Орфограммы гласных корня
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy_glasnyh_kornya.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок №

Тема урока:  Орфограммы гласных корня.

Тип урока:  Урок актуализации прежних знаний и умений

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие орфограмм гласных в корне 9проверяемых и непроверяемых);
  2. Уметь находить в корне орфограммы с безударными гласными;
  3. Владеть способом проверки безударных гласных.

Планируемые результаты

предметные

Сформировать понятие орфограммы гласных корня. Уметь различать проверяемые и непроверяемые гласные, подбирать проверочные слова

метапредметные

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

личностные

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила и уметь их применять. В русском языке есть такие случаи, когда не ясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание  можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой (греч. орфо – правильный, грамма – буква, знак)

- Запишите число, классная работа.

Работа со словом орфограмма.

Слушают учителя, участвуют в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку.

Записывают в тетради.

  1. Актуализация прежних знаний

- Что называется корнем слова?

- Как называется сильная позиция в корне слова? (ударная гласная). А слабая позиция? (безударная гласная).

- Как же нам не ошибиться в написании гласной в слабой позиции?

- стр.27, правило читаем.

- Например, в слове б..жать безударный гласный в корне. Какую букву выбрать?

- А вот слово капуста, какую букву выбрать в корне слова?

Корень- значимая часть слова, в котором заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Находят ответ на вопрос учителя.

Открывают учебник, читают правило, делают выводы: некоторые безударные гласные проверяются ударением, а написание некоторых проверяется по словарю.

Вспоминают правило: можно подобрать проверочное слово – бег, гласная Е под ударением.

Проверить написание по орфографическому словарю.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

- упр. 58, по образцу (записать слова в столбики по заданию)- по цепочке у доски.

- Какие гласные чаще всего находятся в сомнительной ситуации? (о, а, и, е, я)

- Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне?

Физкультминутка:

 Вот мы руки развели,

 Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

наклонились, выпрямились.

ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Читают задание к упражнению, выполняют под руководством учителя. Записывают в два столбика.

Находят ответ.

Ответ на вопрос учителя находят на стр. 27

  1. Обобщение и систематизация знаний

- А теперь мы запишем с вами трудные слова из ЗСП 4: побеждать (победа), отпраздновать, достижение (достигнуть), закреплять (крепкий).

-Выберите одно понравившееся слово и составьте с ним предложение.

- упр. 58 (по заданию)

- Урок подходит  к концу. Выполнили мы задачу урока?

- А сейчас я проверю ваши практические умения. Вы получите задание на доске. Ваша задача – записать, вставить пропущенную гласную.

1вариант                     2 вариант

гн..здо                        в..сна

гр..чи                          цв..ты

с..ва                             мес..ц

пт..нец                        тр..ва

скв..рец                      д..жди

Записывают в тетради со всеми оформлениями.

Работают по заданию учителя. Формулируют собственные мысли

Выполняют работу на карточках.  Взаимопроверка. Поставьте  оценки друг другу.

  1. Информация о домашнем задании
  1. Выучить слова из ЗСП 4 (записанные в тетради)
  2. Упр.60 (объяснить выполнение упр.)

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности появились у вас в процессе работы?

- Дайте оценку своей работе на уроке.  

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Урок  русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...

Дистанционный курс по русскому языку "Орфограммы-гласные в корне слова"

Данный курс предназначен для изучения и повторения одной из важнейших тем русской орфографии. Курс поможет поэтапно самостоятельно разобраться в данной теме, попрактиковаться, выполняя тренировочные у...

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков"....

Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ. Тема: Орфограммы – гласные в корнях слов

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне словазадачи урока: научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практ...