Разработка урока по русскому языку "Сложносочинённые предложения, или Экскурсия по Луганску"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Перелыгина Светлана Анатольевна

Цели урока:

Обучающая: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами, строить собственные высказывания в соответствии с нормами языка.

Развивающая: развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное в изученном материале;  развивать  навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте; развивать познавательные интересы, творческие способности, монологическую речь учащихся.

Воспитывающая:  формирование языковой компетенции, навыков контроля и самоконтроля, воспитание сознательной дисциплины; воспитание уважения и интереса к истории родного города, патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnosochinyonnye_predlozheniya.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение

«Луганская школа I-III ступеней №18»

Открытый урок

на тему:

«Сложносочинённые предложения,

или

Экскурсия по Луганску»

Разработка

учителя русского языка и литературы

Перелыгиной Светланы Анатольевны

Луганск, 2016

Цели урока: 

Обучающая: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами, строить собственные высказывания в соответствии с нормами языка.

Развивающая: развивать умения аргументировать, доказывать, выделять главное в изученном материале;  развивать  навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте; развивать познавательные интересы, творческие способности, монологическую речь учащихся.

Воспитывающая:  формирование языковой компетенции, навыков контроля и самоконтроля, воспитание сознательной дисциплины; воспитание уважения и интереса к истории родного города, патриотизма.

Тип урока: урок систематизации и  обобщения знаний.

Оборудование: раздаточный материал с заданиями для самостоятельной работы,   презентация «Сложносочиненное предложение, или Экскурсия по Луганску», музыкальное сопровождение урока, компьютер, мультимедийный экран, лист самооценки, домашнее задание.

Учащиеся должны знать: признаки сложных предложений разных типов, группы ССП по значению и союзам, разделительные знаки в ССП.

Учащиеся должны уметь: различать определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП, выполнять пунктуационный разбор, отличать ССП от ПП с однородными членами.

Формы: урок – экскурсия, фронтально-индивидуальный  письменный и  устный  опросы,  индивидуальная работа,  работа в парах, самостоятельная практическая работа, работа с дидактическим материалом, творческое задание, взаимопроверка, самооценка.

Методические приемы: «ключевые слова», использование литературных тестов, «верю – не верю», анализ предложений, графическое изображение, цифровой диктант, разноуровневые задания, дифференцированный метод, написание эссе, составление синквейна.

Методы обучения: словесные (рассказ), наглядные (методические, демонстрационные), практические (письменные упражнения, графические упражнения);   исследовательские, проблемные.

Ход урока

  1. Организационный момент (записать дату в тетрадь)
  2. Мотивация учебной деятельности

1. Словарный диктант

Собираться в поездку, литературный памятник, получасовой экскурс, сложносочиненное предложение, город – труженик,   стадион «Авангард», пунктуационный разбор.

- Какими темами можно объединить слова в диктанте? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока и задачи.

     III.    Формулировка темы, постановка целей урока

(Что мы будем повторять? Какие навыки отрабатывать?Как это может быть связано с нашим городом?)

Запись темы урока в тетради:

«Сложносочиненное предложение, или Экскурсия по Луганску».

Итак, сегодня на уроке мы повторим сведения о ССП, о сочинительных союзах, продолжим учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами и  одновременно пройдемся по улицам нашего города, чтобы открыть для себя что-то новое в его истории.  

В течение урока вы будете заполнять лист самооценки.

Лист самооценки

Количество ошибок// баллы

Критерии для оценки

0-1

2

3-5

более 5

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1. Словарный диктант

2. Вопросы теории

3. Умение различать сочинительные союзы

4. Пунктуационный разбор

5. Умение находить ССП без запятой

6. Умение отличать ССП от простого с однородными членами, составлять схемы

7. Творческая работа

8. Усвоил материал по теме

9.  Активность, личный вклад в урок

Итого (сумма баллов)

Уровень работы

     IV.  Работа по теме урока

Слово учителя.

После того,  как Россия в конце XVIII века удачно завершила ряд войн, открыла выход к Черному морю и присоединила Крым, возникла необходимость укрепления южных границ.  Для  флота нужны были пушки, ядра, боеприпасы.  И 14 ноября 1795 года  Екатерина II подписывает  указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». В соответствии с этим указом у селения Каменный Брод, близ реки Лугань, к 1800 году был построен литейно-пушечный завод. А возникший вокруг завода поселок именовался сначала Екатеринославский, затем Луганский завод. 3 сентября 1882 года поселок Луганский завод получает название город Луганск. Название города и реки имеет очень поэтическое толкование. Давайте с ним познакомимся.

2. Теоретический опрос по тексту.

        (1)Слово Лугань состоит из двух корней – «луг» и «ан». (2)«Ан» часто означает «вода», «река» или «верховный бог». (3)Эти значения не противоречат друг другу. (4)Рекам, дарующим урожаи и жизнь,  поклонялись, как богам.

        (5)Корень «луг» обозначает «залитый лес», этому корню также соответствуют прилагательные «золотой», «сияющий». (6)Наша область издавна была богата заливными лугами, а разработки месторождений золота в наших краях вели еще скифы.

        (7)Лугань – это не только «сияющая» («золотая») река, но и «сияющий бог». (8) В мифологическом словаре узнаем, что Луг-бог был не только умелым воином, но и искусным ремесленником.

        -  Найдите в тексте сложные предложения (5, 6, 8).

-  Игра «Верно - неверно»

Верно ли утверждение, что:

1. Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ?

2. Части сложного предложения соединяются по смыслу и с помощью союзов?

3. По средствам связи сложные предложения бывают союзные и бессоюзные?

4. 8-е предложение сложноподчиненное?

5. В ССП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?

6. В ССП простые предложения равноправны?

7. 5-е и 6-е предложения сложносочиненные?

1

2

3

4

5

6

7

1

0

1

1

0

1

1

Слово учителя.

        Первично город застраивался без официально утвержденного плана. Все вертикальные улицы назывались линиями, а все горизонтальные имели названия. Самой первой улицей в истории города Луганска была улица Английская. Свое название она получила благодаря английским специалистам, приехавшим работать на завод.

Одна из исторических достопримечательностей Английской улицы – красивейшее здание нынешней водолечебницы. Дом этот был построен в начале 1880-х годов для Горного ведомства. Здесь когда-то располагалась заводская библиотека,  а также минералогический музей. А в 1927 году, после открытия местного минерального источника, здесь была организована электро- свето- водолечебница.  Действует она и поныне.

На этой же улице, в семье заводского врача, родился русский писатель, собиратель фольклора, военный врач, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» - В.И.Даль.  В память о месте своего рождения он взял какой литературный псевдоним? Казак Луганский. Сегодня бывшая улица Английская носит имя нашего великого земляка. Здесь  установлен памятник писателю. И здесь же расположено еще одно старинное здание, хорошо вам знакомое.  Это гордость города – камерный Литературный музей  Владимира Ивановича Даля. Во дворе музея расположен бюст писателя. А есть ли еще у нас в городе памятник В.И.Далю?  Возле ЛГУ имени В.Даля.

Вы знаете, что В.И.Даль является также автором сборника «Пословицы русского народа»,  который содержит около 32000 пословиц, поговорок, загадок и проч. Давайте сделаем остановку.

3. Сочинительные союзы.

-  Какое предложение называется сложносочиненным?

- На какие смысловые разряды делятся сочинительные союзы? Привести примеры.

- Распределить пословицы по видам сочинительной связи (по номерам предложений).

Соединительные союзы

Разделительные союзы

Противительные союзы

1.Дружно – не грузно, а один и у каши загинет.

2. Иль грудь в крестах, или голова в кустах.

3. Ни в сказке сказать, ни пером описать.

4. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

5. Рука руку моет, и обе белы бывают.

6. Либо на ком ездить, либо самому повозить.

        - А вы не находите, что между названиями сочинительных союзов и улицами города есть какая-то связь? Улицы тоже соединяют город и одновременно разделяют его, противопоставляют географически: центр, восток, юг.

Слово учителя.

Мы продолжаем экскурсию по старому городу.  Во второй половине 1880-х годов  на месте засыпанного Вольховского канала, которым подавали воду к заводскому ставку, появилась улица Пушкинская.  Здесь расположено интереснейшее здание, о котором ходят легенды, - гостиница «Украина». Согласно  преданиям, здание построено немцами, взятыми в плен в период Великой Отечественной войны. Но к проектированию здания немцы никакого отношения не имели и участвовали в строительстве лишь в качестве рядовых рабочих. А архитектура и художественное оформление – это дело рук наших мастеров.

Александр Сергеевич Пушкин никогда не был в нашем городе, но уважение и любовь луганчан к творчеству великого русского поэта выразилось в установлении памятника, который находится на территории парка имени 1-го Мая. Давайте остановимся возле этого памятника, вспомним строки гениального писателя и поэта и поработаем с ними.

Пунктуация в ССП

4. Пунктуационный разбор  (дифференцированно)

- Какие пунктуационные знаки используются в сложном предложении? Для чего? В каких случаях ставится тире? Точка с запятой?

- Сделайте пунктуационный разбор предложений, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

Вариант 1

1. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

2. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

3. Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой.

Вариант 2

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно.  

2. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней.

3. То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок.  

5. Отсутствие запятой в ССП

- Всегда ли в ССП должны ставиться знаки препинания?

(работа в парах)

- Укажите номера предложений, в которых не нужно ставить запятую между частями ССП, объясните причину.

1. Это кто такие и что им надобно?

2. Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.

3. Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина.

4. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 5. Приятель его советовал ему жаловаться, но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться.

6. Ни огня, ни чёрной хаты, глушь и снег. 

Слово учителя.

        От Пушкинской идем к еще одной  старейшей улице нашего города – улице Петербургской (сегодня – улица Ленина). Во второй половине XIX века она была деловым и торговым центром города.

        Здесь строились двухэтажные дома, в которых, как правило, на первом этаже размещались многочисленные заведения: газета «Уездные вести», полицейский участок, магазины, гостиницы, рестораны, ювелирные и часовые мастерские. Внизу - фото первого двухэтажного здания, построенного на месте нынешней филармонии.

        На Петербургской находилось и ателье фотографа Льва Матусовского, отца  Михаила Матусовского, известного советского поэта-песенника. Наш город чтит память прославленного земляка. Поэт изображен на первой почтовой марке ЛНР. Его имя носит Луганский государственный институт культуры и искусств. И возле института, в тихом уголке, защищённом от шума и суеты, установлен памятник поэту. Его песни  «С чего начинается Родина», «Вместе весело шагать» известны многим поколениям нашей страны, а «Подмосковные вечера» поют  во всем мире. Давайте сделаем здесь остановку.

6. Различие ССП и ПП с однородными членами

- Легко ли  вам отличить стихотворение от прозы? По каким признакам?      

- А легко ли отличить ССП от простого? А если простое - с однородными членами предложения? Какие общие элементы будут создавать трудности? (сочинительные союзы).

- Прочитайте строки из стихотворений и песен М. Матусовского. Составьте схемы только ССП. (разноуровневые задания)

3-й уровень

1

Может, ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали,
Или, как прежде, в черных бушлатах
Грозно шагают твои патрули.

2

Я ваш, донецкие курганы,

Я тоже вам принадлежу.

3

Здесь влюбленные до рассвета мы

Не смыкали усталых глаз

И делились с тобой секретами,

Наш советчик, десятый класс.

4

Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем,
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем

2-й уровень

1

Пускай ты нынче не в строю,
Но под одеждой штатскою
Всегда и всюду узнаю
Я выправку солдатскую.

2

Ещё один звонок, и смолкнет шум вокзала,

И поезд улетит в сиреневую даль.

3

Солдат хранит в кармане выцветшей шинели
Письмо от матери да горсть родной земли.

4

То дымятся породы и сланцы,

То идет в преисподней литьё,

То багровые протуберанцы

Языками оближут её.

1 уровень

1

Еще повсюду на земле

Предутренний покой,

А мы шагаем не спеша

Дорогой заводской.

2

Здесь десять классов пройдено,
И здесь мы слово РОДИНА
Впервые прочитали по складам.

3

Звуки вальса, словно ветер,

То стихают, то кружат.

4

И снова схлестнулись, и кони сползали с откоса,

И путалась грива с бесплодной степною травой.

Слово учителя.

        Как сложное предложение образуется из нескольких простых и только вместе они выражают общую мысль, так и памятники города, самые разные, отражают его историю, отношение к нему людей, живших и живущих. Каждый памятник Луганска ценен для нас, ведь в каждом -  частичка истории, частичка нашей родины. Но есть памятники, ставшие символом города, и современный Луганск не мыслим без них.

История города-труженика отражена в памятнике, который так и называется «Труженику» и является символом Луганска, его изображение можно встретить практически на всех эмблемах города.        

К символам города относятся  мемориальные комплексы «Острая Могила» и Борцам революции.

Уникальность мемориального комплекса Борцам Революции в том, что подобных памятников именно революционной тематики всего два в мире, у нас и в Париже.

Мемориал Острая Могила – это уникальный комплекс памятников, соединивший подвиги нашего города во время Гражданской и Великой Отечественной войн.

Луганск, невзирая на свою молодость (всего 221 год), пережил достаточно много.  И последние годы для нас с вами стали суровым испытанием. В мае 2016 года в городе открылся памятник защитникам Луганской Народной Республики  «Они отстояли Родину». Памятник этот – дань уважения всем тем, кто отдал жизнь за нашу свободу, и тем, кто выстоял.

Мы выстояли и продолжаем жить. Потому что Луганск – это город трудолюбивых и мужественных людей, потому что Луганск – это наша Родина. И не случайно в прошлом году в городе появились вот такие памятные знаки («Я люблю Луганск»). Это признание в любви родному городу, наша поддержка друг другу и вера в мирное и счастливое будущее.

7. Творческая работа

(музыкальный фрагмент песни «С чего начинается Родина»)

- «С чего начинается Родина» - так называется песня Михаила Матусовского.

- А с чего начинается Родина для вас?

Напишите 5-6 предложений на эту тему

(Чтение нескольких работ)    

- Индивидуальное задание (на доске)

Записать предложения, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания. Сделать синтаксический разбор 1-го предложения.

Смотришь иной раз на заграничные красоты, ухоженные, прекрасные сами по себе, вдыхаешь тропический запах, и вдруг, как наяву, встанут перед глазами мягкие заливные луга с колокольчиками, ивы над тихой водой, и внутри что-то защемит, и трудно сдержать слезы. Чувство это зовется любовью к Родине.

V.  Итоги урока. Рефлексия

        Наша родина – Луганск. И экскурсию по нашему славному городу я хочу закончить строками из стихотворения  нашего земляка, Владимира Спектора.    

О Луганске своем говорю – и всегда,

Как о близком, родном человеке.

Есть на свете Париж.

Есть еще города…

Но Луганск в моем сердце навеки.

        Наш урок закончен. В листах самооценки выставьте себе баллы за усвоение материала на уроке и за вашу активность, ваш личный вклад в урок. Подсчитайте свои баллы.

Оценивание уровня работы на уроке

Характеристика уровня выполнения работы:

 высокий (Вс) – 26-27 баллов;          

                                                                повышенный (Пв) – 20-25 баллов;

                  базовый (Бз) – 14-19 баллов;         

пониженный (Пн) – 9-13 баллов;         

низкий (Нз) – 0-8 баллов.                

Нам осталось подвести итоги работы на уроке.

Закончите фразу:

1. Сегодня на уроке я повторил (а) …

2. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать …

3. Самым неожиданным для меня сегодня стало …

4. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше …

5. Мне показалось важным …

VI.  Домашнее задание

Учащиеся получают «свиток», в котором зашифровано место получения домашнего задания.

Добры молодцы честные,

Красны девицы младые!

На уроке вы старались,

Ваши силы подорвались.

Надобно вам почивать,

Чтоб контрольну написать.

Вы сей час не торопитесь,

А по лесенке спуститесь

И чрез залу вдоль окошка

Проскачите на двух ножках,

И увидите светлицу -

Можно там попить водицы,

Можно знатно подкрепиться.

Не забудьте поклониться,

Громко крикнуть, от души:

«Здравствуйте, мы к вам пришли!»

Коль не сделать то, что нужно,

И не крикнуть громко, дружно,

НЕ ПОЛУЧИТЕ ПИСЬМО,

А с подарочком оно!

Коль моя понятна речь, -

Вам пора. До новых встреч.

1. Записать предложения, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор 4, 7, 9 предложений.

1. Бл..стело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.

2. В начале апреля уже шумели скв..рцы и л..тали в саду ж..лтые бабоч..ки.

3. Уже совсем рас..вело и народ стал поднимат..ся, когда я в..рнулся в свою комнату.

4. И ст..ит б..рёза в сон..ой тиш..не и г..рят сн..жинки в з..л..том огне.

5. Ещё з..мли печален вид а воздух уж.. в..сною дыш..т.

6. Темн..кожие мулатки и гадают и поют и несёт..ся запах сла..кий от готов..щихся блюд.

7. Ни стрелы не л..тели ни пушки не гремели.

8. Вот откуда(то) д..носит..ся отрывистый тр..вожный крик (не)уснувш..й птиц..  или  ра..даётся  неопред..лён..ый  звук.

9. Сентябр..ский вихрь листы с берёзы свеяв кр..чит и меч..тся среди в..твей    а  город  помнит  о  судьбе  своей.

10. Зачем ты послан был и кто тебя послал?

2. Составить синквейн «ССП» или «Луганск» - по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 11 классе: Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

Урок повторения и обобщения материала по теме: "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП", разбор заданий ЕГЭ....

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"

в разработке дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....