Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Фразеологизмы

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Цель  урока: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи

Планируемые результаты

Предметные

метапредметные

личностные

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Ребята, у нас сегодня необычно интересный урок. Некоторым из вас будет дана возможность проявить свои знания в полную силу, блеснуть умом, но никому из  вас не позволю на уроке бить баклуши и работать спустя рукава.

Записать число, классная работа.

Одно издательство выпустило детский толковый словарь русских выражений (фразеологизмов). Словарь получился очень интересный, с множеством забавных иллюстраций. Но часть экземпляров поступила в продажу с типографским браком: на одной из страниц оказались напечатаны только рисунки без каких-либо пояснений. Попробуйте восстановить текст (фразеологизм и его лексическое значение) по этим рисункам.  На доске вы видите эти  иллюстрации, посмотрите, пожалуйста, внимательно на них и попытайтесь сформулировать в нескольких фразах устно, что изображено.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Дети предлагают свои варианты, приходят к выводу, что на рисунках запечатлены ситуации, которые в жизни не могли бы произойти, их смысл не прямой, а переносный.

Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют  необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, осознают недостаточность своих знаний, стремятся к развивать свою речь.

  1. Целеполагание

- Знаем ли мы, как называются подобные фразы, употребляемые в переносном значении? (нет)

 - Сформулируйте тему урока с помощью материала учебника страница 94 (запись темы урока). Учитель предлагает самостоятельно дать определение, что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

Давайте определим цели урока. Чему должны научиться?

Формулируют совместно с учителем тему урока и учебную цель урока, работают с учебником  и  сопоставляют свое определение фразеологизма с определением учебника.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснений учителя и из учебника, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.

  1. Планирование учебной деятельности

- Ну что попробуем помочь журналу восстановить фразеологизмы? Объединитесь по четыре человека, запишите фразеологизмы. Ну а если у вас совсем ничего не получиться обратитесь за помощью к редактору (на столе распечатаны фразеологизмы).

- У кого работа получилась без подсказок? (оценить)

Физминутка

- Я смотрю вы устали, давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать

команды только с помощью фразеологизмов, а вы их

будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Побьем друг другу челом (поклониться)

-- Разведем руками.

- упр.266 (восстановить фразеологизмы)

Ребята выполняют задание, работают в группах.

Выполняют упражнение из учебника

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в соответствии с требованиями учителя; осуществляют для решения учебных задач операции, действую по плану.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в парах, совместно решая учебную задачу, формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения.

  1. Самоконтроль

Проверить упражнение 266

- упр.267 (устно)

Выполняют задание к упр.266, 267.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, так же самостоятельно добывают ее в учебнике и словаре.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

  1. Информация о домашнем задании

упр.270 (попробуйте сами, прибегнув к помощи взрослых или словаря фразеологизмов изобразить фразеологизм (на выбор не более 3)

записывают и осмысливают домашнее задание

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Урок для вас был сегодня познавательным?

- Дайте оценку своим знаниям – хорошо ли вы знаете фразеологизмы?

- Как вы считаете, достаточно ли одного урока по фразеологизмам, что пополнить свой словарный запас?

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...