Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме
В данном материале представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 20.41 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.pptx | 93.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по русскому языку в 9 классе
на тему: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».
Цели урока:
1.Сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать.
- 2. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными ставить знаки препинания.
- 3. Умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением.
- 4. Повторить и систематизировать знания по теме: «Лексика и фразеология».
- 5. Активизировать творческие способности учеников.
- 6. Развивать навыки работы с компьютером, тестами, словарями.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, толковые словари, карточки.
- Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы будем говорить на уроке о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Познакомимся с двумя видами подчинительной связи: последовательным и параллельным подчинением (соподчинением). Работать будем с учебником, компьютером, словарями, дидактическим материалом, кроссвордом.
На уроке мы повторим тему «Лексика. Фразеология».
- Словарная работа ( в тетрадях и на доске) с комментариями.
Изложение эпизода романа, ясно излагать, чествовать тружеников, загорать на пляже, касаться стеклянной поверхности, преобразовывать природу, прибывшая комиссия, рецензия на спектакль, туманная идеология, донская архитектура, расположиться на скошенной траве, откуда-то слева, пробираешься сквозь заросли, слушаешь сосредоточенно.
Синтаксический разбор предложения.
Как бы ни светило солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как осенью.
- Новый материал. Работа с учебником.
Слайд 3. Виды подчинительной связи:
Параллельная связь (соподчинение)
Слайд 6.
Последовательная связь.
Слайд 4.
Однородное соподчинение.
Слайд 8. – пример однородного соподчинения.
Слайд 5.
Неоднородное соподчинение.
Слайд 8– пример неоднородного соподчинения.
Слайд 6. – последовательное подчинение.
Слайд 9 – пример последовательного подчинения.
Слайд 7 – однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися союзами И, ИЛИ - запятая не ставится.
Слайд 10 – пример.
- Закрепление изученного материала на уроке.
- Запись предложений, определение главной части, составление схем, определение вида связи.
Скажи мне, где ты была, о чем мечтала?
Что скажут господа, когда узнают, что произошло?
Только теперь мы заметили, что солнце взошло и горы не в силах его заслонить.
- Конструирование предложений.
Девушка с такой радостью бегала по дорожкам и тропинкам, так внимательно осматривала все места, как будто провела здесь свое детство.
На другой день она попросила повести ее в поле, которое было недалеко и к которому примыкал небольшой лес.
- Повторение темы «Лексика». Работа с компьтером
- На экране тест с заданиями по теме «Лексика». Вам необходимо найти в каждом вопросе лишнее слово и убрать его. Работа выполняется 1 группой уч-ся.
2-я группа учащихся работает с кроссвордом.
- Индивидуальная работа по карточкам.
Для слабых уч-ся.
Карточка 1
Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах. Выделенные слова разберите по составу.
Лингвист, писатель, ленинградец, ответственность, реченька, галчонок, выползти, ввести., пришить, прекрасный, антифашист, надводный, подводный, безжалостный, недобрый.
Карточка 2
Найдите слова с чередующимися гласными и согласными. Разберите одно из них по составу, определите способ образования.
Мать мужает вместе с детьми. И благословенна мать, которая умеет вовремя отпустить руку ребенка и не выказывает страха, когда он делает первые шаги в жизни на своих еще не окрепших ногах. Вырастают дети и выбирают себе дороги, но дети никогда не идут по проторенным дорогам отцов, а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожиданные для матери
Для сильных учащихся.
Карточка 1
Прочитайте текст. Вместо слова красный подберите и вставьте подходящие по смыслу синонимы. (Разрешается пользоваться словарем синонимов.)
За ягодами
Давно мы собирались пойти в лес за ягодами. И вот долгожданный день наступил. Мы просыпаемся рано. На востоке краснеет узкая полоска зари. Медленно поднимается из-за горизонта красное солнце.
И вот мы на чудесной лесной поляне. Краснеют в невысокой траве красные ягоды земляники. Ребята набрасываются на эти красные огонечки; и вот уже в руке самой проворной девочки букетик крупных красных ягод.
Наш проводник, мальчонка в красной майке, зовет нас идти скорее к нему. Мы гурьбой выбегаем на лесную просеку. Она вся залита солнцем, и в его ярких золотых лучах красным огнем горит россыпь красных ягод. Кажется, вся просека залита красным пламенем. Мы останавливаемся, как завороженные.
Карточка 2
Составьте схему предложения.
Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек. (Л. Толстой.)
- Итоги урока. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор Винокурова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Целинская средняя общеобразовательная школа №8
Цели урока: 1. Сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать. 2. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными ставить знаки препинания. 3. Умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением. 4. Повторить и систематизировать знания по теме: «Лексика». 5. Активизировать творческие способности учеников. 6. Развивать навыки работы с компьютером, тестами, словарями.
Виды подчинительной связи: 1. Соподчинение - подчинение двух или нескольких придаточных одному и тому же главному предложению Главное предложение
Однородное соподчинение - придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части. Главное предложение что что что
И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.) что что , , что Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали что они скорее всего заблудились в болоте .(Пришвин.) и , что что и ,
Неоднородное соподчинение - придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения. Есть книги, которые нам известны еще до того, как мы их прочтем.
Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету. , , Чтобы что
2.Последовательное подчинение - придаточные предложения располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части сложноподчиненного предложения; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени и т.д.
Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите». (В.Вересаев) Главное предложение чтобы как , чтобы , как
Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов) Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин). И и Однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися союзами И, ИЛИ - запятая не ставится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Урок по русскому языку 11 класс "Однородные члены предложения"
Урок по русскому языку 11 класс " Однородные члены предложения"...
Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).
В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...
Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).
В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...
Разработка урока по русскому языку по теме: "Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами"
Данный урок предназанчен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.В качестве дидактического материала используются русские народные пословицы и поговорки с целью обогащения и развития речи о...
Разработка урока по русскому языку 5 класс "Простые и сложные предложения"
Технологическая карта урока русского языка в 5 класса с применением технологии проблемного обучения по теме «Простые и сложные предложения»Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель ур...
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...