Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Программа разработана к учебнику Русский язык. 10 – 11 классы. Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной. – М.: Русское слово, 2014. – 448с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rab._progr_10.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Вожгорская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и утверждено на МО учителей русского языка Протокол №__от______20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ВСОШ» ________(Боричева Л.М.) «___»__________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ВСОШ» _________(Посмашная Н.Я.) «___»__________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по русскому языку
в 10 классе
на 201_-201_ учебный год
Составитель:
Карманова А.А.,
учитель русского языка
и литературы,
I квалификационная
категория
с. Вожгора
201_год
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Данная программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- общую характеристику предмета;
- место учебного предмета;
- основное содержание с распределением учебных часов;
- учебно-тематический план;
- планирование практической части;
- требования к уровню подготовки обучающихся – планируемые результаты;
- календарно-тематическое планирование;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (Сборник нормативных документов. Русский язык. Примерные программы по русскому языку /Составители: Э.Д.Днепров, А.г.Аркадьев. - М: Дрофа, 2008), авторской программы (Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 10 - 11 классы /Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку.
В авторскую программу были внесены изменения количества часов по темам курса. Выбор программы мотивирован тем, что данная программа
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учѐтом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ в 10 классе. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Настоящая примерная программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Задачи:
1. Воспитательные:
-формирование сознательного отношения к учёбе;
-формирование активного динамического стереотипа поведения, который отражается в формуле: «Ты пришёл в школу учиться, так и учись»;
-воспитание уважительного и бережного отношения к языку, а также требовательного отношения учащихся к собственной речи;
-формирование лингвистической и коммуникативной компетенций;
-формирование личности учащихся, развитие их мышления.
2.0бучающие:
-формирование общеучебных умений и навыков - эффективной работы с учебником, с учебным текстом;
-совершенствование навыков связной монологической речи;
- формирование конкретных практических умений и навыков - орфографических,
пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации;
- совершенствование правописных навыков;
-формирование навыков продуктивного интеллектуального труда учащихся;
-формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах;
-подготовка школьников к итоговой аттестации в форме Единого государственного
экзамена.
З.Развивающие:
-развитие культуры речи учащихся, литературного вкуса и лингвистического кругозора;
- совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам. В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу. Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в 10 классе, успешно решаются, так как на занятиях и в самостоятельной работе используются все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также самостоятельной работой. Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
В данной программе представлены основные разделы русского языка, обеспечивая восполняющее повторение при подготовке к вступительным экзаменам.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 10 классе в объёме 34 часов(1 час в неделю). Срок реализации программы- 1 год.
Содержание программы
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в X классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
- Введение (1 час)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография (4 часа)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (1 час)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование (2 часа)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография (6 часов)
Принципы русской орфографии.
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса слов.
6. Самостоятельные части речи (12 часов)
Имя существительное (3 часа)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное (2 часа)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное (1 час)
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (1 час)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (3 часа)
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий и деепричастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие, слова категории состояния (2 часа)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
7. Служебные части речи (3 часа)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Итоговое повторение (2часа)
Учебно-тематический план
№ п\п | Название раздела | Количество часов | Часы развития речи |
1 | Введение. Слово о русском языке. | 1 | - |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 6 | - |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 1 | - |
4 | Морфемика и словообразование | 2 | - |
5 | Морфология и орфография | 20 | 3 |
Итого | 34 | 3 |
Планирование практической части
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год | |
1. Диктантов, в том числе словарных |
3 |
1 | 2 | 2 |
8 |
2. Изложений | 1
| 1 | |||
3. Сочинений | 1 | 1 | 2 | ||
4. Уроков развития речи | 1 | 4 | 5 | ||
5. Тестов | 2 | 4 | 4 | 10 | |
7. Контрольных работ | 2 | 1 | 2 | 5 |
Планируемые результаты изучения курса русского языка
В результате изучения русского языка ученик должен
знать:
∙ основные функции языка;
∙ смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
∙ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
∙ орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язы ка; нормы обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;
уметь:
∙ оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления и эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
∙ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
∙ проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
∙ объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
∙ извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета).
∙ владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
∙ создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
∙ применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
∙ соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
∙ применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Учебно-методический комплект:
1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – М.: Русское слово, 2014. – 448с.
2. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10 – 11 классы»./ Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – М.: Русское слово, 2008. – 16с.
Методические пособия:
2.Гольцова Н.Г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Русский язык. 1О - 11
классы. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: Русское слово - РС,2008.- 96с.
3.ГольцоваН.Г. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 1О -11 классы. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. - М: Русское слово - РС, 2007. - 48с.
4.Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012.Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т.Егораева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 429, [3]с. (Серия «ЕГЭ. Задачник»)
5.ДолининаТ.А. Готовимся к ЕГЭ: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т.А.Долинина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник»,2011. – 144с.
6.Гольцова Н.Г. Русский язык в таблицах. 10 - 11 классы. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. - М.: Русское
слово - РС, 112с.
7.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10- 11 классы. Книга для учителя. / Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. -
М.: Русское слово - РС, 2009,304с.
8. Русский язык. Тестирование в формате ЕГЭ: варианты тестов и заданий с ответами / авт. сост. Е.Ю.Котынова, Н.В. Веселова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 204с.
9. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате (в форме тестов ЕГЭ) / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 80с.
10. Русский язык. 10 – 11 классы: контрольные работы. Комплексные задания / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 184с.
Программно - педагогические средства, реализуемые с помощью компъютера:
- компакт-диск: Русский язык. 10-11 классы. Тесты для учащихся./ Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.
- компакт-диск: Русский язык 10-11 классы. Учебно-методический комплекс./ Волгоград: издательство «Учитель», 2010г.
- компакт- диск по русскому языку 11 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Репетиторы Кирилла и Мефодия». / М.: издательство ООО «Кирилл и Мефодий», 2005г.
- компакт-диск: Репетитор Кирилла и Мефодия по русскому языку. ЕГЭ 2011./ М.: издательство ООО «Кирилл и Мефодий», 2011г.
- ЦОРы, Интернет-ресурсы, презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа русский язык 6 класс
Планирование составлено учителем русского языка и литературы МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной, на основе рабочей программы 2 вида по русскому языку, утвержденной 30...
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Рабочая программа. Русский язык, 6 класс
Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...
Рабочая программа. Русский язык, 5 класс
Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...