Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Прямая речь. §65

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: Актуализировать и восстановить знания о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью; уметь разграничивать прямую речь и слова автора; научиться составлять схемы предложений с прямой речью.

Планируемые результаты

Предметные

Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять схемы предложений с прямой речью. Знать, что такое диалог, реплика

метапредметные

Развивать способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользовать словарями различных типов, справочной литературой

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Ребята, сегодня нам предстоит обратиться к новой теме. Запишите число, классная работа.

И запишем первое предложение: Береги честь смолоду.

-Как напишем смолоду? (слитно, т.к. наречие)

- Что мы написали на доске?

- Кому адресованы слова?

- Кем они произнесены?

- А чтобы всем нам стало понятно, существует в нашем языке особая форма организации нашей речи – ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

Запишите тему урока.

Демонстрируют готовность к уроку.

Работают в тетради, определяют тему урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

-  Что вам предстоит сегодня узнать, а если вы знаете, то повторить?

(из чего состоят предложения с прямой речь, как оформляются такие предложения,)

Формулируют совместно с учителем цели и задачи урока

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Давайте поясним наше предложение.

Береги четь смолоду//гласит русская пословица.

- Вот теперь наше предложение преобразилось. Мы узнали, кто произнес эти слова, и увидели, что предложение стало представлять две части: первая часть –это прямая речь, вторая – слова автора.

- Найдите в учебнике пояснение этих слов (стр.189)

- Мы написали это предложение без знаков препинания. Но здесь обязательно нужно чем-то разделить эти части.

- Существуют определенные схемы предложений с прямой речью.

«П», -а. или А: «П».(объяснить условные обозначения)

- Расставьте знаки препинания в нашем предложении  (показать верный ответ)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотруднические с учителем и одноклассниками делают выводы.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- стр.190 – закрепить

Сейчас посмотрите на доску, прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

  1. «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита. (р.н.с. «Никита Кожемяка»)
  2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». (Н.Носов «Приключения Незнайки»)
  3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. (р.н.с. «Гуси-лебеди»)
  4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть. (р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»)

Вопросы:

- Как называется сказка?

- Какие предложения записаны в карточках? (с прямой речью)

- Где стоят слова автора? (анализируем каждое предложение)

- Как выделяется прямая речь во всех предложениях?

- Как слова автора отделяется от прямой речи?

- Когда ставится тире, а когда – двоеточие?

-  Давайте построим схемы к этим предложениям вместе.

Принимают участие в работе, выполняют задания, делают выводы

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- А теперь переверните карточку и спишите предложения , постройте к ним схемы.

1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.

3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.

упр. 531. (у доски)

Выполняют задание на карточке и упражнение.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

  1. Информация о домашнем задании

материал §65; упр.530

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

- Все ли понятно?

- Что еще нужно подучить, чтобы не допускать ошибок?

-С каким настроением уходите с урока?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  1. «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
  2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
  3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
  4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

  1. «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
  2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
  3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
  4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

  1. «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
  2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
  3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
  4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

  1. «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
  2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
  3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
  4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

  1. «Землю разделили – давай море делить», проговорил Никита.
  2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
  3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
  4. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть.

1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.

3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.

1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.

3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.

1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.

3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.

1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.

3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.

1. Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: « Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»

2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна.

3. А Иван-царевич и говорит: «Это моя лягушонка в коробчонке приехала!»

4. « Ищи теперь меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного», - сказала Василиса Премудрая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".

Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....