Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Петрова Наталья Петровна

Проверочные работы включают контрольные диктанты, тесты, контрольные работы в форме ГИА, комплексный анализ текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_programme.docx79.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Контрольно-измерительные материалы

6 класс    Входной контрольный диктант № 1

Дуб

     Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

     Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью, когда наступит мороз. Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

     В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь.

     Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. 

2 вариант: Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди.

  1. Морфемный разбор слов:

1 вариант: дубовой, наступит, листочки.

2 вариант: чёрных, спрятала, дубки.

  1. Морфологический разбор слова:

1 вариант: на дубе.

2 вариант: желуди.

6 класс    Входная контрольная работа № 1 в форме ГИА.

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задание 20  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Вариант № 1.

1. В каком  предложении неправильно выделены члены предложения?

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б)  В нашем саду растут разные цветы.

В) На уроке дети решали задачу.

Г) Отчётливо звучала на улице заунывная песня ямщика.

2. Какое из перечисленных предложений сложное? Знаки препинания не расставлены.

А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал

всех своими разносторонними знаниями.

Б) Снег под ногами совсем не скрипел и на нем оставались мои следы.

В) Солнце поднялось высоко и осветило землю.

Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее.

3. В каком предложении одна запятая лишняя?

А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.

Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

В)  Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.

Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.

4. В каком из приведённых ниже предложений допущена пунктуационная ошибка.

А) «Хочу записаться в секцию плавания», - сказал Костя.

Б) «Привези мне что-нибудь в подарок» - попросила Алёнушка.

В)  Пословица гласит: «Добрым делом не кори».

Г)  Марина Петровна тихо попросила: «Проводите меня сегодня с работы».

5. В каком слове на месте буквы д  произносится звук [д]?

А) Год;              Б) диван;                        В) городок;          Г) подтолкнуть.

6. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

А) Он смеёт_ся;              Б) печ_ник;                В) ты напишеш_;           Г) много туч_.

7. К какому слову неверно подобран синоним?

А) Реять  - вращаться;

Б) прыжок -  скачок;

В) наследить – натоптать;

Г) неглубокий – мелкий.

8. Лексическое значение какого слова определено верно?

А)Синонимы – слова противоположные по лексическому значению.

Б) Изморось – очень мелкий дождь.

В) Сумерки – светлое время суток.

Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.

9. У  какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?

А) Вертолётный;             Б) светить;                 В) сделка;               Г) кружок.

10. В каком слове пропущена буква з?

А) Бе_шумный;           Б) и_ранен;               В) ко_ьба;                Г) ра_сказать.

11. В каком слове пропущена буква а?

А) Зар_сли;           Б) р_сток;             В) изл_гать;         Г) прол_жить.

12. В  каком слове после  шипящей пропущена буква о?

А) Щ_тка;           Б) ш_рох;         В) реш_тка;         Г) ш_пот.

13. В каком слове после ц пропущена буква и?

А) Ц_рк;               Б) ц_плёнок;                      В) птиц_;           Г) ц_ган.

14. В каком слове в окончании пишется и?

А)  На дорог_;        Б) у станци_;            В) до ранн_го утра;         Г) дружоч_к. .

15. Какое слово пишется слитно  с не?

А) (не)забуду;             Б) (не)пишешь;     В) (не)ряха;                   Г) (не) друг, а враг.

16. В каком слове пропущена буква и?

А) Соб_раю;            Б) зам_реть;                   В) нат_реть;           Г) зап_реть.

17. В каком слове пропущена буква е?

А) Он увид_т;                Б) мы волну_мся;            В) вы вид_те;                 Г) он слыш_т.

18. В каком слове ударение падает на второй слог?

А) Досуг;                  Б) занял;                     В) начал;             Г) облегчить.

19.К какому слову дано неверное объяснение?

А) Решить – глагол несовершенного вида;

Б)  могуч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное второго склонения;

Г) построят – глагол будущего времени.

 

20. Прочитайте текст

1)  Озаглавьте текст.

2)  Определите тип речи текста.

3) Напишите, как вы относитесь к поступкам мальчиков.

Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. И вдруг в кустах заметили двух ежей. Они их поймали и унесли домой.

Прошло несколько дней. Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

- А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.

- А я выпустил его на волю. В лесу ежику лучше. Там его дом, - ответил Коля.

6 класс    Входная контрольная работа №1 в форме ГИА.

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задание 20  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Вариант № 2.

1. В каком  предложении неправильно выделены члены предложения?

А) Утром лес окутал густой туман.

Б)  Над хутором стояла бурая туча.

В) Вдруг на небе появился большой самолёт.

Г)  Таня приехала летом из города к бабушке.

2. Какое из перечисленных предложений сложное?

А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.

Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.

В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.

Г)  У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными

льняными волосами.

3. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?

А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и

отправлялся на работу в зоопарк.

Б) Бабушка привезла банку мёда,  буханку домашнего хлеба.

В)  Оленька смутилась, даже покраснела.

Г)  Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.

4. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?

А) «Хочу записаться в шахматный кружок », - сказал Костя.

Б) «Привези мне что-нибудь в подарок»,  - попросила Алёнушка.

В) Пословица гласит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Г) Марина Васильевна тихо попросила -  «Принесите мне новые книги».

5. В каком слове на месте буквы с произносится звук [с]?

А) Письмо;              Б) сделка;                        В) сдувать;          Г) прислал.

6. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

А) Он умывает_ся;               Б) полуноч_ник;     В) ты перепишеш_;             Г) много задач_.

7. К какому слову неверно подобран синоним?

А) Веять - дуть;

Б) прыжок -  скачок;

В) наследить – найти след;

Г) неширокий - узкий.

8. Лексическое значение какого слова определено неверно?

А) Монолог – речь одного человека.

Б) Изморозь – очень мелкий дождь.

В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.

Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.

9. У  какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?

А) Пришкольный;              Б) светить;    В) семечко;                         Г) замок.

10. В каком слове пропущена буква з?

А) Бе_умный;             Б) ра_пахан;    В) про_ьба;                Г) ра_катать.

11. В каком слове пропущена буква а?

А) Сл_жить;           Б) р_сток;          В) разл_гать;    Г) выр_с. 

12. В  каком слове после  шипящей пропущена буква о?

А) прош_л;             Б) ш_в;          В) реш_тка;           Г)ж_лудь.

13. В каком слове после ц пропущена буква и?

А) Ц_ркуль;               Б) ц_ган.            В) спиц_;           Г) ц_плёнок;

14. В каком слове в окончании пишется и?

А)  На порог_;                        Б)  на станци_;     В)  до поздн_го вечера;         Г) грибоч_к.

15. Какое слово пишется слитно  с не?

А) (не)буду;             Б) (не)ищешь;             В) (не)вежа;             Г) (не)друг, а враг.

16. В каком слове пропущена буква и?

А) Заст_лаю;            Б) наб_ру;     В) перет_реть;           Г) зам_реть.

17. В каком слове пропущена буква е?

А) Он ненавид_л;          Б) мы угон_мся;      В) вы вид_те;                 Г) он слыш_т.

18. В каком слове ударение падает на второй слог?

А) Зеркало;                  Б) принял;                     В) начал;             Г) сплелись.

19.К какому слову дано неверное объяснение?

А) Разрешить – глагол совершенного вида;

Б)  горяч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное третьего склонения;

Г) попросят – глагол будущего времени.

20. Прочитайте текст

1)  Озаглавьте текст.

2)  Определите тип речи текста.

3) Напишите, как вы относитесь к поступкам мальчиков.

Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. И вдруг в кустах заметили двух ежей. Они их поймали и унесли домой.

Прошло несколько дней. Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

- А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.

- А я выпустил его на волю. В лесу ежику лучше. Там его дом, - ответил Коля.

6 класс    Контрольный диктант  № 2 по теме «Речь. Язык. Правописание».

СЛУЧАЙ С МЕДВЕЖАТАМИ

      Однажды я ловил рыбу на выступе скалы. Воздух звенел от крика поздних перелетных птиц. Из леса выбежали три медвежонка. Они прошлепали по мелководью и стали клянчить у меня улов. Я закричал. Медведи испугались и быстро забрались на высокую пихту. 

      Наступила ночь, но медвежата все не спускались с дерева. А вдруг малыши голодны?
      Утром я выскочил из дома и направился к большой пихте. Три пары блестящих черных глаз выглянули из трех пушистых клубков на нижней ветке.
      Я сварил кашу. Она слегка подгорела. Потом разыскал тяжелые миски и разлил по ним еду. Малыши подошли к каше, присели на корточки и съели ее. Раздалось прерываемое взвизгиваниями урчание.

Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Медведи испугались и быстро забрались на высокую пихту. 

2 вариант: Утром я выскочил из дома и направился к большой пихте.

  1. Морфемный разбор слов:

1 вариант: медвежонка, подгорела, перелетных.

2 вариант: пушистых, присели, мелководью.

  1. Морфологический разбор слова:

1 вариант: на пихту.

2 вариант: из дома

6 класс    Контрольная работа № 3  по теме «Словообразование существительных»

Вариант № 1

1. Произведите морфемный разбор слов.

Гитаристка, стульчик, подоконник, бескормица, собеседник, наконечник, лисонька, ноготок, собачонка.

2. Запишите по одному примеру  на каждую словообразовательную модель.

 1) под         ник     2) без        иц а   3)            чик     ,  4)             инк а,

 5)          ушк а,    6)   со           ник    ,      7)            онк  а ,  

3. Приведите  по три слова, образованных указанным способом.

1)             +      

2)               +                +      

   

4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки.

1) Серебриться, серебро, серебрить.

2) Шёлк, шелковистость, шелковистый, шёлковый.

3) Грустноватый, грусть, грустный.

4) Окончить, окончание, конец, окончательный.

5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки.

Разберите слова по составу.

1) гитара         …         гитаристка;

2) шелк         …          …        шелковистость.

6. Запишите слова в 3 столбика: в 1 – образованные приставочным способом, во 2 – суффиксальным, в 3 – приставочно-суффиксальным. Выделите корень в словах.

Горка, пригорок, переносица, сокурсник,  домик, несчастье, снегирь,  подбородок,  пальчик,  подводник, столбик, подосиновик.

6 класс    Контрольная работа № 3  по теме «Словообразование существительных»

Вариант № 2

1. Произведите морфемный разбор слов.

Велосипедистка, пальчик, подводник, безработица, сокурсник, березонька, локоток, юбчонка, подбородок.

2. Запишите по одному примеру  на каждую словообразовательную модель.

 1)           ость  ,    2) со           ник    ,  3)            онк  а,   4)             изн а ,

 5)           щик       6)  без        иц а.    7)             ушк а,    

3. Приведите  по три слова, образованных указанным способом.

1)                    +

2)               +                +      

   

4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки.

1) Округлый, круг, круглый.

2) Интересовать, интерес, заинтересоваться, заинтересовать.

3) мучнистый, мука, мучной.

4) Приготовить, готовить, готовый, приготовление.

5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки.

Разберите слова по составу.

1) аптека        …      аптекарский;

2) масло        …        …         маслянистость

6. Запишите слова в 3 столбика: в 1 – образованные приставочным способом, во 2 – суффиксальным, в 3 – приставочно-суффиксальным. Выделите корень в словах.

Норка, нарукавник, подводник, собрат, сотрудник,  дворник, прадед, подснежник, снегирь,  братик,  подберезовик, столик.

6 класс    Контрольный диктант  № 4  по теме «Имя существительное».

СОСЕДИ

      Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки. На поверхности прудов по ночам стала появляться тонкая корка льда, а тронутые морозом листья превратились из красных в желтые. Лесные жители стали спешно собирать съестные припасы. Наступила непогода. Потом ударили настоящие морозы. В одну ночь пруд промерз на большую глубину. Крыши бобровых домиков затвердели.
      С наступлением зимы бригада лесорубов и пильщиков двинулась в лес. Они расположились лагерем рядом с бобровыми хатками. Люди знали, что у них под боком есть соседи. Эти соседи – важные, трудолюбивые бобры.
      Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей. Вечером лесорубы узнали об этом. Негодование их было так сильно, что они хотели отправиться в погоню.

(По Ч. Робертсу)
(
107 слов)

Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки.

2 вариант: Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей.

  1. Морфемный разбор слов:

1 вариант: лесорубов, непогода, домиков.

2 вариант: речонки, погоню, припасы.  

  1. Морфологический разбор слова:

1 вариант: на лес.

2 вариант: зверей.

6 класс    Контрольная работа № 5 по теме «Словообразование прилагательных»

Вариант № 1

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;

2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;

3) предпраздничный, приличный, путепроводный;

4) некрепкий, необычный, нейтральный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Вагонный, влажный, важный;

2) беседочный, беловатый, бледный;

3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;

4) ветеранский, вещественный, вишневый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?

1) Персик, стекло, ухаб;

2) родник, пробка, остановка;

3) лозняк, кустарник, подорожник;

4) калина, леденец, хвала.

4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Безвинный, предвечерний, безветренный;

2) поверхностный, довоенный, безвластный;

3) прибрежный, надомный, беззаботный;

4) загородный, застенчивый, заводской.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;

2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;

3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;

4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

6. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

1) Еловый;

2) елочный;

3) запасной;

4) запасливый.

7. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис. 
A) (Высоко)образованный специалист 
B) (Кругло)суточная работа 
C) (Древне)русский памятник 
D) (Бело)снежная скатерть 
E) (Научно)фантастический роман 

8. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно. 
A) (Северо)восточный округ 
B) (Тёмно)зелёные листья 
C) (Общественно)политический журнал 
D) (Вечно)зелёный кустарник 
E) (Глубоко)уважаемый учениками 

9. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис 
А) (Ясно)глазый 
В) (Древне)греческий 
С) (Лето)писный 
D) (Военно)служащий 
Е) (Северо)восточный округ 

10. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: 
А) (Легко)крылый 
В) (Морозо)стойкий 
С) (Прямо)линейный 
D) (Тёмно)синий 
Е) (Лето)писный 

11. Восстановите словообразовательные цепочки. Выделите во всех словах морфемы.

1) Цирк http://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gif … http://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gifциркаческий;

2) корысть http://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gif...http://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gifhttp://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gifбескорыстность;

12. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб. Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья. Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада.                             (По С.Т.  Аксакову)

13. Раскройте скобки, объясните свой выбор.

Бледно(лиловый), синие(пресиние), желто(серое), русско(английский), трудно(доступная), северо(западное), вечно(зелёный), трудо(любивый), длинно(ногие), документально(художественный), железно(дорожный), бело(снежные), лесо(посадочный), ярко(красный), средне(суточная), тёмно(синий), тридцати(градусный), химико(биологический), вагоно(ремонтный), десяти(летний).кисло(сладкий).

6 класс    Контрольная работа № 5 по теме «Словообразование прилагательных»

Вариант № 2

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Подгорный, перегорелый, подготовительный;

2) пригородный, раздражительный, закарпатский;

3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;

4) разгрузочный, распределительный, растительный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Паровозный, лимонный, асфальтный;

2) барский, бархатистый, двухведерный;

3) венный, вельветовый, великодушный;

4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян-?

1) Кость, ветер, пар, время;

2) изба, глина, печь, путь;

3) волос, нефть, клад, чай;

4) крупа, дрова, лед, овес.

4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Настенный, безграмотный, запасливый;

2) подшефный, нагрудный, поштучный;

3) послеобеденный, безграничный, пречестный;

4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Североморский, многодетный, морозобойный;

2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;

3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;

4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

6.  К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

1) Невинный;

2) невиновный;

3) высокий;

4) высотный.

7.Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: 
А) Лето(писный) 
В) (Ясно)глазый 
С) (Светло)зелёный 
D) (Красно)речивый 
Е) (Древне)русский 

8. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: 
А) (Легко)крылый 
В) (Юго)западный 
С) (Кругло)суточный 
D) (Прямо)линейный 
Е) (Ясно)глазый 

9. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно: 
А) (Прямо)линейный разговор 
В) (Тёмно)бордовый цвет 
С) (Казахско)русский словарь 
D) (Военно)воздушный десант 
Е) (Северо)восточный округ 

10.Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно: 
А) (Приторно)сладкий вкус 
В) (Красно)речивый юноша 
С) (Северо)восточный район 
D) (Общественно)политический форум 
Е) (Светло)голубое небо 

11. Восстановите словообразовательные цепочки. Выделите во всех словах морфемы.

1) меритьhttp://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gif... http://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gifпримерка;

2) ценаhttp://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gifhttp://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gifhttp://rus.1september.ru/2007/24/strpr.gifбесценность

12. Напишите мини-сочинение о другой птице.

Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.

Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

(По И.Заячниковскому)

13. Раскройте скобки, объясните свой выбор.

Розовато(сиреневый),  добрый(предобрый), юго(восточный), тёмно(коричневый), широко(плечий), стале(литейный), горько(солёный), бело(снежные), бледно(розовый), дико(растущий), сельско(хозяйственный), документально(художественный), кругло(суточный), пяти(летний) высоко(горный), физико(математический), картофеле(уборочный), тридцати(градусный),средне(годовой), жизне(любивый), длинно(рукий).

6 класс    Контрольный диктант  № 6  по теме «Имя прилагательное».

Вариант 1

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. –  Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

      1 вариант – озеру;

      2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Вариант 2

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – серебряные.

6 класс    Контрольный диктант  № 7 по теме «Глагол».

ЛЕСНОЕ ПОВОДЬЕ

      Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.
      Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.
      Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

(По В.Пескову)
(
101 слово)

Грамматические задания.


      1. Составьте предложения с глаголами:
      I вариант:
гордиться, гордится; 
      II вариант:
приготовится, приготовиться.

      2. Выпишите из текста

      I вариант: 2 глагола совершенного вида;

      II вариант: 2 глагола несовершенного вида.


     3. Произведите синтаксический разбор предложения:

      I вариант:  Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

      II вариант: Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах.

 

  1. Произведите морфологический разбор слова:

      I вариант: гонит

      II вариант: спасаются

6 класс  Контрольная работа № 13  по теме «Имя числительное».

Вариант № 1

1. Осложненное списывание с грамматическим заданием.

Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.

Родина салютует героям

В дни всенародных праз…ников. Родина с…лютует г…роям. 5 августа 1943 года, когда наши войска осв…бодили от гитлеровских з…хватчиков  Орел и Белгород, в Москве был произв…ден первый с…лют 12 залпами из 124 орудий. В годы войны более 350 раз гремели победные с…люты, а в день Победы над фашист…ой Германией в Москве прогремело 30 залпов из 1 000 орудий.

2. Тест

1.Укажи слово, которое  не является числительным:

а) шестисотый;        б) шестьсот;           в) шестикратный;             г) шестой

2. Двойных согласных нет в словах:

а) мил..ион;       б) двен…адцать;      в) один…адцать;     г) кол…ичество;    д) мил..иард

3. Найди и выпиши из каждого столбика порядковое числительное:

а) одна вторая                              б) пятеро

    семеро                                            втрое

    семнадцать                                    девяносто восьмой

    двенадцатый                                 две восьмых

    пятьдесят                                       тридцать один

4. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

5. Укажи те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

а) крыши,    б) деревни,     в) дома,     г) озёра,     д) подруги,     е) комнаты,     ж) животные.

6. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.

а) семитысячный,      б) восемьдесят,      в) шестьсот,      г) пятидесятый,     д) триста.

7.  Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два;                             г) восемьдесят один;

б) две четвертых;                              д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой;                        е) одна четвертая.

8. Определи, в каком предложении в склонении числительного допущена ошибка.

а) С пятидесятью рублями на рынке делать нечего.

б) За выходные дни зоопарк посетили более девятисот человек.

в) В хранилище осталось около полутора ящиков свеклы.

9. Определи, в каком сочетании допущена речевая ошибка.

а) внимателен к обоим сыновьям;

б) пятеро подруг;

в) три студентки.

10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенных слов. Исправьте ее.

        В первую команду были зачислены тридцать четыре школьника, двое из которых заболели. Только три четвертых группы выдержали испытание.

а) (В) первую (команду)  - числит.: обозн. порядок при счете,  н.ф. – первый; простое, порядк., в форме вин. п., ж. р., ед. ч.; определение.

б) тридцать четыре (школьника) – числит.: обознач. количество, н.ф. – тридцать четыре; сост., колич,, целое; в форме им. п.; входит в состав подлежащего.

в) Двое – числит.: обознач. количество, н.ф. – два; простое, колич., собират.; в форме им. п.; подлежащее.

г) Три четвертых (группы) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три четвертых; сост., колич., дробное; в форме им. п.;  входит в состав подлежащего.

6 класс  Контрольная работа № 13  по теме «Имя числительное».

Вариант № 2

1. Осложненное списывание с грамматическим заданием.

Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.

Родина салютует героям

В дни всенародных праз…ников. Родина с…лютует г…роям. 5 августа 1943 года, когда наши войска осв…бодили от гитлеровских з…хватчиков  Орел и Белгород, в Москве был произв…ден первый с…лют 12 залпами из 124 орудий. В годы войны более 350 раз гремели победные с…люты, а в день Победы над фашист…ой Германией в Москве прогремело 30 залпов из 1 000 орудий.

2. ТЕСТ

1. Укажи числительное:

а) один;             б) единичный;        в) единица;             г) единственный

2. Двойные согласные есть в словах:

а) мил..ион;       б) двен…адцать;      в) один…адцать;     г) кол…ичество;    д) мил..иард

3. Найди и выпиши из каждого столбика порядковое числительное:

а) тройной                                               б) две пятых

    первый                                                     сто восьмой

    три четвертых                                          тридцатилетний

    обеих                                                         пятьсот

    один                                                           семеро

     

4. Укажи ряд с количественными числительными:

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь,  пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

5. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

а) приятели,     б) грабли,     в) ученицы,     г) куклы,      д) брюки,     е) студентки.

6. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.

а) пятьдесят,    б) шестисотый,    в) двести,       г) девятисотый,        д) девяносто.

7. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два;                             г) восемьдесят один;

б) две четвертых;                              д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой;                        е) одна четвертая.

8. Определи, в каком предложении в склонении числительного допущена ошибка.

а) Директор гордился своими шестьюдесятью победителями олимпиад и конкурсов.

б) Поликлиника находилась в триста метрах от нашего дома.

в) К полутора часам проведенного под водой времени рискованно было добавлять и несколько минут.

9. Определи, в каком сочетании допущена речевая ошибка.

а) на двух языках;

б) по обеим берегам реки;

в) у троих друзей.

10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенных слов. Исправьте ее.

К трем пятым стакана муки добавить  десять столовых ложек сахара. Из второй миски вылить в кипящую смесь двадцать четыре взбитых белка.

а) (К) трем пятым (стакана) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три пятых; сост., колич., целое; в форме дат. п.; входит в состав дополнения.

б) Десять (ложек) – числит.: обознач. количество, н. ф. – десять; прост, колич., целое; в форме вин. п.;  входит в состав дополнения.

в) (Из) второй (миски) – числит.:  обознач. порядок при счете, н. ф. – второй; прост.,  порядк.; в форме род. п., ед. ч., ж. р.; определение.

г) Двадцать четыре (белка) – числит.: обознач. количество, н. ф. – двадцать четыре; сост., колич., целое; в форме вин. п.; дополнение.

6 класс  Контрольный диктант № 14 по теме «Местоимение».

     Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
     По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
      Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)

http://school1-ruslit.ucoz.ru/.s/t/983/15.gif

Грамматические задания.

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1 вариант: Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

2 вариант: Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей.

  1. Сделайте морфологический разбор слова:

1 вариант: Ни с чем.

2 вариант: Что-то.

  1. Выпишите из текста 5 местоимений и определите их разряд.

6 класс            Итоговая контрольная работа  № 15  в форме ГИА.

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16,  17, 18, 19  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Задание 20 – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объёмом не менее 5-6 предложений.

 

Вариант № 1.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

словосочетанием.

А) Чёрное и белое;                    Б) думать постоянно;

В) мастер рассказывает;           Г) через лес.

 

2. В каком ряду  слова не являются синонимами?

А) Крепкий, богатырский, глубокий, непробудный;

Б) известный, популярный, знаменитый, прославленный;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) осмелеть, храбро, мужество, бесстрашный.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделать;            Б) водолазный;

В) неприятный;           Г)  настольный.

 

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_казать, пр_школьный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нтерсный, подп_рать;

В) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.

 

5. В каком слове пропущена буква е?

А) Гореть в пламен_;             Б) стоять в коридор_;

В) ждать на станци_;              Г) забывать о времен_.

 

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Врач Ахметова прописала больному лекарство.

Б) Наш Марат такой сластёна!

В) На сцене стоял большой черный рояль.

Г) Наша директор выступила на совещании с докладом.

 

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Кирпичик;              Б) замочик;

В) извозчик;                Г) смазчик.

 

8. В каком слове пропущена буква о?

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;

В) ж_лтый;                     Г) ш_пот.

 

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А)  Холодный (ветер) – качественное прилагательное;

Б)  классный (журнал) – относительное прилагательное;

В) лисья (нора)  -  притяжательное;

Г)  железная (дверь) – качественное прилагательное.

 

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта школа вовсе (не)новая.

Б) Новая книга оказалась (не)интересной.

В)  Я допустил (не)значительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

 

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) Дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Б) лу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) голуби__ый, кожа__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

 

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

А) Француз__ий;

Б) немец__ий;

В) киргиз__ий;

Г) матрос__ий.

 

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Юго)восточный (район);

Б) (светло) зелёная (листва);

В) (сельско)хозяйственная (академия);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

 

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Сем_надцать;                    Б) восем_сот;

В) спряч_те;                           Г) отреж_те

 

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

А) Думал обо мне – личное местоимение;

Б) через несколько минут – неопределённое местоимение;

В) взял его книгу – притяжательное местоимение;

Г) каждый из нас мечтал – относительное местоимение.

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

 

        Ненецкие меховые куклы – замечательные образцы прикладного искусства северных народов. На палочку, служащую телом куклы, надевают нарядную, сшитую из разных кусочков меха шубку-паницу. Часто головку куклы заменял утиный клюв. Этот обычай связан с древними поверьями ненцев.

        Считалось, что изображение уточек приносит счастье, охраняет от бед и ненастий. Такие куклы были предметом гордости детей, и часто они делали их сами.

         Шитьё из меха требует большого умения и мастерства. С детских лет девочек приучают к нему. Мастерица как бы играет кусочками меха, создавая из них мозаику. Сочетание тёмных и светлых полос меха образует простой и выразительный узор.

 

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

17. Подберите синонимы к слову древними.

18. Из третьего предложения выпишите глагол заменял. Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  третьего абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие ремёсла и промыслы есть в вашей республике.

6 класс            Итоговая контрольная работа  № 15  в форме ГИА.

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16,  17, 18, 19  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Задание 20 – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объёмом не менее 5-6 предложений.

 

Вариант № 2.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

словосочетанием.

А) Большое и красивое;                     Б) ходит  регулярно;

В) автор  высказывает;                       Г) перед школой.

 

2. В каком ряду  слова не являются синонимами?

 

А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;

Б) известность, популярность, знаменитость, признание;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделка;             Б) непролазный;

В) ненарядный;          Г)  подоконник.

 

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нициативный, подп_реть;

В) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут.

 

5. В каком слове пропущена буква и?

А) Гореть синим пламен_м;            Б) стоять на перрон_ ;

В) встречать на пристан_;               Г) вспоминать о родин_.

 

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Завуч Айдарова пригласила ученика  Иванова в кабинет.

Б) Наш Марсель такой забияка!

В) В клетке находился большой шимпанзе.

Г) Молодая терапевт выступила на совещании с докладом.

 

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Буфетчик;            Б) возчик;            В) подписчик;                Г) работничик.

 

8. В каком слове пропущена буква ё?

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;             В) ж_нглёр;           Г) ш_рты.

 

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А)  Сухой (воздух) – качественное прилагательное;

Б)  школьная (форма) – относительное прилагательное;

В) заячья (нора)  -  притяжательное;

Г)  деревянная (доска) – качественное прилагательное.

 

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта книга  (не)интересная.

Б) Новая папка оказалась (не)нашей.

В)  Я допустил (не)простительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

 

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый;

Б) безлу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

 

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

 

А) Рус__ий;       Б) француз__ий;          В) брос__ий;           Г) матрос__ий.

 

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Северо)восточный (регион);

Б) (ярко) зелёная (трава);

В) (желено)дорожный (вокзал);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

 

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Нареж_те;              Б) восем_сот;

В) спряч_те;                Г) восем_надцать;

 

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

 

А) Ему не повезло – личное местоимение;

Б) через сколько-то минут – неопределённое местоимение;

В) взял её тетрадь – притяжательное местоимение;

Г) всякий из нас просил – относительное местоимение.

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

 

         С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».

          Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. (В Борейко)

 

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых е обозначает два звука - [йэ].

17. Подберите синонимы к слову дом.

18.  Из третьего предложения выпишите глагол строили. Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  первого абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?

 

6 класс.     Комплексный анализ текста по теме «Имя существительное».

  1. Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. 

Из жизн... А. М. Горького.

А. М. Горький родился на Волг..., в Нижнем Новгород.... Мальчик рос у бабушк... и дедушк.... Бабушка сумела передать Алёш... (не)нависть к (не)правде, жестокости и злу. Алёша сам заботился о своём образовани..., много читал. С восьми лет он начал работать. Сначала помощником в магазине обув..., потом поварёнком, сторож...м, посудником на пароходе, гру...иком на пристан....

 

2.     Выпишите 3 существительных, образованных суффиксальным способом, укажите в них суффиксы.

3.     Выполните морфемный разбор существительного (на) пароходе.

4.     Выпишите 2 нарицательных существительных.

5.     Выпишите 2 собственных существительных.

6.     Выпишите существительное с орфограммой «Буквы ч, щ в суффиксе -чик(-щик), обозначьте в нём орфограмму.

7.     Выпишите 2 существительных, имеющих только форму единственного числа.

8.     Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных:

(много чего?) место, дело, яблоко, крыша.

9.     Приведите примеры существительных общего рода - 3 слова (не из текста)

10.  Приведите примеры несклоняемых существительных - 3 слова (не из текста).

11.  Напишите 5 разносклоняемых существительных (не из текста).

   

6 класс.     Комплексный анализ текста по теме «Имя прилагательное».

  1. Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Дорога через мещорские леса.

Мещора - остаток лесного океана. Мещорские леса величестве(н,нн)ы, как соборы.

Здесь есть сосновые леса, леса еловые, берёзовые и редкие пятна (широко)листве(н,нн)ых лип, вязов и дубов.

Больш...е насл...ждение идти весь день по этим лесам, по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь дальн...му озеру.

Путь в лесах - это километры т...шины, безветрия. Это белые гр...бы, з...мляника, лиловые колокольчики на полянах, дрож(?) осиновых листьев, торжестве(н,нн)ый свет и, наконец, лесные сумерки, когда в траве г...рят светляки.

Закат т...жело пылает на кронах деревьев, з...лотит их стари(н,нн)ой позолотой. Какой-то (не)понятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

(По К.Г. Паустовскому).

 

2.     Определи тип речи данного текста.

3.     Напиши, что отражает заглавие: тему или идею текста.

4.     Напиши номер  предложения (смотри 1 и 2 абзацы), в котором употреблено сравнение.

5.     Выпиши прилагательные, которые в данном тексте являются эпитетами.

6.     Объясни с помощью схемы постановку тире в 1-ом предложении.

7.     Выпиши из текста 4 относительных и 4 качественных прилагательных.

8.     Выполни словообразовательный разбор выделенных прилагательных.

9.     Образуй степени сравнения от прилагательных яркий, зимний, волчий. Если нельзя образовать степени сравнения, объясни почему.

 

 6 класс.     Комплексный анализ текста по теме «Глагол».

  1. Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Уд...вительный сад выращен в нашем посёлке. В саду с ветк... на ветку перелета...т шустрая птич(?)ка. Спинка у неё серая, грудка ж...лтая, на головке ч...рная шапоч(?)ка. Это - синичка. В сад она пр...летела за жуч(?)ками. Большой вре... нанос...т жуки садам. Одни грызут лист...я на фруктовых д...ревьях, другие портят плоды. Возьмёш(?) яблоко, разлом...ш(?), а внутри червяк. Вот этих вр...дителей и лов...т синица. Увид...т зорким глазом добычу, схват...т её клювом и с...ест.

Даже (не)верит(?)ся, что у маленькой птич(?)ки может быть такой аппетит.

Люди называ...т синицу сторожем наших садов.

 

2.     Озаглавь текст.

3.     Подбери синоним к 1-ому слову текста.

4.     Из 3-его предложения выпиши слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выдели в них суффиксы.

5.     Из 2-ого предложения выпиши слово, образованное приставочным способом.

6.     Из 1-ого предложения выпиши слово с чередующейся гласной в корне, обозначь орфограмму.

7.     Выпиши из текста глаголы в форме 2-ого лица ед. числа.

8.     Выпиши из текста глаголы в настоящем времени, обозначающие постоянные действия.

9.     Выполни морфемный разбор глаголов прилетела, схватит.

10.  Выполни морфологический разбор глагола называют (последнее предложение).

 

  6 класс.     Комплексный анализ текста по теме «Имя числительное».

 

I.  Раздели текст на абзацы. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Числительные записывай словами.

О нашем земляке.

Великая Отечественная война длилась 1417 дней и ночей. Она пр...несла неисч...слимые бе...ствия нашему народу. Были пр...вращены в руины 1710 городов, более 70000 сёл и деревень. Многие наши земляки самоотверженно защ...щали Родину. Среди них был и наш земляк, уроженец  деревни Бабёнки Ковровского района Иван Васильевич Першутов. Бе...страшный лётчик за 93 боевых вылета уничтожил 65 танков, 175 автомашин, 1330 солдат и офицеров вражеской армии. За боевые заслуги ему было посмертно пр...своено  звание Героя Советского Союза. Имя отважного земляка с гордостью носит Новопоселковская школа.

 

II. Выполни следующие задания:

 

1. Напиши цифры словами в словосочетании: в 2009 году.

 

2. Вставь вместо точек числительные оба,обе в нужной форме:

По ... сторонам дороги тянулись поля.

... братьев приняли в секцию.

 

3. Вставь вместо точек числительное полтора:

Вся дорога заняла около ... суток.

 

4. Укажи, к каким частям речи относятся слова с числовым значением:

пятёрка, пятак, пятиэтажный, пятый, впятером, пятимиллионный.

 

5. Прочитай текст и ответь на вопрос.

Во время школьных соревнований по прыжкам в длину хорошие результаты показали ..., ..., ....(пропущены фамилии). Все трое включены в сборную команду района.

Кто эти трое: юноши или девушки? Почему?

6 класс.   Комплексный анализ текста по теме «Местоимение».

1.     Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

 

        Две женщины брали воду из колодца. Подошла (к)ним третья. А на камешке старич...к о...дохнуть пр...сел.

        Вот ра(с,сс)казывает одна женщина другой что сын её сильный ловкий. (Н...)кто (с)ним (не)сладит. А другая ск...зала что её сын поёт хорош.... (Н...)(у)кого такого голоса нет. Третья (н...)чего о сыне (не)ра(с,сс)казывала.

        Набрали женщины полные вёдра и пошли домой. Им (на)встречу три мальчика. Один бежит кувыркается колесом ходит. Другой идёт и поёт.

А третий подош...л к матер... взял вёдра и понёс их.

       Спрашивают женщины старика: « Кто тебе из наших сыновей понравился?» Отвечает старик: « Где они? Я только одного сына и вид...л».

(По В. Осеевой).

2.     Озаглавь текст.

3.     Определи тип речи и стиль данного текста.

4.     Определи вид связи предложений текста.

5.     Как ты думаешь, почему старик так ответил женщинам? Напиши своё мнение.

6.     Напиши сверху над всеми местоимениями последнего абзаца разряд по значению.

7.     Напиши начальную форму местоимений: (к)ним, (ни)(у)кого, (ни)чего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...