Программа факультатива по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ «Язык мой – друг мой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования приказом №
Протокол № « » ____________2013 г. « » __________ 2013 г.
Руководитель кафедры / Гудукас И.М. /
Согласовано
Зам. директора / Казанцева К.С. /
« » 09.2013 г.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
«Язык мой – друг мой»
Составитель: Хасанова Ирина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
2013 год
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы.
Программа факультатива по русскому языку для 5 класса составлена на основе Образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, авторской образовательной программы по курсу "Русский язык" (Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова) для основной школы, 5-9-й классы. Под науч. ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2012.
1.2. Цели, задачи преподавания учебного предмета.
- Привить любовь к великому русскому языку.
- Повысить общую языковую культуру.
- Развить интерес к языку как учебному предмету.
- Тренировать внимание обучающихся и умение логически мыслить.
- Развить речь обучающихся.
Достижению поставленной цели способствуют задачи:
- Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках.
- Научить обучающихся самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.
- Развить творческие способности обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования и современных требований к выпускнику
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не даёт. Все эти вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях факультатива по русскому языку «Язык мой – друг мой». Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у обучающихся.
2.2. Преемственность при изучении данного предмета, курса
Функциональный и системный подходы, заложенные авторами программы в учебном курсе 5-9 классов, позволяют учащимся осваивать знакомые единицы языка в 5 классе на новом уровне сложности.
2.3. Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современности
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
2.4. Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому комплекту
Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.
3. Место учебного предмета в учебном плане
3.1. Описание места факультатива в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю.
Кол-во часов:
Всего - 34 часов
В неделю - 1 часа
Плановых контрольных работ - часов
Плановых уроков развития речи - часов
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
4.1. Описание важности учебного курса.
Особенность данной программы заключается в том, что теоретические сведения о русском языке изучаются с позиции функционирования в языке той или иной единицы языка, используются для формирования практической речевой деятельности учащихся на родном языке. Программа предлагает рассматривать традиционные разделы языкознания прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах (устной и письменной). В связи с этим в программе уделяется особое внимание характеристике текста как языковой системы, как средства речевой коммуникации. Параллельно предлагается систематизировать и совершенствовать знания и умения по орфографии и пунктуации, а также знания в области норм литературного языка, что необходимо для точной передачи смысла высказывания, составления собственного текста как в устной, так и в письменной форме.
4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета.
Факультатив по русскому языку для 5 класса предназначен для обучающихся, изучающих русский язык на базовом уровне. Данный материал поможет систематизировать изученное и получить новые знания о языке, совершенствовать свою устную и письменную речь, а также приобрести умения, необходимые для функционально грамотного человека, который хочет максимально реализовать себя в жизни.
4.3. Особенности обучающихся.
При планировании уроков необходимо учитывать особенности обучающихся 5 класса. Ребята в классе обладают низкими учебными возможностями. Большое внимание приходится уделять дисциплине, т.к. для них характерны неусидчивость, отсутствие внимания. При разработке практических заданий следует учитывать медленный темп работы учеников. Особое внимание необходимо уделить созданию учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, т.к. обучающиеся не привыкли выслушивать товарищей по классу.
Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование,
повторительно-обобщающий урок.
Методы и приёмы обучения:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция,
беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль
5. Содержание факультатива
Культура речи
Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
Фонетика
В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф.
Этимология слова
К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».
Занимательная грамматика
Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.
Лексика
Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).
Фразеология
Фразеологические обороты. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. Богатство русского языка (фразеологизмы).
- Учебно-тематическое планирование.
№ | Название темы (блока) | Количество часов | Контрольные работы | Сочинения | Изложения |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Культура речи | 7 | |||
3 | Фонетика | 7 | |||
4 | Этимология | 3 | |||
5 | Занимательная грамматика | 6 | |||
6 | Лексика | 6 | |||
7 | Фразеология | 4 |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
7.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Учебные пособия:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
- Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
- Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
- Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.
7.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Данная программа реализуется на базе учебного кабинета 317, который оборудован
-мультимедийной аппаратурой,
-интерактивной доской,
-словарями, справочниками, наглядными пособиями,
-учебными пособиями,
-дидактическими материалами,
-художественной литературой,
-методической литературой.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование CD дисков
8. Планируемые результаты
В результате изучения факультатива обучающиеся должны:
- углубить и расширить знания о языке;
- развить смекалку и сообразительность;
- обогатить свою речь фразеологизмами;
- получить дополнительные сведения по лексике и этимологии;
- повысить грамотность.
Программа рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Роль языка в жизни человека. | 1 | |
2 | В мире звуков. Звук и буква. | 1 | |
3 | Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. | 1 | |
4 | Игры с буквами, звуками. | 1 | |
5 | Игры с буквами и словами. | 1 | |
6 | «Слово – образ, слово – ассоциация». Игры со словами. | 1 | |
7 | Бывают ли у слов родственники? | 1 | |
8 | К истокам слова. | 1 | |
9 | Можно ли сломать язык? | 1 | |
10 | Сказал то же, да не одно и то же. | 1 | |
11 | Тёзки наоборот. | 1 | |
12 | Игры со словами. «Слово – понятие, слово – творчество». | 1 | |
13 | О словах одинаковых, но разных. | 1 | |
14 | Азбука важных и вежливых слов. | 1 | |
15 | Фразеологические обороты. | 1 | |
16 | Почему мы так говорим? | 1 | |
17 | Крылатые слова. | 1 | |
18 | Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). | 1 | |
19 | «Биография слов». | 1 | |
20 | Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. | 1 | |
21 | Как правильно употреблять слова. | 1 | |
22 | Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики. | 1 | |
23 | Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в слове. | 1 | |
24 | В руках умелых слово творит чудеса. | 1 | |
25 | Откроем за буквами русского языка чудо. | 1 | |
26 | Игры с буквами и словами: верно – не верно. | 1 | |
27 | Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы, буриме. | 1 | |
28 | Почему мы так говорим? | 1 | |
29 | Богатство русского языка (фразеологизмы). | 1 | |
30 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы). | 1 | |
31 | Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф. | 1 | |
32 | Превращения слов. | 1 | |
33 | Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Программа факультатива по русскому языку 8 класс
Программа факультатива по русскому языку 8 класс...
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...
Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...