рассмотреть многие литературные произведения с точки зрения врЕменного и вневременнОго, определяя проблемы «сегодняшние» и «вечные», понять, что человеческая жизнь включена в бесконечную космическую историю, причастна Вечности.

Готовясь к занятиям, я стараюсь каждый урок сделать уроком нравственности. Сознаюсь, удается не всегда. Почему? Наверное, потому что мы живем в условиях духовного кризиса общества и ребята не всегда способны взглянуть на проблему с точки зрения высших нравственных ценностей, они искренне не понимают, как можно жертвовать своими интересами ради интересов другого. Но, ведя диалог не на житейском уровне, а на уровне диалога культур, обращаясь к исторической памяти нашего народа, мы часто выходим на то, что без нравственных устоев человечество не может существовать. Мы должны придерживаться тех правил, которыми жили наши предки, оборачиваться к прошлому, чтобы обрести знание и силу для дальнейшего пути.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Гильдт М.А.  Формирование общекультурных ценностей личности на уроках литературы// Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997
  1. Красильников М.Б. О временном и вневременном в художественном произведении// Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997
  2. Маркина Г.Н. Вопросы культуры на уроках истории Отечества // Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997
  1. Носов Е.И. Краски земли// «Литература в школе», 1999 №3
  1. Россинская С.В. «…Не дать погаснуть живому огню»// «Литература в школе», 1995 №3
  2. Россинская С.В. Куклы и люди. Рассказ Е.И. Носова «Кукла»// «Литература в школе», 1998 №1
  3. Фомин Е.В. Мифологическое сознание и формирование духовных традиций общества //Вопросы культуры в предметах гуманитарного цикла. Барнаул, АКИПКРО, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "

Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Работа с репродукциями художественных произведений как с историческими источниками

Материал в форме презентации можно использовать на уроках  истории при изучении темы "Россия в конце 18-начале 19 века. Царствование Павла I" В материале предложены конкретные вопросы и задания к...

календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"

КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...

Интегрированный урок истории "Оценка исторического события через художественное произведение"

Методическая разработка интегрированного урока (ИСТОРИЯ+ЛИТЕРАТУРА).Тема: Коллективизация. Произведение - "Поднятая целина" Шолохова...

«Патриотическое воспитание учащихся через использование музыкальных произведений различных жанров.»

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к род...