Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Прямая речь. §65 | Тип урока: Урок усвоения новых знаний | ||
Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью; уметь разграничивать прямую речь и слова автора; научиться составлять схемы предложений с прямой речью. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять схемы предложений с прямой речью. Знать, что такое диалог, реплика | метапредметные Развивать способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользовать словарями различных типов, справочной литературой | личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
- Ребята, сегодня нам предстоит обратиться к новой теме. Запишите число, классная работа. И запишем первое предложение: Береги честь смолоду. -Как напишем смолоду? (слитно, т.к. наречие) - Что мы написали на доске? - Кому адресованы слова? - Кем они произнесены? - А чтобы всем нам стало понятно, существует в нашем языке особая форма организации нашей речи – ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Запишите тему урока. | Демонстрируют готовность к уроку. Работают в тетради, определяют тему урока. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | |
| |||
- Что вам предстоит сегодня узнать, а если вы знаете, то повторить? (из чего состоят предложения с прямой речь, как оформляются такие предложения,) | Формулируют совместно с учителем цели и задачи урока | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | |
| |||
- Давайте поясним наше предложение. Береги четь смолоду//гласит русская пословица. - Вот теперь наше предложение преобразилось. Мы узнали, кто произнес эти слова, и увидели, что предложение стало представлять две части: первая часть –это прямая речь, вторая – слова автора. - Найдите в учебнике пояснение этих слов (стр.189) - Мы написали это предложение без знаков препинания. Но здесь обязательно нужно чем-то разделить эти части. - Существуют определенные схемы предложений с прямой речью. «П», -а. или А: «П».(объяснить условные обозначения) - Расставьте знаки препинания в нашем предложении (показать верный ответ) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотруднические с учителем и одноклассниками делают выводы. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
- стр.190 – закрепить Сейчас посмотрите на доску, прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
Вопросы: - Как называется сказка? - Какие предложения записаны в карточках? (с прямой речью) - Где стоят слова автора? (анализируем каждое предложение) - Как выделяется прямая речь во всех предложениях? - Как слова автора отделяется от прямой речи? - Когда ставится тире, а когда – двоеточие? - Давайте построим схемы к этим предложениям вместе. | Принимают участие в работе, выполняют задания, делают выводы | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- А теперь переверните карточку и спишите предложения , постройте к ним схемы. 1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь» 2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна. 3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!» 4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая. упр. 531. (у доски) | Выполняют задание на карточке и упражнение. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. | |
| |||
материал §65; упр.530 | |||
| |||
- Какую тему мы сегодня изучали на уроке? - Все ли понятно? - Что еще нужно подучить, чтобы не допускать ошибок? -С каким настроением уходите с урока? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
- «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
- Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
- «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
- «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.
- «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
- Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
- «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
- «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.
- «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
- Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
- «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
- «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.
- «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
- Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
- «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
- «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.
- «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
- Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
- «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
- «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.
1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»
2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.
3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»
4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.
1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»
2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.
3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»
4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.
1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»
2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.
3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»
4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.
1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»
2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.
3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»
4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.
1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»
2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.
3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»
4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".
Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...
Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....
- Мне нравится (1)