Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок повторения по теме "Односоставные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Заларинская СОШ № 1
Урок-практикум
по русскому языку
Тема урока:
Односоставные предложения
9 класс
Учитель русского языка и литературы: Мельник Н.В.
Обобщающий урок
Урок-практикум
Этот урок проводится в форме урока-практикума и предполагает работу учащихся в четырех группах (командах), выполняющих задания по темам: «Определенно-личные предложения», «Неопределенно-личные предложения», «Безличные предложения» и «Назывные предложения». Задания по теме «Обобщенно-личные предложения» предназначены для учащихся всех групп и позволяют заработать более высокий балл участникам группы. Один ученик заранее готовит сообщение «О чем спорят ученые» о двух точках зрения на вопрос о главном члене односоставных предложений. Каждая команда составляет список, выставляет себе баллы и каждому участнику заслуженную оценку.
Цели урока:
- проверить знание теоретического материала по теме и умение находить односоставные предложения в тексте и определять роль односоставных предложений в тексте;
- проверить, владеют ли ученики орфографическим и пунктуационным анализом.
ХОД УРОКА
1. Устная синтаксическая разминка.
Учитель. Объединившись в команды (группы), вам предстоит определить типы односоставных предложений и аргументировать свое мнение. Для каждой команды приготовлены два предложения. Правильный ответ оценивается в 1 балл, в случае ошибки право ответа передается следующей команде.
- Брожу по набережной снова.
- Изба лесничего. Медвежье царство.
- Последние шутки. Объятия.
- Повеет полем, первой бороздой.
- Загляну в глаза волжанки.
- Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.
- В Сибири не любят горячку и спешку.
- Весны без грозы не бывает.
2. О чем спорят ученые? (Заранее подготовленное сообщение ученика.) Можно учителю.
Существуют две точки зрения на вопрос о главном члене односоставных предложений. Одни ученые (их точку зрения вы встретите и в учебном комплексе В.Бабайцевой, и в учебнике под редакцией С.Бархударова и др.) считают, что в односоставных предложениях может быть только один главный член - либо подлежащее, либо сказуемое. Односоставные предложения делятся на две группы: с одним главным членом сказуемым и одним главным членом подлежащим.
Большинство ученых (В.Виноградов, Н.Шведова и др.) отрицают возможность существования подлежащего и сказуемого в односоставных предложениях, называя грамматическую основу главным членом предложения. Таким образом, предложения делятся на односоставные глагольные и именные.
Итак, предложения с одним составом, одним главным членом (односоставные!) делятся на группы по значению и способу выражения главного члена.
3. О чем говорит грамматический термин?
Задание каждой группе: сформулируйте одним предложением - как можно понять грамматические термины; о чем они говорят? Наиболее полный ответ принесет команде 2 балла. (командам раздаются конверты с названиями, а в них следующие задания)
Варианты ответа могут быть такими:
Термин определенно-личное предложение — говорит о том, что в предложении достаточно легко определить деятеля, так как форма глагола-сказуемого его подсказывает;
неопределенно-личное предложение — говорит о том, что в этом случае деятеля трудно определить, а может быть, и не нужно;
безличное предложение - говорит о том, что в таком предложении нет и не может быть слова, которое называет деятеля;
обобщенно-личное предложение - говорит о том, что в таком предложении глагол-сказуемое обозначает действие, которое производится любым лицом;
назывное предложение - говорит о том, что такие предложения только называют явление или предмет, но не показывают действия.
4. Найдите предложение нужного вида
Потренируемся в поиске односоставных предложений. В конверт с названиями вложено упражнение для каждой группы, 5 баллов получит команда, которая первой выполнит его правильно.
Задание
Найдите предложения односоставные и двусоставные, определите их грамматическую основу и способ ее выражения. Выпишите номера односоставных (А) и двусоставных (Б) предложений. Если в предложении представлены оба вида, пишите так: 2А, 2Б. Расставьте недостающие знаки препинания. .
- Грозовая туча перевалила за бугор – стало жарко.
- Ему поставили сторожевую будку с полевым телефоном неподалеку от мощных насосов. .
- Кроме рек, в Мещерском крае много каналов.
- Хорошо смеялся паренек так смеются в деревнях выезжая в ночное.
- Светало грустно и нежно так всегда светает в Москве.
6) За окном понемногу светлела Тверская от куда-то донесся хлопотливый звонок рабочего трамвая.
5. Блицопрос
Предполагается, что каждый член команды ответит на один вопрос. (Да или нет.) Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. (задание раздаются, в течение 2 минут они находят ответы, ответы представляют на отдельном листочке, учитель оценивает правильность).
Определенно-личные предложения
- Определенно-личные - односоставные предложения?
- Это двусоставные предложения?
- Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым?
- Это предложения с одним главным членом, совпадающим с подлежащим?
- Это предложения, в которых отсутствует подлежащее, указывающее на говорящего или слушающего?
- Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения?
Ответы: 1) - да; 2) - нет, 3) - да, 4) - нет, 5)—; 6)-да.
Неопределенно-личные предложения
- Неопределенно-личные - это односоставные предложения?
- Это двусоставные предложения?
- В них можно восстановить подлежащее?
- Нужно ли им подлежащее?
- Можно ли вводить в них подлежащее - местоимения 3-го лица?
- Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1-, 2-го лица?
Ответы: 2) - да, 2) - нет, 3) - нет, 4) - нет, 5) -да 6)-нет.
Безличные предложения
- Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?
- Есть ли подлежащее в предложениях с безличными глаголами?
- Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
- Безличные предложения - это односоставные предложения?
- Безличные - это двусоставные предложения?
- Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
Ответы: 1) - нет, 2) - нет, 3) - да, 4) -* да, 5) - нет, 6)-нет.
Обобщенно-личные предложения
- Это односоставные предложения?
- Это двусоставные предложения?
- Они указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом?
- Согласны ли вы, что обобщенно-личные предложения чаще всего используются в устной речи в виде пословиц?
- Согласны ли вы, что в обобщенно-личном предложении нет и не может быть подлежащего?
- Глагол-сказуемое стоит чаще всего в форме 2-го лица единственного числа?
Ответы: 1) - да, 2) - нет, 3) - да, 4) - да, 5) - да, 6)-да.
Назывные предложения
- Назывные - односоставные предложения?
- Назывные - двусоставные предложения?
- Согласны ли вы, что назывные имеют только один главный член предложения?
- Может ли назывное предложение быть нераспространенным?
5) Может ли оно быть распространенным?
6) Может ли .главный член предложения в них распространяться определением?
Ответы: 1) - да, 2) - нет, 3) - да, 4) - да, 5) - да, 6)-да.
6. Самостоятельная работа
В конверт вложены тексты (по числу участников), разные для каждой команды. Каждый член команды выполняет задание самостоятельно
Задания. 1) Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки; 2) выделите односоставные предложения указанного вида; 3) определите способ выражения главного члена в данных предложениях.
Выделите определенно-личные предложения.
Тр_па - единствен_ый путь через тайгу. Так (из)дали по м_телочкам злаков я узнал тр_пу человеческую и был спасен.
По сухой ли тр_пе на п_сочк_, по замшелым ли бревнам на б_лот_ иду в полном радос_ном согласи_ с тем, кто прош_л раньше меня. В каждой избушк.. на пути своем пользуюсь др_вищками. Часто сам г_товлю др_ва для идущих за мною. Оставляю и свою коробочку спичек.
Выделите неопределенно-личные предложения.
Б_льшой к_стер развели на б_регу, против п_ селка.
Туши тура и к_бана целиком жарили на огромных в_рт_лах, пов_рач_вая то одним, то другим боком. Внутрь их клали огромные раск_лен_ые камни. Едва бог неба отправился на п_кой в свою хижину за полосой леса, п_ляну по обе ст_роны к_стра заст_лили шкурами. На них рас_тавят глин_ные г_ршки с г_рячим отваром. Разложат жарен_ые рыбу и мясо, плоды, сладкие к_ренья и л_пешки. Предст_ял пир, (н_)слыхан_о б_гатый даже для южного плем_ни,
(В.Головин)
Выделите безличные предложения.
Дв_жения Пушкина были медлен_ы и затруднен_. Ему нужно было п_ймать какую(то) реющую возле в_ска, тр_вожную мысль. (Не)уд_валось. Ну и бог с ней!
Пушкин стремглав кинулся в долгую тьму к_ридора, скатился по лес_нице и выск_чил наружу. Но лиш_ выб_жав в сад, почу_ствовал он себя в безопасности.
В парк_ было сыро и солн_чно. От пруда т_нуло холодом. Не чу_ствовалось даже слаб_го в_терка. Листья лип вороч_лись на черенках, подст_вляя со_нцу лицо.
(Ю.Нагибин)
Выделите назывные предложения.
Так (н_)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз_ники, будни.
Ярм__рка. Кр_щенский м_роз. В шубах д_ревья. На ш_стах полощ_тся флаги. И зима, зима. От сне
га все мя_кое ~
Пост. Ж_лтым маслом политы к_леи. Старин_ ые дедовские кушанья. И Пасха. Со_нце, звон.
Одна какая(то) ноч_ - и из скорлупы вышел апрель. Первая пыль. Т_пло.
Определенно-личные предложения
- Определенно-личные - односоставные предложения?
- Это двусоставные предложения?
- Это предложения с одним главным членом, совпадающим
по выражению со сказуемым?
- Это предложения с одним главным членом,
совпадающим с подлежащим?
- Это предложения, в которых отсутствует подлежащее,
указывающее на говорящего или слушающего?
- Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое
имеет форму повелительного наклонения?
Неопределенно-личные предложения
- Неопределенно-личные - это односоставные предложения?
2) Это двусоставные предложения?
- В них можно восстановить подлежащее?
- Нужно ли им подлежащее?
- Можно ли вводить в них подлежащее - местоимения 3-го лица?
- Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1-, 2-го лица?
Безличные предложения
- Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?
- Есть ли подлежащее в предложениях с безличными глаголами?
- Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
- Безличные предложения - это односоставные предложения?
- Безличные - это двусоставные предложения?
- Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
Назывные предложения
- Назывные - односоставные предложения?
- Назывные - двусоставные предложения?
- Согласны ли вы, что назывные имеют только один главный
член предложения?
- Может ли назывное предложение быть нераспространенным?
5) Может ли оно быть распространенным?
6) Может ли .главный член предложения в них
распространяться определением?
Задания. 1) Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки;
2) выделите односоставные предложения указанного вида;
3) определите способ выражения главного члена в данных предложениях
Тр_па - единствен_ый путь через тайгу. Так (из)дали по м_телочкам злаков я узнал тр_пу человеческую и был спасен.
По сухой ли тр_пе на п_сочк_, по замшелым ли бревнам на б_лот_ иду в полном радос_ном согласи_ с тем, кто прош_л раньше меня. В каждой избушк.. на пути своем пользуюсь др_вищками. Часто сам г_товлю др_ва для идущих за мною. Оставляю и свою коробочку спичек.
Задания. 1) Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки; 2) выделите односоставные предложения указанного вида; 3) определите способ выражения главного члена в данных предложениях.
Б_льшой к_стер развели на б_регу, против п_ селка.
Туши тура и к_бана целиком жарили на огромных в_рт_лах, пов_рач_вая то одним, то другим боком. Внутрь их клали огромные раск_лен_ые камни. Едва бог неба отправился на п_кой в свою хижину за полосой леса, п_ляну по обе ст_роны к_стра заст_лили шкурами. На них рас_тавят глин_ные г_ршки с г_рячим отваром. Разложат жарен_ые рыбу и мясо, плоды, сладкие к_ренья и л_пешки. Предст_ял пир, (н_)слыхан_о б_гатый даже для южного плем_ни,
Задания. 1) Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки; 2) выделите односоставные предложения указанного вида; 3) определите способ выражения главного члена в данных предложениях.
Дв_жения Пушкина были медлен_ы и затруднен_. Ему нужно было п_ймать какую(то) реющую возле в_ска, тр_вожную мысль. (Не)уд_валось. Ну и бог с ней!
Пушкин стремглав кинулся в долгую тьму к_ридора, скатился по лес_нице и выск_чил наружу. Но лиш_ выб_жав в сад, почу_ствовал он себя в безопасности.
В парк_ было сыро и солн_чно. От пруда т_нуло холодом. Не чу_ствовалось даже слаб_го в_терка. Листья лип вороч_лись на черенках, подст_вляя со_нцу лицо.
(Ю.Нагибин)
Задания. 1) Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки; 2) выделите односоставные предложения указанного вида; 3) определите способ выражения главного члена в данных предложениях.
Так (н_)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз_ники, будни.
Ярм__рка. Кр_щенский м_роз. В шубах д_ревья. На ш_стах полощ_тся флаги. И зима, зима. От сне
га все мя_кое ~
Пост. Ж_лтым маслом политы к_леи. Старин_ ые дедовские кушанья. И Пасха. Со_нце, звон.
Одна какая(то) ноч_ - и из скорлупы вышел апрель. Первая пыль. Т_пло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения
Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....
Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса
В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса...