Технологическая карта урока "Фразеология ", 6 класс (с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок проводится в форме экскурсии.Цель : закрепить и обобщить изученный материал по теме "Фразеология". Построен в соответствии с  требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

 Русский язык

Класс

6

Тема урока

Фразеология (закрепление, обобщение изученного материала)

Тип урока

Урок-экскурсия

Цели урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

воспитывать  любовь к Родине, родному языку, чувство товарищества, умение работать в коллективе

развить умение находить фразеологизмы, объяснять их лексическое значение и правильно      употреблять в речи; развивать умение пользоваться словарями; работать над развитием речи учащихся;  развивать их творческие способности;

закрепить и обобщить знания о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов в речи, о синонимичных и противоположных по значению фразеологизмах, об их синтаксической роли в предложении;

Планируемые УУД

Личностные

- развитие  познавательных интересов, учебных мотивов;

- осознание лексического богатства русского языка, отражения во фразеологии  духовной культуры русского народа;

-формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к дружбе и сотрудничеству, оказанию помощи.

Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- смысловое чтение;

- построение логической цепи рассуждения; доказательство, выводы.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- умение взаимодействовать с учителем  и  сверстниками в учебной деятельности:

- умение  проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Методы  и технологии обучения

Технология проблемно-диалогического обучения, дифференцированного  обучения, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, исследовательский метод обучения.

Формы работы

Работа в группах, парах, самостоятельная  работа, фронтальная работа

Ресурс

ПК, проектор, презентация к уроку,  раздаточный материал для работы в  группах( карточки, тесты), словари.

                

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

1.Организационный момент (мотивация)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас всех видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.

- Запишите в тетрадях дату, классная работа.

Оценивают свой настрой на работу.

Записывают в тетрадях число, классная работа

2.Самоопределение к деятельности  (постановка  темы, проблемы, цели урока)

Наш урок я бы хотела начать с небольшого шуточного стихотворения. Послушайте его внимательно.

Чтоб контрольной избежать,

Антон готов был убежать от школы верст за пятьдесят,

Уйти куда глаза глядят. 

-  Какое сочетание слов в этом стихотворении  употреблено в переносном значении? Назовите его.

- Как называются такие  сочетания слов?

- Предположите тему нашего урока…

- Верно. Фразеология.

- Запишите в ее тетрадь…

- Как вы понимаете значение фразеологизма «куда глаза глядят»?

- Кто сможет  привести примеры фразеологизмов?

        - Ребята,  какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи?

- Мы порой  и не сообразим,

Отчего же мы так говорим.

Почему в ситуациях разных произносим нелепые фразы,

Но мы этим серьезно займемся

И, конечно, во всем разберемся

-  Да. Сегодня на уроке мы будем закреплять, обобщать знания  о фразеологизмах, их значении, происхождении и употреблении в речи.

Отвечают на вопросы учителя; выдвигают предложения по  теме урока и записывают ее в тетрадь; приводят примеры фразеологизмов, объясняют их значение.

Высказывают различные варианты данной проблемы;

Определяют цели урока

3. Работа по теме урока

1. Девиз урока

- Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо записать его девиз. «Не бей баклуши, работай в поте лица»

 - Какое значение имеет сочетание «бить баклуши», « работать в поте лица»?

2.Повторение по теме урока.

  Итак, вспомним:

1. Что такое фразеология?

2.Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

3.Какие признаки имеют фразеологизмы?

3. Обобщение  по теме урока. 

- 2017 год объявлен годом туризма. Поэтому я предлагаю вам экскурсию по городу Фразеология.

Лингвистическая лаборатория

- А сейчас я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию. Мы разделимся на исследовательские группы, каждая из которых проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами.

Группа 1.

 Задание: Определите, в каком столбике свободные   словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов.

Повесить нос

Повесить сумку

Взять себя в руки

Взять котенка на руки

Сесть в калошу

Сесть на стул

Вешать лапшу на уши

Вешать пальто  в шкаф

Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.

Группа 2

Задание: Составьте  словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов.

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть)- это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются  в речи в неизменном виде.

Группа 3

Задание: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок  фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение.

Жить душа в душу -

Чуть свет - …

За тридевять земель - …

Коломенская верста- …

Слова для справок: на ночь глядя, рукой подать, как кошка с собакой, от горшка два вершка

Вывод. Фразеологизмы имеют  антонимы.

- Проверим задания.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места.

- А сейчас мы будем работать  в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает?

Задание: Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение.

- Коля сломя голову бежал по коридору.

- Я подумал  и взял себя в руки.

 Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом  является одним членом предложения.

Музей  фразеологизмов

- Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ?

- Я приглашаю вас в музей фразеологизмов.  Давайте познакомимся с историей возникновения некоторых фразеологизмов.  А помогут нам в этом сотрудники музея. Послушаем их сообщения о происхождении фразеологизмов.

-  Спасибо, ребята.

- Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы.

Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах. 

- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит смотреть сказки?

- Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах.

Задание:  Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней.

- Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение.

- Молодцы. Вы хорошие зрители.

Библиотека

- Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и  не знать.

- Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю)

- В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых)

- Как в толковых словарях обозначаются фразеологизмы?

- Для того чтобы узнать значение фразеологизмов, мы заглянем в библиотеку и поработаем со словарями. Работать будем в парах.

Задание: У вас на партах лежат словари, в них - конверты с листочками. На листочках написаны фразеологизмы, значение которых вы должны найти в словаре и записать в тетрадь.

Предлагаются фразеологизмы: мухи не обидит; мастер на все руки; водой не разольешь; душа нараспашку; держать слово; светлая голова.

- Проверим задание.

- Что нам дает работа со словарями?

Вывод: Развивает нашу речь

Динамическая пауза «Солнышко»

- Мы посетили много интересных мест, а теперь пора отдохнуть.  Выполним физкультминутку для глаз. Смотрите на слайд, наблюдайте глазками за солнышком.

Творческая мастерская

- А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете писать мини-сочинение  (5-7 предложений) на тему «Мой друг», «Моя подруга», используя фразеологизмы, о значении которых вы узнали в библиотеке.  В своем сочинении  вы должны рассказать о вашем друге (подруге) и о дружбе.

 - А теперь послушаем ваши сочинения. Поднимите руку, кто готов. (Заслушивание полученных текстов).

- Кто хочет зачитать свое сочинение.

- Молодцы, ребята. Вы умелые мастера. Из ваших сочинений я поняла, что у вас хорошие друзья.

Вывод: Итак, очень часто для характеристики качеств человека мы используем фразеологизмы.

Тест

-  У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа.

О каком человеке так говорят:

1.Он выйдет сухим из воды:

        избежит наказания

        робкий

2.Он звёзд с неба не хватает:

        умный

        глупый

3.У него денег куры не клюют:

        богатый

        бедный

4.У него семь пятниц на неделе:

        надёжный

        часто меняет свои решения

5.У него зимой снега не выпросишь:

        щедрый

            жадный

6.У него душа нараспашку:

        откровенный

        скрытный

7.Он водит всех за нос:

        показывает людям дорогу

        обманывает людей

- Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест.

- Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок.

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Отвечают на вопросы учителя

Работают в группах по карточкам;

Выполняют практические задания, проводят исследования, делают выводы, делятся полученными результатами с классом

Работают в тетрадях и у доски, выполняют задания, делают вывод

Отвечают на вопрос, делают сообщения, работают со слайдом презентации

Смотрят видеосказку, находят фразеологизмы, объясняют их значение

Отвечают на вопрос, работают в парах со словарями , находят значения указанных фразеологизмов, записывают их в тетрадь, проверяют задания

Выполняют физминутку для глаз

Пишут сочинения, читают их и слушают, делают вывод

Выполняют тест самостоятельно с самопроверкой

4.Рефлексия  

- Наш урок-экскурсия подходит к концу. Вы все мне сегодня  понравились. На уроке мы  работали в поте лица. Не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

 - А как бы вы оценили свою работу? Оцените ее с помощью кружочков, которые лежат у вас на столе. Посмотрите их обозначение на экране.

Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Желтый -  Работаю хорошо, иногда  нуждаюсь в помощи.

Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

Дают самоанализ, самооценку

своей работы

5. Подведение итогов урока

- Итак, подведем итог урока.

- Какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи?

- Правильно ребята, русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.

Отвечают на вопрос

6. Домашнее задание

Сочинить стихотворение, используя фразеологизм, подобрать к нему синонимы и антонимы

Конкретизируют учебный материал для домашней работы, записывают в дневники


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтоб контрольной избежать, Антон готов был убежать От школы верст за пятьдесят, Уйти куда глаза глядят.

Слайд 2

Фразеология Тема урока

Слайд 3

Чтоб контрольной избежать, Антон готов был убежать От школы верст за пятьдесят, Уйти куда глаза глядят.

Слайд 4

Девиз урока: «Не бей баклуши, работай в поте лица».

Слайд 5

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Понятие о фразеологизмах это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению: на краю света- далеко; повесить нос- сильно огорчиться Фразеологизмы - синонимы два сапога пара- одного поля ягода Фразеологизмы- антонимы засучив рукава- спустя рукава Роль в предложении Выполняют роль одного члена предложения: Ребята работали спустя рукава. Они били баклуши.

Слайд 6

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Группа №1 Повесить нос Повесить пальто Взять себя в руки Взять ребенка на руки Сесть в калошу Сесть на стул Вешать лапшу на уши Вешать платье в шкаф Группа №2 (Голуби, петухи, куры) не клюют (Собака, кот, козел) наплакал (Тертый,ржаной,черствый) калач Группа №3 Жить душа в душу- Пруд пруди- За тридевять земель- Засучив рукава- Слова для справок: с гулькин нос, рукой подать, как кошка с собакой, спустя рукава

Слайд 7

МУЗЕЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Библейские фразеологизмы Фразеологизмы из мифов Манна небесная- неожиданная удача Зарыть талант в землю - говорят о человеке, который не смог воспользоваться данными ему способностями и развить их Внести свою лепту – внести посильный вклад

Слайд 8

КИНОТЕАТР «СКАЗКА О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ»

Слайд 9

БИБЛИОТЕКА Мухи не обидит - мастер на все руки - водой не разольешь - душа нараспашку - держать слово - светлая голова - Работа в парах смирный ,кроткий, покорный умеющий все делать очень дружны, всегда вместе, неразлучны общительный, открытый выполнять обещания очень умный

Слайд 10

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Мухи не обидит - мастер на все руки - водой не разольешь - душа нараспашку - держать слово - светлая голова - смирный ,кроткий, покорный умеющий все делать очень дружны, всегда вместе, неразлучны общительный, открытый выполнять обещания очень умный Написать сочинение-миниатюру «Мой друг», «Моя подруга»

Слайд 11

ТЕСТ О каком человеке так говорят: Он выйдет сухим из воды: избежит наказания робкий Он звёзд с неба не хватает: умный глупый У него денег куры не клюют: богатый бедный У него семь пятниц на неделе: надёжный часто меняет свои решения У него зимой снега не выпросишь: щедрый жадный У него душа нараспашку: откровенный скрытный Он водит всех за нос: показывает людям дорогу обманывает людей

Слайд 12

Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сочинить стихотворение, используя фразеологизм, подобрать к нему синонимы и антонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...

Рабочие программы по физической культуре, технологические карты, планы-конспекты уроков, презентации.

Рабочие программы, технологические карты, планы-конспекты уроков. Презентации....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

технологическая карта урока математики с презентацией, в 9 классе. "Функции и графики". итоговое повторение

Урок обобщения и систематизации знаний. Презентация содержит много наглядных заданий для повторения всех изученных за 7-9 классы  функций. Подробная технологическая карта урока. Материал может пр...

технологическая карта урока математики с презентацией, в 9 классе. "Функции и графики". итоговое повторение

Урок обобщения и систематизации знаний. Презентация содержит много наглядных заданий для повторения всех изученных за 7-9 классы  функций. Подробная технологическая карта урока. Материал может пр...