Деепричастие
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Открытый урок по теме "Деепричастие. Обощение", 7 класс по УМК Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastie.doc64 КБ
Office presentation icon deeprichastie.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение и повторение по теме «Деепричастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Знания: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Умения:  находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастным оборотом.

Навыки: закрепление орфографических пунктуационных навыков по теме.

Оборудование: картина В.Васнецова «Аленушка», карточки с текстами, тесты, использование мультимедиа.

  1. Вступительное слово:

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Деепричастие». Мы вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков: виды деепричастий, синтаксическую функцию деепричастий, правило написания НЕ с деепричастиями; покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. А поможет нам в этом замечательная картина Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Внимание! В течение урока вы должны «собирать» деепричастия, которые помогут потом описать эту картину.  Посмотрите на нее. Эта картина – одна из вершин русского  искусства. Что это – портрет?  Пейзаж? Иллюстрация к сказке?  Пожалуй, все перечисленные определения не подходят этой картине. Это – одна из попыток выразить понимание и любовь к родине средствами искусства.

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Аленушка сидит. (А.Прокофьев)

- Какое впечатление произвела на вас эта картина? Знакома она вам?

- В.Васнецов не стремился к иллюстрированию известной сказки. Он ставил перед собой более глубокую художественную задачу – передать мир русской природы, мир сказочной старины, мир детства, единение природы и человека.

Учитель: чтобы справиться с поставленной целью, быстренько повторим теорию.

  1. Повторение теории по теме «Деепричастие»

Задание: Продолжите мои фразы:

Деепричастии, это самостоятельная часть речи, которая …

Деепричастия отвечают на вопросы…

Деепричастия образуются от части речи … с помощью … .

От глаголов у деепричастий …

От наречия у деепричастий …

В предложении деепричастия бывают…

3. Работа с текстом

Цель: закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов

Задание:  Давайте же посмотрим, насколько мы научились образовывать деепричастия. Выполним упражнение.  Прочитайте текст.

(Текст полностью спроецирован на экран. У каждого ученика листочки с текстами, пропущены слова и запятые). Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Подумайте, как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.

Объясните правописание выделенных слов.

. Словарная работа: СЕРДЦЕ — общеславянское  название по местоположению в теле (середина)

Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сер_це, туманят её безрадостный взгляд. Неласково  шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо  навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Проверка. Один ученик читает получившийся текст, текст появляется на экране.

Вспомните, каким членом предложения являются  и как  подчеркивается деепричастный оборот? Назовите деепричастные обороты из текста.  Вспомните, какие деепричастные обороты не обособляются? (оборот, который тесно связан по  содержанию со сказуемым: Она сидела чуть откинув голову. Оборот представляет собой устойчивое сочетание: Лететь сломя голову.)

Ключ.

Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания, сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Давайте сравним первоначальный текст и получившийся. Какой текст вам нравится больше? Почему? (Деепричастия вносят выразительность, точность, более ярче мы представляем описываемое)

4. Распределительный диктант

Цель: закрепить умение определять вид деепричастия

Учитель.  Вернемся к тексту.  Сравните деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются? Верно, видом. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. (Раздать детям таблички)

Задание. Я диктую словосочетания, вы  заполняете таблицу. ( У каждого ученика на столе распечатанные таблицы) 

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

КЛЮЧ

Деепричастия совершенного вида

вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись 

отражаясь 

убежав 

качая 

устремив 

облетая 

погрузившись 

ощущая 

прислушиваясь 

Проверка. Взаимопроверка. Сверьтесь с ответами на экране.  Поднимите руки, у кого ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте оценки. (без ошибок 5, 1-2 ош. -4, остальным надо это правило доработать).

5. Релаксационная пауза.

6. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов

Учитель. Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, потому что это способствует повышению образности высказывания, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Такие же семиклассники, как и вы, написали по данной картине сочинение, у некоторых были ошибки. Давайте обратимся к примерам и исправим эти ошибки. (Эти предложения на экране)

Исправьте грамматические ошибки

1.        Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.

КЛЮЧ

Глядя вдаль, она грустит.

2.        Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.

КЛЮЧ

Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.

КЛЮЧ

Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Алёнушке.

Почему у них появились эти ошибки? О чем они забыли?

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)

А вы можете безошибочно выполнить подобное задание? Вспомните, что обозначает деепричастие. Это вам поможет выполнить следующее задание.

Конструирование предложений из двух простых в одно осложненное.

Задание: Из двух простых предложений составьте одно с деепричастным оборотом.

1. Природа грустит. Она думает  о судьбе одинокой девушки

2.Лес окружает Алёнушку. Он ограждает  ее от несправедливого мира

3. Темная вода успокаивает. Она растворяет печали и заботы.

КЛЮЧ

Природа грустит, думая о судьбе одинокой девушки. Лес окружает Алёнушку, ограждая ее от несправедливого мира. Тёмная вода успокаивает, растворяя печали и заботы.

7. Повторение «НЕ с деепричастиями»

Цель: проверить уровень усвоения темы «НЕ  с деепричастиями»

Учитель. Мы продолжаем «собирать» деепричастия, рассматривая картину В.М. Васнецова. Но теперь я хочу вам предложить продемонстрировать уровень ваших знаний по теме «НЕ с деепричастиями».

Вспомните это правило, расскажите, подтвердите свой ответ примерами.

Запишите на доске слова, объясните, почему так написали.

Не ощущая холода, недоумевая, не произнося, не замечая,

ничему не радуясь, не видя, не узнав, невзлюбив.

7. Работа с тестами. Вам предлагается ответить на вопросы теста. Я уверена, что вы справитесь. (если будет время, на слайде тест с правильными ответами).

Цель: проверить знания, умения, навыки.

Ну вот, мы повторили с вами все о деепричастии. Давайте проверим, на какую оценку вы справитесь со следующим заданием.

8. Подведение итогов урока

Учитель. Ребята, что сегодня мы вспомнили?  (понятие деепричастие. Показали, что умеем образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий. Кроме того, мы вспомнили тему «НЕ с деепричастиями» и другими частями речи.  А еще мы познакомились с удивительной картиной В.М. Васнецова «Алёнушка»)

9. Домашнее задание

Я  думаю, что это знакомое с детства полотно стало вам еще ближе. Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор и деепричастия, которые мы «собирали», выполняя различные задания на уроке, и написать мини-сочинение, которое вы можете начать словами: «Глядя на картину В.М. Васнецова «Алёнушка»...»

10. Оценки. Объяснить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Обобщение по теме «Деепричастие»

Слайд 2

Цели урока Обобщить сведения о деепричастии и деепричастном обороте; Морфологические признаки и синтаксическую функцию деепричастия; Образование деепричастий; Употребление деепричастий в речи; Правописание НЕ с деепричастиями.

Слайд 3

В.Васнецов «Алёнушка» Пруд заглохший весь в зеленой ряске, В ней тростник качается, шумит. А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит. (А.Прокофьев)

Слайд 4

Работа с текстом Задание: Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Расставьте знаки препинания. Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление , заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека. Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью . Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах. Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Слайд 5

Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека. Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания, сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах. Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Слайд 6

Распределительный диктант Деепричастия совершенного вида пригорюнившись убежав устремив погрузившись Деепричастия несовершенного вида отражаясь качая облетая ощущая прислушиваясь

Слайд 7

Исправьте грамматические ошибки 1.. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. Глядя вдаль, она грустит. 2. Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни. 3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке. Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Алёнушке.

Слайд 8

Конструирование предложений в одно с осложненное 1. Природа грустит. Она думает о судьбе одинокой девушки Природа грустит, думая о судьбе одинокой девушки. 2.Лес окружает Алёнушку. Он ограждает ее от несправедливого мира . Лес окружает Алёнушку, ограждая ее от несправедливого мира. 3. Темная вода успокаивает. Она растворяет печали и заботы. Темная вода успокаивает, растворяя печали и заботы.

Слайд 9

Домашнее задание Напишите мини-сочинение по картине В.Васнецова «Аленушка», которое вы можете начать так: «Глядя на картину В.Васнецова «Аленушка»…», используя деепричастия.

Слайд 10

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....