Методическая разработка
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Методическая разработка по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_delovaya_igra.docx | 60.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Деловая игра как средство формирования профессиональных и общих компетенций
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности социально-экономического профиля
43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
выполнила: Доронина Г.Н.,
преподаватель русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УМР ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» _______________/О.А.Думан/ «_______»_____________2016 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2017 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2018 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2019 г. | Энгельс, 2017 Методические рекомендации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Русский язык и литература» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык и литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин __________________________ Протокол №__, дата «___»________2016 г. Председатель комиссии _______________________/Акчурина С.М./ Протокол №__, дата «___»________2017 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2018 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2019 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом техникума Протокол №___ от «___» __________2016 г. Председатель _____________/____________/ Протокол №___ от «___» __________2017 г. Председатель ___________/____________/ Протокол №___ от «____» _________2018 г. Председатель ___________/_____________/ Протокол №___ от «___» __________2019 г. Председатель ___________/_____________/ |
Составитель(и) (автор): | Доронина Г.Н., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» |
Рецензенты: Внутренний Внешний | Ковалева Т.С., методист первой квалификационной категории, преподаватель истории высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» |
Пояснительная записка
Образование должно соответствовать потребностям общества, а современному рыночному обществу требуются специалисты, обладающие не только теоретическими знаниями, но и готовые к реальной трудовой деятельности, способные быстро адаптироваться к требованиям рынка труда.
Именно поэтому ФГОС СПО, в отличие от ГОС СПО, предусматривает как результат полученного образования не просто сумму знаний, умений и навыков, а модель специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных компетенций.
Для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо искать более эффективные методы обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, которые сделают студента активным участником учебного процесса и заставят его мыслить.
Одним из таких интерактивных методов обучения является деловая игра, так как «при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%».
Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.
Деловая игра содействует развитию теоретического и практического мышления будущего специалиста, воспитанию у студентов таких необходимых «производственных» качеств как способность принимать решения, умение конструктивного подчинения, формированию и развитию умений и навыков, способствующих более успешной социализации выпускников.
Характерными признаками деловой игры являются:
- Распределение ролей между участниками игры.
- Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
- Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения.
- Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Участвуя в деловой игре, студенты имеют возможность проявить свои профессионально важные личные особенности и качества.
Знания, умения и навыки студентов, полученные в процессе обучения, а так же профессионально важные качества являются основой для формирования профессиональных компетенций. Но необходим еще опыт «производственной» деятельности.
Деловая игра ценна именно тем, что дает опыт профессиональной деятельности еще до прохождения практики и этим создает условия для реализации знаний в профессиональной деятельности и, следовательно, для формирования профессиональных компетенций.
Компетенция – это объем знаний по специальности в соответствии с требованиями образовательного стандарта, индивидуальная способность специалиста решать четко обозначенный перечень профессиональных задач.
Поэтому основными целями деловой игры являются формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях и формирование профессиональных компетенций студентов.
Опыт проведения этой игры показывает, что для ее организации требуется тщательная подготовка:
- определяется цель игры;
- описывается игровая ситуация;
- формулируются правила проведения игры;
- подготавливается реквизит;
- определяется система оценивания результатов игры (оценочный лист).
В процессе проведения деловой игры:
- отрабатываются различные профессиональные действия студентов;
- значительно активизируются междисциплинарные связи;
- реализуется творческий потенциал студента;
- происходит переход от репродуктивного уровня усвоения учебного материала к продуктивному (именно об этом идет речь в рабочих программах на основе ФГОС СПО);
- преобладает доля групповой и парной деятельности студентов;
- формируется умение студентов работать в команде;
- студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;
- повышается мотивация студентов к освоению будущей профессии;
- растет самооценка студентов;
- занятие проходит в обстановке состязательности;
- преподавателю легче обнаружить пробелы в базовых знаниях студентов и, следовательно, внести коррективы в преподавание дисциплин на последующих этапах.
В конце игры оценивается степень формирования ряда компетенций, предусмотренных ФГОС СПО:
- организовывать собственную деятельность;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- анализировать и оценивать информацию с помощью ИКТ;
- работать в коллективе и команде;
- брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий и др.
Подготовка такого занятия трудоемка и требует от преподавателя определенных навыков, в том числе умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Деловую игру трудно провести в большой аудитории, ее применение требует высокого уровня подготовленности аудитории. Все это затрудняет тиражирование этого метода обучения.
Но студенты ждут такие занятия, откликаются на все просьбы преподавателя о помощи в их подготовке, с удовольствием участвуют в них, а затем обсуждают и с юмором вспоминают о своих ошибках.
Деловая игра играет значительную роль при реализации компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.
В педагогической практике деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций, учит применять знания на практике; приближать ситуацию к реальным условиям работы, развивает интерес к предмету, исследовательские и творческие навыки студентов, позволяет сформировать у студентов как общие, так и профессиональные компетенции.
Деловая игра способствует созданию положительного эмоционального отношения студентов к занятиям, позволяют более длительно сохранить их работоспособность.
Кроме этого она может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и другие.
Деловую игру как форму обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
1) формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
2) развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
3) приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
4) формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
При определении целей важно ответить на следующие вопросы:
1) для чего проводится данная деловая игра;
2) для какой категории студентов проводится данная деловая игра;
3) чему именно следует обучать студентов;
4) какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры
В педагогической литературе представлены различные классификации деловых игр, рассмотрим классификацию по Л.В. Ежовой: (слайд)
1. «По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
· игры, проходящие в реальное время;
· игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того кто как работал, отсутствует.
2. По конечному результату:
· жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
· свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
3. По конечной цели:
· обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие - конкурсы профессионально мастерства;
· поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
· ролевые игры
· групповые дискуссии
· имитационные
-организационно-деятельностные игры
· инновационные игры
Чаще остальных в педагогической практике используются такие виды игр как:
Ролевые игры - это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки, конфликт с однокурсниками и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации.
Дискуссия - хороший способ познакомиться со взглядами и позициями разных людей, удобный повод отточить навыки публичного выступления.
Организационно-деятельностная игра - форма активного обучения разрешения проблемных ситуаций посредством моделирования деятельности. Цель организационно-деятельностной игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации.
Технология деловой игры включает в себя следующие этапы.
Этап подготовки
Интернет - ресурсы:
- Министерство образования и науки РФ // ФГОС СПО. 2014. URL: http://минобрнауки.рф/документы/923
- Методы активного обучения // Википедия. 2014. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4%FB_%E0%EA%F2%E8%E2%ED%EE%E3%EE_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%FF
- Деловая игра — описание метода // ПСИ-ФАКТОР. 2014. URL: http://psyfactor.org/lib/igra2.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...