Конспект урока на конкурс "Учитель года" "Глагол как часть речи"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока на конкурс "Учитель года" "Глагол как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_kak_chast_rechi.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
по теме «Глагол как часть речи»
с использованием технологии развития критического мышления.
Тема урока: Глагол как часть речи.
Тип урока: комбинированный: закрепление изученного в 4 классе материала и систематизация ЗУН.
Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на систематизацию знаний о глаголе.
Задачи урока:
- Обучающая : создать условия для обобщения и систематизации имеющихся знаний о глаголе как части речи.
- Развивающая: способствовать развитию познавательных способностей учащихся посредством использования приемов технологии развития критического мышления.
- Воспитательная: воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме, содействовать формированию патриотических чувств.
Планируемые результаты:
- Предметные: актуализация знаний о морфологических признаках глагола; умение находить глаголы в тексте.
- Регулятивные: учащиеся получат возможность определить цель деятельности на уроке, обнаружить и сформулировать учебную проблему вместе с учителем, определить успешность выполнения своей работы; осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты.
- Познавательные: смогут определять границы знания и незнания, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы.
- Личностные: формирование у обучающихся основы этики, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.
- Коммуникативные: учащиеся смогут взаимодействовать с учителем, сверстниками, учитывать позицию собеседника, формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: «Кластер».
Оборудование:
- для учителя – план-конспект урока, учебник «Русский язык. 5 класс», мультимедийная презентация, проектор, документ- камера;
- для учащихся - учебник «Русский язык. 5 класс», тетрадь, распечатки раздаточного материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Меня зовут Елена Олеговна.
Я хотела бы начать урок с одной замечательной фразы, но она рассыпалась. Кто поможет мне собрать ее?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я желаю, чтобы нам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
2.Стадия «Вызов»:
Чтобы узнать тему нашего урока, нам нужно будет немного подвигаться! Вы согласны?
Тогда слушайте внимательно и выполняйте: встаньте, покрутитесь, остановитесь, улыбнитесь (друг другу и нашим гостям), садитесь!
Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный! Повторите слова, которые я назвала!....К какой части речи относятся эти слова? (глагол)
Именно о ней мы и будем сегодня говорить! Назовите тему нашего сегодняшнего урока (Глагол как часть речи)...
Откройте тетрадь и запишите число и тему урока в тетрадь.
С чего же нам начать нашу работу?
Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока (формулируют).
Я определила цель вот так: научиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
Чтобы достичь нашей цели, предлагаю вам поработать вот по этому плану:
План:
- Вспомнить, что мы знаем о глаголе.
- Научиться:
а) отличать глаголы от слов других частей речи;
б) определять морфологические признаки глагола.
- Стадия «Осмысление».
Мы начинаем действовать по первому пункту плана. Давайте его прочитаем.
У вас на парте лежит Лист №1. На нем информационный текст. Прочитайте его внимательно, мы будем по нему работать.
Информационный текст
1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М. Пешковский.
3.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».
5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а)спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .
2)Непостоянные признаки:
а) время: настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?);
б) число: единственное и множественное;
в) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО) (только у глаголов в настоящем, будущем времени);
г) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)
6. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего.
- Составление «кластера».
А сейчас мы с вами на основе информации, которая есть в тексте, составим Кластер.
Тема нашего урока Глагол.
Что такое глагол? Это самостоятельная часть речи?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Чем обычно является в предложении?
Какими морфологическими признаками обладает глагол?
Открывается« кластер».
- Выполнили ли мы первый пункт нашего плана?
Теперь откроем правило на стр. 53 и прочитаем его.
Мы все верно определили!
4. Физкультминутка.
А давайте сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Поймай свой глагол».
-Я буду читать глаголы. Если глагол в единственном числе, то девочки хлопают, если во множественном – то мальчики.
Светит, любят, цветёт, греет, дружат, мечтают, помогает, дарят, желает, рисуют, играют, читает, благодарят, приветствует.
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Ребята, скажите, какой государственный праздник недавно отмечался в нашей стране? (23 февраля, «День защитника Отечества»)
-предлагаю вам послушать фрагмент замечательной песни «В землянке» , которая была написана в 1941 и посвящена солдатам, защищавшим нашу Родину во время Великой Отечественной войны.
(музыка- Алексея Суркова, слова- Константина Листова).
Понравилась вам песня? Мне она тоже очень нравится. Мы с вами на уроке русского языка, поэтому вернемся к нашему плану.
Мы начинаем работать по второму пункту плана. Давайте его прочитаем.
1. Сейчас мы поработаем в группах с текстом этой песни, но прежде, чем это сделать, давайте вспомним правила работы в группе.
Я раздаю вам листы с заданием, прочитайте его, распределите обязанности и приступайте к работе.
Даю вам пять минут. Используйте информационный лист №1.
ПРОВЕРКА (через документ-камеру)
Найти глаголы , выписать их и указать время, лицо, число и род.
Первая группа
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Вторая группа
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
-Выполнили ли мы второй пункт плана? Да, но мы с вами вспомнили непостоянные признаки, с постоянными вы поработает на последующих уроках.
Давайте вернемся к теме нашего урока. Что мы с вами вспомнили о глаголе как о части речи? Достигли ли мы цели?
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Предлагаю закрепить наши знания. Откройте стр.52 вашего учебника и найдите упр. 370, прочитайте задание №4 .Я немного изменила задание: выпишите и разберите глаголы только из первых двух предложений. Давайте прочитаем эти предложения. У вас 5 минут. Работаем самостоятельно в рабочих тетрадях.
А теперь отложите ручки, возьмите в руки карандаши!
Я предлагаю вам проверить упражнение по эталону. Обратите внимание на экран!
Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руки!
Кто допустил одну ошибку? Поднимите руки!
Ребята, я считаю, что сегодня на уроке мы с вами хорошо поработали, и чтобы закрепить ваши знания, выполните домашнее задание.
- Домашнее задание.
Запишите его в дневники: выучить правило на стр. 53, упр. 371. Выполняете упражнение по заданию.
- Стадия «Рефлексия».
Я предлагаю вам составить портрет нашего урока, используя только глаголы. Итак, сегодня на уроке вы…..
Думали, решал, рассуждала, писали, читаю, выделяли, слушал, работали, определял, узнавала, вставляли, смотрели, помогаю, отмечали , учусь и т.д.
Молодцы. Смотрите, как много действий мы выполнили. Благодаря этим действиям мы получили определенные знания о глаголе как о части речи.
Ребята, мы сегодня работали в необычной обстановке, но я считаю, что мы с пользой провели это время. Большое спасибо всем, кто сегодня потрудился. Наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...
Русский язык. Урок для 5 класса. Глагол как часть речи
Русский язык. Урок для 5 класса.Тема урока: Глагол как часть речиЦель урока:> Образовательная – обобщение и углубление знании о глаголе как части речи;> Развивающая – развитие умения наход...
Урок в 5 классе "Глагол как часть речи"
урок в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"...
Урок в 5 классе "Глагол как часть речи"
урок в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма....
Конспект урока в 6 классе «Глагол как часть речи».
Тема: «Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи».Класс: 6.Учебник: Русский язык 6 класс 2 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др....