Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Карманова Анна Александровна

Программа разработана к учебнику Русский язык. 10 – 11 классы. Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной. – М.: Русское слово, 2014. – 448с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rab._progr_10.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               МБОУ «Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и утверждено на                                                                                                              МО учителей русского языка

                                                                                                               Протокол №__от______20___г.

 

          «Согласовано»

                                                                                                                      Заместитель директора по

                                                                                         УВР МБОУ «ВСОШ»

                                                                                                             ________(Боричева Л.М.)

«___»__________20___г.

               «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                             Директор МБОУ «ВСОШ»

                                                                                                            _________(Посмашная Н.Я.)

                                                                                                            «___»__________20___г.

                                                 

                           

                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                                     по русскому языку

                                             в 10 классе

                                на 201_-201_ учебный год

                                                                                                                       

                                                                                                             

                                                                                                                       

                                                                                                                       Составитель:

                                                                                                                       Карманова А.А.,

                                                                                                               учитель русского языка

                                                                                                                         и литературы,

                                                                                                                    I квалификационная  

                                                                                                                            категория

                                                                     

                                                                       с. Вожгора

                                                                         201_год

                                                  СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА


Данная программа включает следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • общую характеристику предмета;
  • место учебного предмета;
  • основное содержание с распределением учебных часов;
  • учебно-тематический план;
  • планирование практической части;
  • требования к уровню подготовки обучающихся – планируемые результаты;
  • календарно-тематическое планирование;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

.                                   

                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего  общего образования по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (Сборник нормативных документов. Русский язык. Примерные программы по русскому языку /Составители: Э.Д.Днепров, А.г.Аркадьев. - М: Дрофа, 2008), авторской программы (Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 10 - 11 классы /Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку.

            В авторскую программу были  внесены изменения количества  часов по темам курса. Выбор программы мотивирован тем, что данная программа

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учѐтом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

          Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ в 10 классе. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

         Настоящая примерная программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.

Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. 

 Задачи:

1. Воспитательные:

-формирование сознательного отношения к учёбе;

-формирование активного динамического стереотипа поведения, который отражается в формуле: «Ты пришёл в школу учиться, так и учись»;

-воспитание уважительного и бережного отношения к языку, а также требовательного отношения учащихся к собственной речи;

-формирование лингвистической и коммуникативной компетенций;

-формирование личности учащихся, развитие их мышления.

2.0бучающие:

-формирование общеучебных умений и навыков - эффективной работы с учебником, с учебным текстом;

-совершенствование навыков связной монологической речи;

- формирование конкретных практических умений и навыков - орфографических,

пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации;

- совершенствование правописных навыков;

-формирование навыков продуктивного интеллектуального труда учащихся;

-формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах;

-подготовка школьников к итоговой аттестации в форме Единого государственного

экзамена.

З.Развивающие:

-развитие культуры речи учащихся, литературного вкуса и лингвистического кругозора;

- совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств;

- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

                                         Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

           Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам. В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу. Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в 10 классе, успешно решаются, так как на занятиях и в самостоятельной работе используются все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также самостоятельной работой. Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

В данной программе представлены основные разделы русского языка, обеспечивая восполняющее повторение при подготовке к вступительным экзаменам.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

        Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 10 классе в объёме 34 часов(1 час в неделю). Срок реализации программы- 1 год.

                                                     

                                                      Содержание программы

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в X классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

  1. Введение (1 час)

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и   как язык межнационального общения народов России.

 Международное значение русского языка.

 Литературный язык и диалекты.

 Основные функциональные стили.

 

2.Лексика. Фразеология. Лексикография (4 часа)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (1 час)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование (2 часа)

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография (6 часов)

Принципы русской орфографии.

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса слов.

6. Самостоятельные части речи (12 часов)

Имя существительное (3 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

 Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (2 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (1 час)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (1 час)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы (3 часа)

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий и деепричастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие, слова категории состояния (2 часа)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

7. Служебные части речи (3 часа)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная  часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

                                        Итоговое повторение (2часа)

                               Учебно-тематический план

№ п\п

Название раздела

Количество  часов

Часы развития речи

1

Введение. Слово о русском языке.

1

-

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

6

-

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

1

-

4

Морфемика и словообразование

2

-

5

Морфология и орфография

20

3

Итого

34

3

                            Планирование практической части

 

      1 четверть

      2 четверть

      3 четверть

      4 четверть

За год

1. Диктантов, в том числе словарных

       

        3

     

        1

         2

        2

       

        8

2. Изложений

        1

         

        1

3. Сочинений

        1

        1

        2

4. Уроков развития речи

        1

         4

        5

5. Тестов

        2

        4

          4

       10

7. Контрольных работ

        2

         1

         2

        5

                          Планируемые результаты изучения курса русского языка  

                 В результате изучения русского языка ученик должен

знать:

основные функции языка;

смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного язы ка; нормы обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;

уметь:

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления и эффективности

достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного

назначения, ресурсы Интернета).

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

                                                    Учебно-методический комплект:

1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – М.: Русское слово, 2014. – 448с.

2. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10 – 11 классы»./ Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – М.: Русское слово, 2008. – 16с.

                                                              Методические пособия:  

2.Гольцова Н.Г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Русский язык. 1О - 11

классы. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: Русское слово - РС,2008.- 96с.

3.ГольцоваН.Г. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 1О -11 классы. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. - М: Русское слово - РС, 2007. - 48с.

4.Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012.Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т.Егораева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 429, [3]с. (Серия «ЕГЭ. Задачник»)

5.ДолининаТ.А. Готовимся к ЕГЭ: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т.А.Долинина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник»,2011. – 144с.

6.Гольцова Н.Г. Русский язык в таблицах. 10 - 11 классы. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. - М.: Русское

слово - РС, 112с.

7.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10- 11 классы. Книга для учителя. / Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. -

М.: Русское слово - РС, 2009,304с.

8. Русский язык. Тестирование в формате ЕГЭ: варианты тестов и заданий с ответами / авт. сост. Е.Ю.Котынова, Н.В. Веселова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 204с.

9. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Русский язык. 10 класс. Контрольные работы в новом формате (в форме тестов ЕГЭ) / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 80с.

10. Русский язык. 10 – 11 классы: контрольные работы. Комплексные задания / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 184с.

Программно - педагогические средства, реализуемые с помощью компъютера:

- компакт-диск: Русский язык. 10-11 классы. Тесты для учащихся./ Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.

- компакт-диск: Русский язык 10-11 классы. Учебно-методический комплекс./ Волгоград: издательство «Учитель», 2010г.

- компакт- диск по русскому языку 11 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Репетиторы Кирилла и Мефодия». / М.: издательство ООО «Кирилл и Мефодий», 2005г.

- компакт-диск: Репетитор Кирилла и Мефодия по русскому языку. ЕГЭ 2011./ М.: издательство ООО «Кирилл и Мефодий», 2011г.

 -  ЦОРы, Интернет-ресурсы, презентации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...