Описание животного
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к уроку "Описание животного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_zhivotnogo.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Описание животного.

Цели урока: умение правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

Этапы урока:

  1. Записать число, тему урока.
  2. Объявить цели и задачи урока:

Чтобы хорошо  подготовиться к домашнему сочинению-описанию животного, мы должны:

  • определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;
  • отработать элементы композиции;
  • собрать материал для сочинения.

3. Начнем с повторения, вопросы направлены ко всему классу.

  • Какие стили речи вы знаете?  (научный, деловой, художественный)
  • Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)
  • Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются  признаки предмета, явления, лица).
  • Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

4. Я уверена, что вы любите животных; у многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать всего любимого питомца вам не составить особого труда.

  • А как вы думаете, ваше сочинение-описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом?

5. Познакомимся с Текстом №1. (читает учитель)

  • В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

6. Познакомимся с Текстом №2 (читает учитель)

  • Отличаются ли эти описания? Чем?

(Первое описание – научное описание. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность.)

  • Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

  • Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)
  • Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

Вернемся к Тексту №2.

  • Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

  1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

  • Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)
  • Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).
  • А что дальше описывает автор?
  • Запишем в тетради:
  1. Повадки, привычки.  Ведь это тоже важно.

- Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради.(как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни. Запишем в тетради:

  1. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный- глупый, ласковый- упрямый и пр.)

7. Давайте прочитаем еще один Текст №3.

  • Найдите описание старого пса, подчеркните эти слова и выражения.
  • Какова основная мысль рассказа?
  • Как это описание помогает раскрыть основную мысль рассказа?

8. И еще. Хочу сделать вам несколько предупреждений.

-Во-первых, избегайте неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

Послушайте предложение. Что режет нам слух?  «Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».

  • Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

-Во-вторых, избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

Найдите, в чем ошибка!

  • Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.
  • Кот был среднего роста.
  • У животных волосы или шерсть?
  • Ногти или когти?
  • Нос или клюв? (у птиц)
  • Лицо или морда, мордочка, мордашка?
  • Руки или лапы?

9. Давайте подведем итоги урока.

  • О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

Дом.зад. написать сочинение-описание животного на основе личных наблюдений. (3-4 дня)

И напоследок совет:

«Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми глазами»: мало ли, что ты видел все это вчера, в прошлом году, видишь каждый день. Взгляни еще раз и схвати все это заново». (Рыбникова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыжий муравей Описание животных охраняемых в Новосибирской области. Братышева Диана

Рыжий муравей Описание животных охраняемых в Новосибирской области. Братышева Диана...

Описание животного. Беркут. Братышева Диана

Описание животных охраняемых в Новосибирской области. Беркут.  Выполнила Братышева Диана...

Описание животного, 5 класс (конспект урока)

Урок развития речи, 5 класс. Подготовка к сочинению-описанию четвероногого любимца....

Презентация "Описание животного" 5 класс

Презентация является неотъемлемой частью урока развития речи по описанию животного в 5 классе и служит дополнением к конспекту урока, опубликованному на моей страничке....

Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"

Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....

Описание животного (урок развития речи)

Урок по развитию речи "Описание животного"...