Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Фразеологизмы | Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний | ||
Цель урока: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные | метапредметные | личностные | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
- Ребята, у нас сегодня необычно интересный урок. Некоторым из вас будет дана возможность проявить свои знания в полную силу, блеснуть умом, но никому из вас не позволю на уроке бить баклуши и работать спустя рукава. Записать число, классная работа. Одно издательство выпустило детский толковый словарь русских выражений (фразеологизмов). Словарь получился очень интересный, с множеством забавных иллюстраций. Но часть экземпляров поступила в продажу с типографским браком: на одной из страниц оказались напечатаны только рисунки без каких-либо пояснений. Попробуйте восстановить текст (фразеологизм и его лексическое значение) по этим рисункам. На доске вы видите эти иллюстрации, посмотрите, пожалуйста, внимательно на них и попытайтесь сформулировать в нескольких фразах устно, что изображено. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. Дети предлагают свои варианты, приходят к выводу, что на рисунках запечатлены ситуации, которые в жизни не могли бы произойти, их смысл не прямой, а переносный. | Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, осознают недостаточность своих знаний, стремятся к развивать свою речь. | |
| |||
- Знаем ли мы, как называются подобные фразы, употребляемые в переносном значении? (нет) - Сформулируйте тему урока с помощью материала учебника страница 94 (запись темы урока). Учитель предлагает самостоятельно дать определение, что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.) Давайте определим цели урока. Чему должны научиться? | Формулируют совместно с учителем тему урока и учебную цель урока, работают с учебником и сопоставляют свое определение фразеологизма с определением учебника. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснений учителя и из учебника, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. | |
| |||
- Ну что попробуем помочь журналу восстановить фразеологизмы? Объединитесь по четыре человека, запишите фразеологизмы. Ну а если у вас совсем ничего не получиться обратитесь за помощью к редактору (на столе распечатаны фразеологизмы). - У кого работа получилась без подсказок? (оценить) Физминутка - Я смотрю вы устали, давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка). -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Побьем друг другу челом (поклониться) -- Разведем руками. - упр.266 (восстановить фразеологизмы) | Ребята выполняют задание, работают в группах. Выполняют упражнение из учебника | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в соответствии с требованиями учителя; осуществляют для решения учебных задач операции, действую по плану. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах, совместно решая учебную задачу, формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
Проверить упражнение 266 - упр.267 (устно) | Выполняют задание к упр.266, 267. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, так же самостоятельно добывают ее в учебнике и словаре. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | |
| |||
упр.270 (попробуйте сами, прибегнув к помощи взрослых или словаря фразеологизмов изобразить фразеологизм (на выбор не более 3) | записывают и осмысливают домашнее задание | ||
| |||
- Урок для вас был сегодня познавательным? - Дайте оценку своим знаниям – хорошо ли вы знаете фразеологизмы? - Как вы считаете, достаточно ли одного урока по фразеологизмам, что пополнить свой словарный запас? | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...