КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС ФГОС ПО УЧЕБНИКУ С.И.ЛЬВОВОЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных.
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С.И.Львова, В.В. Львов.- М.: Мнемозина, 2011 | |
Тема урока | Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных (урок № 1 из темы) | |
Тип урока | Урок изучения нового материала | |
Планируемые результаты | ПредмеПредметные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме "Правописание корней с безударными гласными" анализировать устную речь; подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы. Метапредметные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; производить логические операции; формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов; видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения; освоить способ проверки парных согласных на конце слов; уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; определять цель деятельности на уроке с помощь учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. | |
Технологии | Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Коллективная, групповая, творческая. | |
Межпредметные связи | Литература | |
Внутрипредметные связи | Орфоэпия, морфемика | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, схемы, алгоритма, таблицы и пр., находят и объясняют правописание орфограмм, редактируют тексты, исправляют орфографические ошибки, создают тексты различных жанров. | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация | |
Интернет-ресурсы | www.gramota.ru | |
Материалы и оборудование | Мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, карточки |
Тема: «Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных».
Этап урока | Деятельность учителя | Действия учащихся | Формирование УУД, за счет чего |
I.Организационный момент Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка | - Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу . Я желаю вам хорошего настроения | Слушают, настраиваются на урок | - личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
II.Актуализация знаний Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. | Жила- была бабушка Орфографушка и была у ее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку. На доске записано стихотворение: (слаид № 1) Одуванчик з..лотой Пост…рел и стал с…дой А как только пос…дел Вместе с в…тром ул…тел. Вставьте пропущенные буквы и запишите текст. Какое правило вы применили? Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова) Как проверить безуд. гласный в корне? По какому алгоритму действовали? Давайте вспомним алгоритм и проверим себя ( Слайд № 2,3) | Записывают текст. Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударение, Чтоб развеять все сомнения! Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Вспоминают, а потом прочитывают алгоритм | Беседа, диалог личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; - познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку; - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать; - коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова: Личностные УУД: Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний Предметные: определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением - познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; |
III. Формулирование темы урока Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока IV. Работа с учебником (открытие новых знаний) Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных способом объяснения лексического значения слов. V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника VI.Работа в группах. Упражнение на формирование орфографичекой зоркости. Продуктивное задание: исправить ошибки Мотивирующий приём: Просьба оказать помощь ученику Ване VII. Физкультминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания VIII.Закрепление изученного 1.Отгадывание загадок Способы: фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа Средства: комментирование. 2.Работа по упражнению учебника №196, стр74 | - Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока. Запись на доске: «Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных». (Слайд № 4) Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?) Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.
Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам? Приведите примеры из упражнения № 156 Применяя правило, выполнить упражнение учебника № 195 Слайд № 5 Проверим результаты вашей работы Слайд № 6 Работа в группах Разве можно без улыбки видеть Ванины ошибки. Он в тетрадке написал : Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Быстро Ване помогайте и ошибки исправляйте! (Слайд № 7) Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки Почему Ваня допустил так много ошибок? Какое же правило не знал Ваня? Давайте поможем Ване и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением! Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму Ваня все – таки написал правильно. Назовите их. Слайд проверки № 8 - Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы: К.рмушка(корм), маслёнок(масло), кр.льчиха( кролик), см.льчак (смелый), б.глец ( бег), старичок ( старый), ц.почка ( цепь), д.чурка ( дочь), с.сновый ( сосны), д.тишки ( дети). Физкультминутка (а, я, о, е) на слайде № 9 Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся. Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. Отгадаем загадки, запишем отгадки, а также проверочное слово. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных. 1.Есть у каждого лица Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (Глаза - глаз - глазки)
2.Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. (Трава - травы, травка) 3. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода - воды - водный) 4.Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова - совы - совушка) Вставьте пропущенную букву, оставляя лишь то слово, которое является проверочным. Работаем по цепочке - Мы с | -Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова Читают текст на стр. 73 рубрика «Знай и применяй» два ученика по частям: один – теорию, другой - примеры .2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов. Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное 3 примера учащиеся записывают на доске коллективно, а потом по два примера записывают по рядам Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова Обучающиеся работают в группах Обучающиеся по группам в порядке очередности выполнения заданий ( по 2 предложения каждая группа) исправляют ошибки и называют проверочное слово. Не знал правило. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке! Залила ( лить), звенит (звень- у Есенина), нарядилась (наряд) появилась (явь), молодая(молод, молоденький) Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики. В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята отгадывают загадку. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных, объясняя лексическое значение слова. Глаза - глаз - глазки Трава - травы, травка Вода - воды – водный Сова - совы - совушка По очереди, «цепочкой» вставляют пропущенную букву. Объясняя, почему оставили это слово. | Формулирование темы урока: - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - познавательные: – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - коммуникативные УУД: – формулировать собственное мнение и позицию; Работа с учебником - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; - предметные УУД: выведение способа проверки безударных гласных в корне слова Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; Формулирование правила, его запоминание: - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; - предметные УУД: выведение способа проверки безударных гласных в корне слова Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; Работа в группах: - регулятивные : понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; -договариваться, приходить к общему решению; Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; Закрепление изученного: -регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; - личностные: - сохранять интерес к учебному материалу; - предметные: подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова. |
VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка. Способы: индивидуальная работа, работа в парах | - Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно по вариантам, ведь вы уже многому научились. Вспомните правила правильной посадки при письме. Слайд № 10 с заданием по вариантам для самостоятельной работы. ( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова) - Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок? - Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на слайде. Слайд №11, 12. Проверка - Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится. | Ручку правильно держу, тетрадь наклонно положу, Сяду ровно, не согнусь, Ни к кому не повернусь. Выполняют самостоятельно на карточках заготовках. Самопроверка Взаимопроверка.. Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища. | Самостоятельное выполнение задания у: - регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков. Предметные: - применять правила правописания безударных гласных в корне слова; Взаимопроверка: - Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте). - коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля. - личностные: - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). |
IX. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Какая цель была поставлена на уроке? Как вы считаете, она достигнута? Сегодня на уроке я: Слайд № 13 И научился….. Т было интересно… О было трудно …. Г мои ощущения…. | - Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов. - Мне это пригодиться ….я буду грамотным. - Было трудным…. - Было интересно … - Понравилось больше всего …. | Рефлексия: - личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; - регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; - познавательные УУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; - коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания; |
X. Выставление оценок за урок. | Выставляет оценки за урок, комментируя их | ||
XI. Домашнее задание | Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения: п.14, упр.204, 205 Все ли вам понятно? Слайд № 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Урок русского языка "Орфограммы в корнях слов"
Урок русского языка по повторению материала "Орфограммы в корнях слов". Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ...
Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".
Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы - интернат "Правописание безударных гласных в корне и приставке"
Данная разработка содержит конспект к уроку русского языка в 6 классе коррекционной школы - интернат, Учебник «Русский язык» Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, с. 73 - 74Тема: Правописан...