Диалог
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 97

Дата урока

Тема урока: Диалог

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: Познакомить с понятием «диалог» и «монолог»; правильная расстановка знаков препинания при диалоге.

Планируемые результаты

Предметные

Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог, интонационно правильно читать диалоги.

метапредметные

Развивать способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользовать словарями различных типов, справочной литературой

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Ребята, запишите число, классная работа.

Давайте проверим ваши домашние работы: зачитайте составленные вами предложения.

Демонстрируют готовность к уроку.

Проверяем домашнее задание.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
  1. Запишите предложения:

«Зайчик, скажи пожалуйста, как проехать в зоопарк?» - спросила лиса.

Зайчик удивился: «Тебе в лесу холодно?»

- Прокомментируйте  записанные предложения, составьте схемы.

- Как увидеть, распознать слова автора? В них всегда есть особые глаголы: глаголы говорения и глаголы мысли. Давайте их вспомним и запишем.

 Глаголы говорения: сказал, воскликнул, объявила, проворчала,  пропела, разъяснила, опровергла и др.

Глаголы мысли: подумал, предполагал, сообразил, возмечтал, прикинул, решил и др.

Запишите тему урока: Диалог и монолог.

корень ДИА – обозначает два, ЛОГОС – слово. Что обозначает слово ДИАЛОГ? (разговор двух)

МОНО- одни, логос – слово. Что обозначает слово МОНОЛОГ?

Послушайте диалог героев в юмореске Феликса Кривина.

Носорог был начисто лишен чувства юмора.

- Послушайте, что у Вас это на носу? – спросил его старик Дикобраз.

- Рог, - сказал Носорог.

- А я думал, что это тросточка.

- Нет, это рог, - сказал Носорог.

- А может быть, это хвост? – спросил Дикобраз. – Может вы стоите наоборот и с Вами нужно с другой стороны разговаривать?

- Нет, это рог, - сказал Носорог.

- Сколько героев участвует в разговоре? Кто?

Записывают предложения в тетради и на доске, правильно расставляют знаки препинания и комментируют их.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Слушают диалог и отвечают на вопросы учителя. Строят понятные высказывания.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Итак, разговор двух или более лиц называется диалогом.

- А писатель участвует? (Он свидетель диалога, дающий ему сатирическую оценку в ремарках).

- Кто из участников диалога производит впечатление недалекого, лишенного чувства юмора героя?

- А кто выглядит назойливым, насмешливым?

- А в каком стиле чаще всего используется диалог?  (в разговорном)

Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

- Что такое диалог мы уже узнали. Что нам еще предстоит сегодня узнать? (как он оформляется на письме)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Откройте учебник на стр. 192. просмотрите текст упр. 534.

- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

- Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?

- упр. 535, сделайте вывод, какие этикетные слова использованы в диалоге.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- упр. 537 (составить диалоги)

Составляют диалоги по темам.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

  1. Информация о домашнем задании

упр. 538, составить рассказ на лингвистическую тему.

упр. 539 (произвести полный синтаксический разбор предложений, план разбора на стр.180, 187)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог "цепочка" и "5 - фазовый" диалог

Для формирования неподготовленной иноязычной речи рекомендую использовать технологии "Диалог "цепочка" и "5 - фазовый" диалог".  Эти стратегии развивают психомоторные навыки....

Памятка преподавателю "Обучение диалогу способом «сверху вниз» для обучения стандартным или типовым диалогам"

Памятка преподавателю  "Обучение диалогу способом «сверху вниз» для обучения стандартным или типовым диалогам"....

Диалог как текст. Виды диалога

Данная презентация поможет учащимся 8 класса обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Диалог"...

«Диалог культур в международных образовательных проектах» Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства.

Диалог культур в международных образовательных проектах. Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства....

Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...

Конспект открытого урока:«Умение строить диалог между хозяином и гостями. Диалог-знакомство на основе сказки "Теремок"»

Цель-научить детей строить диалог между хозяином и гостями посредством   русской народной сказкой «Теремок»Задачи:-сформировать представление детей о том, как строить диалог межд...