Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. |
Урок № | Дата урока |
Тема урока: Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля. §47 | Тип урока: Урок развития речи |
Цель урока: знакомство с разными стилями речи; дать понятие «разговорный» и «книжные» стили; научить отличать тексты разных стилей |
Планируемые результаты |
Предметные Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования. | метапредметные Уметь использовать определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией | личностные Формировать культуру общения; Развивать мотивационную основу деятельности |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД |
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
|
- На прошлом уроке мы начали говорить о стилистике. Что она изучает? - От чего определяется стиль речи? (от речевой ситуации – с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке) - Сегодня мы продолжим и углубим свои знания по стилистике. | Демонстрируют готовность к уроку, понимают учебную задачу | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. |
- Целеполагание
|
- Чтобы определить тему текста, мы прочитаем название §47. - О чем вам говорит название параграфа. Можем ли мы сформулировать для себя цель урока, чему мы должны научиться? - упр. 368 (устно +задания 2, 3, 4)
| Читают название параграфа, определяют тему урока и формулируют совместно с учителем учебную цель. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями |
- Планирование учебной деятельности
|
- Прочитайте материал учебника на стр. 132, перескажите. Заполним таблицу сфера общения | стиль | общение людей в быту | разговорный | общение граждан в учреждении | книжный, официально-деловой | агитационно-массовая деятельность (газета, журнал. Листовки и др.) | книжный, публицистический | научная деятельность (научные статьи, работы, учебный материал) | книжный, научный | словесно-художественное творчество | книжный, художественный |
- Почему книжными стилями считаются официально-деловой, публицистический, научный, художественный? | Знакомятся с материалом учебника самостоятельно, заполняют таблицу «Стили русского литературного языка», отвечают на вопросы. Планируют свою дальнейшую деятельность. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. |
- Самоконтроль
|
- упр. 369 (письменно) - упр.370 (обратить внимание на обращения) Распознавание стилей речи. - Я зачитаю вам тексты, а вы определите его стиль и докажите правильность своего ответа. 1. Вышел я на поляну..и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (разговорный) 2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера с первым снегом и заморозками . (научный, из словаря) 3. Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может ей на солнце жарко? (художественный) | Выполняют упражнения, тест, обсуждение выполненных работ. Выявление трудностей и их преодоление. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
- Информация о домашнем задании
|
упр.371 (составить два небольших текста) |
|
|
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
- Что мы к концу урока с вами научились делать? - С каким настроением вы уходите с урока? |
| Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |