Лингвистический бой.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Алексеева   Наталья Владимировна

Проводится в форме интеллектуальной игры.

 Задачи:

  • Развитие языковой интуиции обучающихся;
  • Развитие умения коллективной работы;
  • Развитие умения публичной защиты творческого задания.

Оборудование:

  • Стол и стулья для членов жюри;
  • Столы по числу команд;
  • Табло для финального конкурса;
  • Протоколы судейства;
  • Песочные часы.

Участники: учащиеся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_boy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический бой.

Проводится в форме интеллектуальной игры.

 Задачи:

  • Развитие языковой интуиции обучающихся;
  • Развитие умения коллективной работы;
  • Развитие умения публичной защиты творческого задания.

Оборудование:

  • Стол и стулья для членов жюри;
  • Столы по числу команд;
  • Табло для финального конкурса;
  • Протоколы судейства;
  • Песочные часы.

Участники: учащиеся 7-8 классов.

Ход конкурса.

В: Уважаемые участники конкурса. Учителя и члены жюри! Именно сегодня определится лучшая команда среди 7-8 классов. Команда, которая проявит знания и смекалку при выполнении заданий, команда, которая не только научилась работать в группе и сумеет быстро найти решение выбранных заданий, но  и сможет публично представить это решение на суд жюри.

 Слушаем приветствие жюри от каждой команды.

Команды по часовой стрелке поднимаются и произносят свое приветствие.

В: Сейчас один из членов команды выйдет ко мне и вытащит номер. Который определит порядок участия команды в защите домашнего задания.

Проходит жеребьевка.

В: Итак. Каждая команда выходит согласно жеребьевке на сцену и произносит свое «Похвальное слово русскому языку». Жюри оценивает этот этап по следующим критериям:

  • Соответствие выбранному жанру и стилю;
  • Выразительность и эмоциональность устного представления;
  • Актуальность содержания;
  • Оригинальность.

Максимальный балл за домашнее задание – 20 баллов ( по каждому критерию – 5 баллов). Время представления – от 1 до 5 минут. Выбор жанра и стиля свободный.

 Защита домашнего задания.

На сцену выходят команды в порядке, определенном жребием. Идет публичное выступление на тему «Похвальное слово русскому языку». Жюри подводит итоги. Называется лучшая команда и рейтинг остальных команд. Теперь согласно рейтингу команды участвуют в следующем этапе финальной игры.

В: Итак, начинаем основной этап сегодняшнего конкурса – «Лингвистический бой». На доске вы видите табло. На нем обозначены пять номинаций конкурсных заданий. Каждая номинация содержит задания разного уровня трудности. которые оцениваются от 10 до 50 баллов.

Темы

Баллы

Слово не воробей

10

20

30

40

50

Заморочки

10

20

30

40

50

Фонограф

10

20

30

40

50

Стройплощадка

10

20

30

40

50

Зри в корень

10

20

30

40

50

Вы сами выбираете номинацию и уровень трудности задания. Ведущий озвучивает его. На обсуждение отводится 1 минута. Команда имеет право выбрать подряд не более трех заданий при условии правильного решения каждого задания. Если решение неправильное, то следующая по рейтингу команда может по сигналу ведущего представить на суд жюри свое решение и заработать поощрительный балл в половину стоимости данного задания. Следующий ход переходит к этой команде.

Всем ясны условия проведения «Лингвистического боя»7 ну что ж, начнем!

Команда выбирает номинацию  и задание. Ведущий озвучивает его для всех команд. Помощник ведущего зачеркивает на табло выбранное задание. Хранитель времени  по прошествии одной минуты возвещает сигналом колокольчика, что время истекло. Один из членов команды озвучивает решение.

ЗАДАНИЯ.

Теме «Слово не воробей».

Баллы

Задания

Ответ

1

2

3

10

После того, как из Незнайки не получилось художника. Он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, которого по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты любили красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он назвался Цветиком. Каким термином называется в русском языке новое имя Пудика – Цветик?

Псевдоним.

20

Он в голове у легкомысленного, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит  у них в кармане

Ветер.

30

Объясните разницу в значении слов факт – фактор. Как называются такие слова?

Факт – действительное событие, Фактор – движущая сила, причина события, явления. Это слова – паронимы.

40

Подберите фразеологизм к толкованию: вопрос, требующий для своего решения большой осмотрительности, такта.

Щекотливый вопрос.

50

От названия площади у колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, где в старину оглашались царские указы, пошло крылатое выражение. Вспомните это выражение. Что оно означает?

Во всю Ивановскую- значит громко

Тема «Заморочки»

Баллы

Задания

Ответ

1

2

3

10

Придумайте предложения со словом надо, чтобы оно было разными частями речи.

Надо полить огород.

Надо мной кружилась ворона.

20

Подберите слова разных частей речи (Глагол. Существительное, наречие), состоящее из двух букв.

Ем.

Юг.

Уж.

30

Какого рода в русском языке слово ДРУЖИЩЕ?

Мужского рода.

 Это мы определяем по характеру согласования с определениями: Дорогой мой дружище!

40

Назовите три женских имени, значение которых понятно без специальных объяснений. Они всегда упоминаются вместе, но одно из них имеет уникальную грамматическую особенность. Какую?

Вера, Надежда. Любовь.

Имя Любовь в род. и дат. Пред, падежах отличается от нарицательного существительного любовь: Любви, но Любови.

50

Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина?

В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются и не выступают в роли определений.

Тема «Фонограф».

Баллы

Задания

Ответ

1

2

3

10

Какую ошибку допустил писатель Е. Чарушин в названии своего произведения «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»?

Не букву, а звук.

20

Что такое буквица – это увеличенная буква или, наоборот, уменьшенная?

Буквица – увеличенная красочная начальная буква текста. В старинных изданиях она служит элементом художественного оформления.

30

Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться. Просьба. Сгибать?

Озвончение глухих согласных.

40

Слово ОКЕАН в народной речи иногда произносится как ОКИЯН. Зафиксирован такой вариант и в сказке Пушкина:

- А какое ж это диво?

- Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой.

Хлынет на берег пустой.

Почему заимствованное из греческого языка слово ОКЕАН превращается в русской речи в ОКИЯН? Случаен ли этот факт?

Для фонетики русского языка нехарактерны сочетания двух гласных звуков внутри морфемы (зияние) Если такие случаи встречаются. То народная речь пытается их исправить путем вставки между гласными дополнительного согласного й

50

Прочитайте правильно предложение: мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер.

Тема «Стройплощадка».

Баллы

Задания

Ответ

1

2

3

10

Разберите по составу данное слово: добродетельный

20

Разберите по составу слово опростоволоситься

30

Как объяснить. Что в словах: треножник. Стреножить (лошадь) и треногой (табурет) пишется буква Е?

Эти слова сложные. Е выступает как соединительная гласная.

40

Одинаковы ли  по составу слова: слепить глаза – слепить игрушку? Каково их значение?

По строению и значению эти слова разные:

В первом случае корень -слеп-.

 во втором – приставка –с- и корень –леп-.

Слепить – ярко освещать и слепить – сделать из какого-либо материала.

50

Свадьба. Женитьба, косьба, молотьба – какое слово лишнее и почему?

Лишнее – свадьба,

Оно пишется в соответствии с произношением со звонким Д, несмотря на сватаТЬ

Тема «Зри в корень».

Баллы

Задание

Ответ

1

2

3

10

В 1916 году поэтесса Марина Цветаева посвятила Александру Блоку следующие строки:

Имя твое – птица в руке.

Имя твое – льдинка на языке.

Одно единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

Какие именно пять букв имела в виду Цветаева?

БлокЪ

До реформы орфографии 1918 года на конце имен сущ. Муж. Рода писалась буква Ъ(ер)

20

Прослушайте цитату: «Оказывается. Если взять земной диаметр и умножить на двадцать семь, получится расстояние от Земли до Луны». Происхождение какого фразеологизма объясняет данная цитата, ссылаясь на новейшие работы зкзапалеолингвистов?

За тридевять земель.

30

Какова история происхождения слов копейка и рубль?

Копейка от копье: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Рубль – исторически связано со словом рубить. В Древней Руси при размене серебряных слитков их рубили на части

40

Отечественную войну 1812 года называли в литературе «Нашествие двунадесяти языков». Что значит слово язык в этом выражении?

Нашествие двенадцати народов. Язык – народ, это устаревший омоним.

50

Понедельник, вторник. Среда и т.д. Раньше такие семь дней недели называли «седмица». Позже стали называть неделей. Почему именно неделей? Как, по-вашему, возникло это слово?

Неделей называлось сначала только воскресень, день отдыха. Когда ничего не делают. Позже названия дня. Венчающего седмицу. Перешло на весь период в семь дней.

Протокол судейства в финальной игре.

Тема

1

команда

2

команда

3 команда

4 команда

5 команда

Слово не воробей.

Заморочки

Фонограф

Стройплощадка

Зри в корень

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....