Программа элективного курса "Простые секреты стихосложения"
элективный курс по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему
Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Элективный курс
«Простые секреты стихосложения»
для учащихся 5-6 классов
Автор- составитель –
учитель русского языка и литературы
Гатина Светлана Анатольевна
2014 год
Пояснительная записка
Основная задача курса, реализуемого с помощью этой программы, - развитие творческих способностей учащихся, углубление лингвистических знаний и повышение их речевой культуры, исходя из личностно-ориентированного обучения.
В школьном курсе преподавания литературы предусматривается изучение и освоение учащимися элементарных понятий по теории литературы и стихосложения. Однако эти сведения даются зачастую разрозненными, уроки по теории литературы относительно редки, что приводит к тому, что учащиеся способны удержать полученные на них сведения в памяти кратковременно, литературоведческая компетентность обучающихся не до конца сформированы. Дети чаще всего усваивают материал на уровне представления. На изучение стихотворных размеров выделяется слишком мало времени для того, чтобы у детей мог сформироваться навык определения размера и самостоятельного использования его. Невысокая результативность освоения материала по литературоведению объясняется еще и тем, что литературоведческие понятия воспринимаются большинством школьников как скучные, сухие. Тем не менее знание и умение использовать размеры стихотворения важны в жизни не только для развития чувства ритма; это инструмент для воплощения творческих способностей ребёнка. Это и определяет актуальность предлагаемого курса, так как он способен восполнить указанные пробелы в знаниях учащихся.
Цель программы:
Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка; помочь детям освоить основные понятия по теории литературы, связанные с темой «стихосложение» и «средства художественной выразительности.
Задачи программы:
1. Учить детей рифмовать строки, определять ритм и размер стиха, анализировать прозаический текст.
2. Развивать творческие способности учащихся, их способности чутко воспринимать художественное слово
3. Совершенствовать умения детей в стихосложении и составлении поэзии и прозы через разум, чувства, эмоции.
4. Скоординировать представления о стихосложении и прозе с опорой на образцы художественных произведений.
5. Упорядочить знания в области литературы, риторики, предметов эстетического цикла, через использование художественного слова.
6. Углубить понимание поэзии и прозы через эмоциональные переживания, через любовь к природе и родному краю.
7. Совершенствовать знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении русского языка и литературы, развивать культуру речи учащихся .
Учащиеся через нетрадиционные формы занятий и приемы работы усваивают не только теоретические понятия, но и практически учатся находить их в произведениях популярных авторов, а затем и создавать свои художественные средства, стихотворения .
Выполняя оригинальные, творческие задания, ученики получают реальную возможность для развития своего творческого потенциала и эмоциональной сферы.
Таким образом, обучающиеся приобретут навыки элементарного стихосложения, рецензирования, научатся находить, определять и создавать наиболее распространенные средства выразительности. Важным моментом следует считать и то, что ребята смогут научиться корректному отношению к труду другого ученика, почувствовать сложность труда настоящего художника слова.
Курс предполагает участие в нем обучающихся разного уровня подготовленности и мотивации и направлен на развитие индивидуальных способностей каждого участника курса. Таким образом, курс позволяет раскрепостить учеников, способствует развитию интереса к предмету.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план:
№п/п | Тема | Задачи |
1. | Любимые стихотворные строки. | 1.Дать возможность через чтение детьми любимых стихов прочувствовать красоту поэтического языка. 2.Прививать интерес к художественной литературе, развивать чувство прекрасного. |
2. | Поэзия, ее особенности. Ритм. | Познакомить с понятием поэтической речи, дать понятие ритма. |
3. | Рифма. | Определить роль рифмы в стихотворной речи, сопоставить роли рифмы и ритма. Показать детям, что им доступно умение подбирать рифмы. Игры «Буриме», «Сочини на рифму», «Подбери рифму». |
4 | Первые поэтические опыты. | Показать детям, что им доступно сочинение элементарного стихотворения; раскрепостить детей; закрепить понятие о ритме и рифме. Игра «Поэтический пинпонг» . |
5 | Стихи русских поэтов о родной природе | 1.Продолжить работу по выразительности и эмоциональности чтения на примере педагога. 2.Учить детей читать стихи наизусть с элементами драматизации (обыгрывая речь движением). 3.Способствовать развитию любви к родной природе; подобрать стихи русских поэтов, которые точно характеризуют природные явления. |
6. | Отзыв о стихотворении. | 4.Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, учить передавать чувства и мысли лирического героя и свои собственные.
|
7. | Акростих. | Познакомить с понятием «акростих», закрепить понятие о рифме, ритме; развивать веру в свои способности. 2. Игра «Сочини на имя», «Сочини на название» |
8. | Тропы | Дать понятие о тропах, их разновидностях, показать, как тропы используются в поэтической речи. |
9. | Эпитеты. | Познакомить с понятием «эпитет», научить подбирать эпитеты к словам; развивать чувство слова. Игра «Вставь эпитеты» . |
10. | Эпитеты. Стихотворения с одним эпитетом. | Развивать представление об эпитете; показать, как можно построить стихотворение, используя только один эпитет. С.Черный. Зеленые стихи. |
11. | Может ли нравиться печальное? | Показать, что и печальные стихи могут быть прекрасны, что чувство грусти, сопереживания делают человека лучше, чище.; закрепление темы «Эпитеты» 2. Стихотворения русских поэтов по теме. |
12. | Сравнение. | Познакомить со сравнением, научить находить их в произведении и самостоятельно пользоваться приемом- сравнением. Игра «Поэтический пинпонг» |
13. | Стихи-загадки. | Развить представление о сравнении, показать, как прием-сравнение используется в загадках; научить создавать собственные сравнения. Игра «Что на что похоже?» |
14. | Стихи к празднику. | Научить детей писать поздравления родными друзьям, стихотворно описывать праздничные события и чувства; практически использовать эпитеты и сравнения. |
15. | Колядки | Развить представление о народных праздниках и обычаях; привлечь детей к созданию собственных колядок. Колядки |
16. | Метафора. | Познакомить с метафорой как скрытым сравнением, показать, как создается метафора; научить использовать метафору в своей речи. Игра «Поэтический пинпонг» |
17. | Ирония. | Познакомить с понятием «ирония», научить чувствовать иронию, создавать иронические фразы и произведения. |
18. | Сочиняем частушки. | Закрепить понятие об иронии, развить представление о возможностях ее использования. Сочинение частушек на школьную тему. Выпуск классной газеты. |
19. | Гипербола. | Познакомить с понятием, показать возможности ее использования в разных жанрах. |
20. | Сочиняем небылицы. | Закрепить понятие о гиперболе, научиться практически использовать гиперболу в речи. Небылицы разных авторов. |
21-22 | Олицетворение | Познакомить с понятием «олицетворение», показать, как оно создается, научить использовать олицетворения, отбирать среди получившихся олицетворений самые оригинальные. Игра «Поэтический пинпонг» |
23. | Турнир поэтов. | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Тропы». Смотр знаний. 1.Дать возможность каждому ребенку в ходе занятия проявить себя, почувствовать свою возможность быть полезным в общей работе коллектива. 2. Работать над умением определять настроение, которое заложил автор в свое произведение. 3. Способствовать развитию любознательности через словарную работу в ходе чтения стихов, развитию интереса работы со словом. |
24-25. | Размеры стиха. Двусложные размеры стиха. | Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха. Игра «Сорок слов из простокваши» |
26-27. | Трехсложные размеры. | Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха. Игра «Сорок слов из простокваши» |
28. | Верлибр. | Познакомить с понятием верлибра; показать, что рифма – это необязательный показатель стиха. |
29. | Символ. | Дать понятие символа, познакомить с некоторыми народными символами; научить разгадывать символы и использовать их. |
30. | Стихи и история. Пишем стих ко Дню Победы. | Закрепить навыки детей в элементарном стихосложении; развивать умение создавать «серьезные» стихи; воспитывать патриотизм. |
31. | Анализ стихотворений. | Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, научить редактировать собственные сочинения. |
32. | Повторительно-обобщающее занятие. | Способствовать совершенствованию навыка составления текстов как поэтического , так и прозаического характера.
|
33-34. | Итоговая конференция. | Смотр знаний. |
Список используемой литературы
1. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/
3. Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./
4. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./
5. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./
6. Журналы «Литература в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"
Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК....
Программа элективного курса "Секреты школьного мела"
Окружающая действительность требует от нас постоянного решения задач, мы решаем задачи в быту, в любой профессиональной деятельности, требуется работа интуиции, выход за рамки формальных мыслительных ...
Программа элективного предмета «Секреты русского слова»
Материал элективного курса способствует расширению знаний и представлений в вопросах теории языка. В русском языке, в отличие от других языков, существует большое количество способов словообразования,...
Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии", 5 класс
Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии». Основное общее образование, 5 класс. Рабочая программа составлена с учётом изучения орфографии ...
Программа элективного курса "Секреты текста"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФКГОС – 2004 основного общего образования и на основе программы «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В. В. Бабайцевой. М.: «Д...
Программа элективного курса "Секреты русской орфографии"
Программа элективного курса "Секреты русской оргфографии", 9 кл....
Программа элективного курса «Секреты русского языка»
Программа элективного курса «Секреты русского языка» направлена на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ. Работа с тестовыми заданиями предполагает обобщение и систематизацию знан...