Правописание отрицательных местоимений
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОС и построен с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrits._mestoimeniya-sushch.rar | 705.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Отрицательные местоимения. $67. 5 класс. (программа «Школа 21000»
Цели:
Обучающая: усвоить, как образуются и изменяются отрицательные местоимения, научить распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения.
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения высказываться на определённую тему, формулировать свои суждения и отстаивать их.
Воспитывающая: закрепить навыки самостоятельной работы, добывать информацию, коллективно трудиться.
Оборудование урока: таблицы, раздаточный материал, листы бумаги, маркеры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа, пишу верно.
Пишу верно: в домашней работе многие из вас допустили ошибки в чередование корней и правописание о-ё после шипящей. Давайте вспомним эти орфограммы, чтобы больше в них не допускать ошибок. И запишем несколько слов и графически объясним их написание: разбираешься – разберу, замереть –замирать, протереть - протирать, блестеть-блистать; чопорный, . Чопорный – чрезвычайно строгий в поведении человек. Щёголь – человек, который любит наряжаться пчёлка, мажорный, пирожок, плющом, за тучей, полотенцем.
II. Повторение и систематизация изученного материала.. Создание проблемной ситуации.
1. Организация наблюдения над материалом.
Слово учителя. Я хочу вам рассказать интересную историю, которая произошла с пятиклассниками Костей, Настя и Стасом. Слушайте внимательно.
Собрались трое пятиклассников и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Костя начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Однажды отправился он путешествовать и по нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему часть от найденного. Что оставил он себе?
А Настя говорит:
– Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть .А у него что осталось?
Стас посмеялся и сказал:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!
2. Эвристическая беседа.
Слово учителя. Интересная история произошла с пятиклассниками?
- В чём суть спора? А случаются ли с вами такие истории, когда вы начинаете спор.
- А как вы думаете, чем нам интересен этот текст? (Предполагаемый ответ. В нём много местоимений- существительных.).
- А как вы думаете, какую работу по этому тексту можно провести? (Предполагаемый ответ: правильно, выписать местоимения и определить их разряд.)
- А с какой целью я даю вам это задание? Повторить разряды местоимений-существительных.
- А для чего нам это надо, как вы считаете?
3. Работа с текстом . ( Приложение №1)
Слово учителя. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы. Вспомните всё об этих местоимениях-существительных. (Проверка по группам, на доску вывешиваются правильные ответы)
личные | возвратное | вопросительные | неопределённые | отрицательные |
Он, я, него, вы | себе | Кто, что | Некто, нечто, кто-то, что-то, кого-то | Никто, никого, никому, Ничего, нечего, не о чем, не о ком. |
- Итак, осталась последняя группа. Назовите эти местоимения-существительные. Как бы вы назвали этот разряд? (Отрицательные местоимения-существительные) Почему так?
Обобщение учителя. Вы совершенно верно определили разряд этих местоимений-существительных. Они называются отрицательными, потому что выражают отрицание или отсутствие предмета или лица.
IV. Формулирование темы и запись в тетради.
Слово учителя. Cформулируйте тему урока. Запись темы урока в тетради и на доске «Отрицательные местоимения-существительные и их правописание»
V. Целеполагание. Итак, тема нашего урока «Отрицательные местоимения-существительные». А какую цель мы сегодня поставим перед собой? «Что нам необходимо знать об отрицательных местоимениях-существительных и чему мы хотим научиться».
Целеполагание.
Знать | Уметь |
Как образуются и изменяются отрицательные местоимения | Правильно писать отрицательные местоимения |
А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест
VI. Организация самостоятельных выводов учащихся
Слово учителя. А я обращаю ваше внимание на доску, в центре которой написано слово отрицательные местоимения-существительные. Как вы думаете: какую работу я вам сейчас предложу? (Правильно, составление кластера) и дальнейшее его комментирование (Работа в группах)
Проверка и оформление кластера на доске. Комментирует каждая группа.
- Обратить внимание на склонение по падежам. Просклонять устно стр.310.
VII. Сравнение результатов работы с материалами учебника. Сообщение группы. «История отрицательных местоимений»
Работа с материалами учебника $67.
- Чтение на стр 311,312,313.
- Составление вопросов по материалам учебники
- Проговаривание .
VII. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.
Слово учителя. Мы с вами познакомились с теоретическим материалом, а сейчас попробуем найти их в тексте упражнения 601,604
VIII. Формирование и отработка умений находить отрицательные местоимения-существительные и правильно их писать. Работа в группах.
- Работа по карточкам. Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму и объяснить написание, расставить знаки препинания, найти и подчеркнуть отрицательные местоимения-существительные.
Карточка №1
1. Худо т..му, кто (не) делает д…бра (н..)кому. 2. Пустые речи и слушать (н..)чего. 3. Г..ворит день до вечера а слушать (н..)чего. 4. Упрям..го (н..)чем (н…) убедишь. 5. Худого ч…ловека (н…)чем (не)уважишь.
Слово учителя.
А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак 1 предложение комментирует 1 группа. 2 предложение комментирует 2 группа и так далее.
Вывод: Когда в отрицательных местоимениях пишется НИ, когда НЕ ?
2. Игра “Будь внимателен”.
Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам поработать устно. Игра называется “Будь внимателен”.
Цель работы: правильно написать отрицательные местоимения Взяв в одну руку табличку с предлогом, а в другую – с местоимением, показываю их классу. Учащиеся должны записать отрицательное местоимение с предлогом, составить с ним словосочетание. Например. в одной руке табличку с отрицательным местоимением НЕЧЕГО, в другой – ИЗ. Ребята записывают НЕ ИЗ ЧЕГО.
Таблички: НЕЧЕГО-ИЗ, НИКАКИЕ-ЗА, НЕКОМУ-К, НИКОГО-ДЛЯ, НЕЧЕМ-НА, НИЧТО-ВО, НЕКОГО-ОТ, НИКАКОЙ-С.
Запись в тетрадях.
I вариант
| II вариант
|
Карточка-информатор.
НИ У КОГО нет и сомнения:
Частица, предлог, местоимение
Раздельно пишутся – в три слова.
Нет легче правила такого.
- Работа по карточкам. Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму и объяснить написание, расставить знаки препинания, найти и подчеркнуть отрицательные местоимения-существительные.
Карточка №2
1. Я не буду спорить (н…) (с) кем из вас. 2. Когда увл..чёшься работой (н..) о (чём) (не) хочется больше думать. 3. И муха плачет(?)ся на то что ей (Н…)кто (н…) (в)чём никак помочь не хочет. 4. (Ни)(с)(кем) не считался и без друзей остался. 5. (Ни) (о) (чём) не беспокоился Никита..
Слово учителя. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак 1 предложение комментирует группа. 2 предложение комментирует 2 группа и так далее.
Вывод : Как пишутся отрицательные местоимения-существительные с предлогом?
IX. Слово учителя. А сейчас прежде чем мы с вами выполним тест, Давайте ещё раз вспомним всё об отрицательных местоимениях-существительных, а поможет нам в этом составленный кластер. Особое внимание обратим на правописание НЕ и НИ это нам нужно для того, чтобы правильно выполнить тест.
Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получиться, не огорчайтесь, так как этой теме мы посвятим следующие уроки
X. Контроль усвоения знаний с последующей проверкой.
Тес т
№ | Е | И | Раскрой скобки |
1 | Н..чего рисковать Н..чем не удивишь Н..чего не видел Не пригласил н..кого Объединиться н… с кем Н..что не раздражало Сожалеть н…о чем Н… у кого не узнавал Н… на кого рассчитывать Н…кого винить | ||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
XI. Проверка. Ключ 1е,2и,3и,4и,5е,6е,7и,8и,9е,10е. Взаимопроверка
Слово учителя. Сопоставьте результаты своего теста с правильными ответами. Давайте посмотрим у кого, что получилось. 1 ошибка -5, 2 ошибки -4 , 3 ошибки -3. Кто не совсем справился с работой тому необходимо ещё раз внимательно просмотреть материал учебника, выучить правила
XII. Рефлексия. Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте вспомним наши цели и, которые мы ставили в начале урока и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»
Знать | Уметь |
Как образуются и изменяются отрицательные местоимения | Правильно писать отрицательные местоимения |
XII.Домашнее задание. Посмотрите, кому что не понятно. Есть вопросы. $ 67 Упражнение 613 (устно)? Упр 611
Творческая работа. Задание: по опорным словам и устойчивым сочетаниям придумать и написать сочинение-миниатюру на тему “Дружба”.
Цель: познакомиться с устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят отрицательные местоимения, с их употреблением в речи.
Карточка № 4
Друг, обидеть, отправиться, кино, | Ни за что ни про что, от нечего делать, |
Сочинение ученика
Вчера мой друг Витя меня обидел ни за что ни про что. Утром от нечего делать мы отправились с ним в кино. Билетов уже не было, и мы собрались уходить. Тут появился Витькин знакомый Коля. Он радостно крикнул: “Витька! У меня есть лишний билет!” Ни за какие блага я не пошёл бы смотреть фильм без друга, а Витя согласился. Коля остался ни при чём, хотя ему не следовало бы предлагать билет.
Ребята, ни в коем случае не поступайте так, как мой друг Витя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание отрицательных местоимений.
Знакомство учащихся с образованием и правилами написания местоимений. Объяснение нового материала, коллективния и самостоятельная работа на уроке. Раздаточный материал по теме....
Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях
Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях. Урок объяснения нового материала, разработан с учётом современных требований....
Проверочный тест по теме "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях".
Данный тест можно использовать как контрольный тест при написании итоговой проверочной работы по теме "Отрицательные местоимения" в 6 классе...
Проверочный тест по теме "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях".
Данный тест можно использовать как контрольный тест при написании итоговой проверочной работы по теме "Отрицательные местоимения" в 6 классе...
Урок русского языка в 7 классе « Правописание отрицательных местоимений и наречий»
Цель урока: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: правописание не- и ни- с отрицательными наречиями и местоимениями.Тип урока: урок усвоения новых знаний...
Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»
Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»...
Правописание отрицательных местоимений
Не и Ни в отрицательных местоимениях...