Правописание отрицательных местоимений.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Скиба Юлия Викторовна

Знакомство учащихся с образованием и правилами написания местоимений. Объяснение нового материала, коллективния и самостоятельная работа на уроке. Раздаточный материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_otricatelnyh_mestoimeniy.rar13.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание отрицательных местоимений». 6 класс.

Цели урока: 1)Дать сведения об образовании отрицательных местоимений и о формах их изменения.

                       2) Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях.

                       3)Правильно писать эти местоимения с предлогами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
  1. Рассказать о неопределенных местоимениях по плану.

  А) Почему так называются?

        Б) Как образуются?

   В) как изменяются?

Правописание неопределенных местоимений ( слитное, дефисное, раздельное).

  1. Проверка упр.  417.
  1. Орфографическая диктовка.

Непродолжительный дождь; небрежность в работе;  не был в школе, говорить неправду;  неплохая погода;  неаккуратный  ученик;  ему нездоровилось; не правда, а ложь;  неглубокий, но рыбный пруд,  небольшой домик.

Делается вывод о написании не с прилагательными, существительными, глаголами.

  1. Тема урока.Работа с учебником с.177
  1. Сравните по значению:

Нечто -ничто

Некто – никто

  1. - Как образуются отрицательные местоимения? (Упр. 419)

-Устно просклоняйте местоимение никто. Вывод:  отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.

  1. Составим схему правил написания отрицательных местоимений (орфограмма 45, 46). Возможный вариант:

Не-: некого – не ` у кого; некем- не` с кем

Ни- : никем- ни с кем; ничем- ни с чем

Вывод:  Отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в два (с предлогом). Приставка не- всегда ударная,  приставка ни- безударная.

  1. Закрепление материала.
  1. Запись под диктовку на доске и в тетрадях  с объяснением  правописания отрицательных местоимений. Порядок объяснения (алгоритм):
  1. Вопрос…- это отрицательное местоимение.
  2. Ударение…-пишем не (ни).
  3. Разделяется (нет) предлогом…-пишем… .

Не мог ничего сделать,  ни у кого не узнавал,  не пренебрегал никакими советами, никто не чувствовал холода, ни к чему не прикасаться, ни с кем не ссориться, никаких сигналов,  ни у кого не вызывал восхищения, нечего раздражаться, ни о чем не беспокоился,  нечего рисковать.

  1. Словарная работа. Запомни обороты ( запись на доске и в тетрадях).

Никто иной

Не кто иной, как…

Ничто иное

Не что иное, как…

  1. Упр. 423 комментированное письмо.
  2. Работа по карточкам.
  1. Итоги урока.

 –Какие местоимения называются отрицательными?

-Как образуются отрицательные местоимения?

-Как склоняются отрицательные местоимения?

-Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?

-Что нужно знать о правописании отрицательных местоимений?

     VII. Домашнее задание. Орфограмма № 45,46, упр. 422, 425.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях

Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях. Урок объяснения нового материала, разработан с учётом современных требований....

Проверочный тест по теме "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях".

Данный тест можно использовать как контрольный тест при написании итоговой проверочной работы по теме "Отрицательные местоимения" в 6 классе...

Проверочный тест по теме "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях".

Данный тест можно использовать как контрольный тест при написании итоговой проверочной работы по теме "Отрицательные местоимения" в 6 классе...

Правописание отрицательных местоимений

Урок русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОС и построен с использованием технологии критического мышления....

Урок русского языка в 7 классе « Правописание отрицательных местоимений и наречий»

Цель урока: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: правописание не- и ни- с отрицательными наречиями и местоимениями.Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»

Методическая разработка урока по теме: «Правописание НЕ и НИ  в отрицательных местоимениях»...

Правописание отрицательных местоимений

Не и Ни в отрицательных местоимениях...