Слово и текст
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования «Теучежский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей _________________ Протокол № ___ от «___» ______ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ З.З.Наниз «______» ___________ 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая ____________ З.А.Хабаху |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по русскому языку «Слово и текст»
для 8-9 классов
Срок реализации – 2 года
Учитель русского языка: Наниз З.З.
2014г.
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………. 3
- Содержание курса ……………………………………………………. 5
- Календарно-тематическое планирование …………………………... 6
- Учебно-тематические средства обучения …………………………… 9
- Литература для учителя ……………………………………………… 10
- Литература для учащихся ……………………………………………. 10
- Словари ………………………………………………………………… 10
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Слово и текст» составлена на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2011. – Стандарты второго поколения);
- Авторской программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В.В.Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл.» (сост. Е.И.Харитонова – М.: Дрофа, 2010);
- Авторский программы «Слово и текст» С.А.Курловой (237-995-428) – Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/603575/.
Данная программа рассчитана на 2 года (70 учебных часов) и может быть использована учителем – словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 - 9 классах.
Программа опирается на те знания, умения и навыки обучающихся, которые были получены или в процессе изучения курса русского языка в 5-7 кл.
Свободное владение русским языком – надежная основа каждого человека в его жизни. для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.
Главная цель занятий – речевое и языковое развитие учащихся решается с помощью двух подходов – через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материал языкового и речевого разделов изучается параллельно перемежаясь.
Особенности работы по развитию речи является то, что в качестве единицы обучения используется текст. Учащиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, развитие навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.
Формы работы: лекции и практические занятия; сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
- контрольное списывание;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование, тезистирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся
- овладение умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
- получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
- смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание программы
- Язык и речь.
Язык и речь. Почему человек умеет говорить? Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота богатства. Формы существования речи: диалог и монолог.
- Язык и его основные единицы.
Слово как универсальная единица общения. Предложения как единица языка. Слово предложения и их роль в тексте.
- Текст и его основные понятия.
Текст как основная единица общения. Основные признаки текста. Основные типы текстов. Текст как критерий культуры речи.
- Стили речи. Типы речи.
Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение – рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение – рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно – выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение – повествование. Сочинение – описание. Сочинение – рассуждение.
- Система работы над текстом.
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического текста. Сравнительно - сопоставительный анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Редактирование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов (8 класс/ 9 класс | Формы и методы обучения | Форма контроля | Дата | ||||
Язык и речь | |||||||||
1 | Введение. «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать -культура» | 1/1 | Беседа | Устный опрос. Сочинение-миниатюра | |||||
2 | Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. | 1/1 | Беседа. Работ со словарем Ожегова. Практическая работа. | Развернутый ответ на вопрос «Для чего нужно правильно говорить?» | |||||
3 | Коммуникативные качества речи: понятность, точность, чистота, богатство. | 1/1 | Практикум. Художественное чтение. | В статьях, в газетах отметить случай нарушения положительного качества словесного выражения. | |||||
4 | Формы существования речи (диалог, монолог. Роль диалога и монолога). | 1/1 | Лекция. Анализ текста. Художественная литература. | Построение диалога и монолога в устной и письменной речи. | |||||
Язык и его единицы | |||||||||
5 | Слово как универсальная единица языка. | 1/1 | Лекция | Устный опрос | |||||
6 | Предложения как единица языка | 1/1 | Лекция | Устный опрос | |||||
Текст и его основные понятия | |||||||||
7 | Текст как основная единица общения. | 1/1 | Лекция-беседа | Проанализировать образцы текстов | |||||
8 | Основные признаки текста. | 1/1 | Лекция | Практическая работа | |||||
9 | Основные типы текстов. | 1/1 | Беседа | Практическая работа | |||||
10 | Текст как критерий культуры речи. | 1/1 | Лекция | Устный опрос по теме | |||||
Стили речи. Типы речи. | |||||||||
11 | Стили речи. Публицистический стиль и его структура. | 1/1 | Семинар | Анализ текста публицистического стиля | |||||
12 | Художественный стиль и его структура | 1/1 | Исследование текста | Выводы на основе практической работы | |||||
13 | Научный стиль и его структура | 1/1 | Исследование текста | Научно статистическое нахождение | |||||
14 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1/1 | Исследование текста | Нахождение в художественном тексте выразительное средство языка | |||||
15 | Типы речи. | 1/1 | Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. Работа с текстом рассказа А.П.Чехова | Практическая работа | |||||
Система работы с текстом | |||||||||
16-17 | Работа с текстами (определение темы и идеи текста) | 2/2 | Беседа по определению темы и идеи текста | Практическая работа | |||||
19 | Тезисирование и конспектирование текста | 1/1 | Понятие тезиса и конспекта | Практическая работа | |||||
20 | Анализ текста художественного стиля | 1/1 | Беседа об особенностях построения текста художественного стиля, основных признаков стиля | Практическая работа | |||||
21 | Сжатие текста художественного стиля | 1/1 | Приемы сжатия | Практическая работа | |||||
22 | Составление текста по образцу | 1/1 | Рекомендации к написанию работы | Практическая работа | |||||
23 | Сочинение-рассуждение по художественному тексту | 1/1 | Рекомендации к написанию работы | Практическая работа | |||||
24 | Редактирование творческих работ | 1/1 | Чтение наиболее удачных работ | Самостоятельная работа над текстом с рекомендациями учителя | |||||
25 | Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 1/1 | Рекомендации к написанию работы | Практическая работа | |||||
26 | Редактирование и рецензирование творческих работ | 1/1 | Чтение наиболее удачных работ | Практическая работа | |||||
27 | Лингвистический анализ текста | 1/1 | Схема анализа лингвистического стиля | Практическая работа | |||||
28 | Анализ поэтического текста | 1/1 | Схема анализа поэтического текста | Практическая работа | |||||
29 | Эссе | 1/1 | Беседа | Самостоятельная работа | |||||
30-31 | Сочинение-повествование, сочинение-описание | 2/2 | Беседа | Самостоятельная работа | |||||
32-33 | Творческая мастерская. Самостоятельная работа над текстом. | 2/2 | Беседа | Самостоятельная работа | |||||
34 | Рецензирование творческих работ | 1/1 | Диспут | Выступление учащихся | |||||
35 | Подведение итогов курса | 1/1 | Беседа | Выступление учащихся |
Литература для учителя:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
- Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1977.
- Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1980.
- Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М., 1996.
- Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения. – М., 2004.
- Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.
Литература для учащихся:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009.
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
- Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. – М., 1995.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
Словари:
- Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
- Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога./ сост. М.В.Панов. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...
Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...
Конспект урока "Роль вводных слов в тексте"
Конспект урока русского языка в 8М классе «Роль вводных слов в тексте научного стиля ...
Презентация к уроку "Роль вводных слов в тексте"
Презентация к урока "РОль вводных слов"...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников
В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....