"С чего начинается Родина?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-заочная экскурсия по теме «Имена существительные собственные и нарицательные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «С чего начинается Родина?»
Базовый учебник: «Русский язык» 5 класс». Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о нарицательных и собственных именах существительных, для повторения и закрепления общего представления о существительном как части речи, знакомство с историей гимназии, достопримечательностями родного города.
Организация деятельности обучающихся направлена на достижение ими следующих результатов:
предметные УУД:
- формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
- продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
- закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительного;
- закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте;
- развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к изучению предмета;
личностные УУД:
- понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД:
- формировать умение целеполагания, планирования, поводить рефлексию и саморегуляцию;
познавательные УУД:
- формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
- формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;
коммуникативные УУД:
- формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Задачи:
- обучающие – объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных;
- развивающие – развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи;
- воспитательные – воспитывать любовь к родному городу.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование.
Оборудование: карточки «Создай паспорт», «Телеграмма», фотографии достопримечательностей, важных зданий и мест Тамбова, презентация.
Методы и приёмы, используемые на уроке: объяснительно – иллюстративный, исследовательский метод, метод наблюдения; работа в группе, работа по составлению кластера, работа с учебником, упражнения на развитие избирательной памяти.
Ход урока
Эмоциональный настрой на урок.
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня, у нас необычный урок русского языка, мы будем путешественниками. Нам понадобятся путевые дневники. В этой роли нам будут служить тетради. Прошу обратить внимание на лист оценки, он должен быть у каждого. В конце пути вам нужно будет оценить свою работу. Подпишите эти листы. Еще нужны будут учебники, ручки, внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Готовы! Тогда начинаем наш урок.
- Отметьте в тетрадях дату нашу путешествия и место. (Запись: число и классная работа).
Актуализация знаний.
- Попутной песней сегодня будет известная песня поэта М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Послушаем ее.
-А теперь обратитесь к тексту песни. Как вы думаете, почему автор слово «Родина» пишет с заглавной буквы? Какой смысл он вкладывает в это слово? (Он говорит о нашей большой стране. Это «большая» наша Родина).
- Как называется наша страна?
- Запишем эти слова в путевые дневники (Родина, Россия).
- Как вы думаете, почему текст песни заканчивается вопросительным предложением?
Микровывод: У каждого человека есть еще и «малая» родина, родной край, часть нашей «большой» Родины – России. Какую букву будем писать, имея в виду малую родину?
- А какой город для нас всех является малой родиной? (Тамбов) Запишем «город Тамбов».
- Догадались, куда мы отправимся? Как вы думаете, что мы сможем узнать? (Узнаем, как и когда он возник, его место на карте Тамбовской области, какие достопримечательности, важные места и здания находятся на его территории, вспомним наших знаменитых земляков).
Слайд1. Фотография Тамбова. Подпись «город Тамбов».
- Путешествуя, будем помнить, что мы все же ученики и должны решать учебные задачи. Уверенна, они покажутся вам несложными.
Работа с текстом.
-Прочитайте лежащий перед вами текст 1.
В этом году мы отмечаем 380-летний юбилей нашего города.
История его освоения уходит корнями в глубину веков. Тамбов был основан 17 апреля 1636 года на топких лесистых берегах Цны, в том месте, где сливается с ней речка Студенец. По указу царя Михаила Федоровича, стольник и воевода Роман Боборыкин начал строительство города-крепости Тамбов для защиты Московского государства от кочевников. Факт основания Тамбова отражен в старинной летописи, написанной в 1788 году неизвестным автором.
- Объясните, почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие - с большой? Да, из курса начальной школы вы знаете, что названия городов, имена, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы. Сегодня мы продолжим говорить об этом. О какой части речи будем говорить? Почему?
Работа у доски. (Продолжить запись).
- Из текста выпишите словосочетания, где оба слова - сущ-е, причем поясняемое слово будет писать с маленькой буквы, а поясняющее - с большой. (город Тамбов, река Цна, речка Студенец)
Кластер.
- Скажите, предметов с каким названием больше: город или Тамбов? Река или Цна? Зачем Тамбову, Цне, дали название? Правильно, чтобы отличить их от множества однородных предметов: городов, рек.
- Делаем вывод: города, реки, горы, – названия предметов однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от множества однородных предметов, им дают названия. Это имена собственные.
Формулировка темы и целей урока
- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Научиться отличать имена существительные нарицательные от имён существительных собственных).
Этап усвоения новых знаний. Проблемное объяснение нового материала.
Из истории терминов.
-Как вы думаете, что означают слова «собственное», «нарицательное»?
Слайд 2. Чтение словарной статьи.
1. Слово «собственный» произошло от старославянского слова «собство» и обоначает своё, личное, себе принадлежащее.
2. Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова «нарицать, нарекать», что означает называть все окружающие предметы.
-Обобщим полученные сведения и составим кластер. Заполните пустые прямоугольники недостающими словами.
Работа с учебником (в паре) стр. 52, п. 91.
- Проверьте по учебнику, правильно ли дали определение именам нарицательным и собственным. Расскажите друг другу об этом.
-Чем они отличаются существительные собственные от нарицательных?
-Как пишутся имена нарицательные, собственные? Что нужно помнить особенно?
(Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой. А ещё нужно помнить, что заглавия книг, фильмов, газет, журналов, названия фирм, предприятий, учреждений, музыкальных коллективов, театров, спортивных обществ, клубов, команд, марок машин, названия лекарств, продуктов и т.д. заключаются в кавычки).
Этап проверки понимания учебного материала.
-Первая остановка на нашей дороге «Гимназическая».
Нам предстоит небольшая творческая работа. Необходимо составить коллективный адрес нашей школы по плану:
Слайд 3.
- Государство. (Россия)
- Область (Тамбовская)
- Город. (Тамбов)
- Улица. (Рахманинова)
- Дом. (4)
- Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского
- В честь кого названа улица, на которой расположилась наша школа? Почему? Составьте предложения, чтобы грамматические основы являлись именами существительными.
Слайд 4.
Запись:
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов — русский композитор, пианист, дирижёр.(разбор №4)
В Тамбовском крае есть небольшая Деревня Ивановка Уваровского района Тамбовской области – музыкальная колыбель Сергея Васильевича Рахманинова. (разбор №4)
Экскурсия по виртуальному музею гимназии.
- Как связано имя святителя Питирима с нашей гимназией? Прочитаем об этом на страницах школьного виртуального музея. (http://museygimnazia7tmb.jimdo.com/социальный-проект-виртуальный-музей/).
Физкультминутка.
Прежде чем продолжить наше путешествие, нам нужно немного отдохнуть.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Остановка « Гордость нашего города». Словарная работа.
-На полях нашего учебника есть сочетание слов для запоминания их написания. Прочитайте. Когда началась Великая Отечественная война? Запишем это предложение.
22 июня 1941 г началась Великая Отечественная война.
-Подберите синонимы к слову «великий». (Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный).
-ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
- Подберите синонимы к слову «отечество». Почему война с фашизмом называется «отечественной»?
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
- Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной. Коснулась она своим холодным крылом и жителей нашего города. Многие не вернулись с той войны. Не вернулась и юная девушка, имя которой носит центральный сквер в Тамбове. Здесь ей установлен памятник. Назовите ее имя. (Зоя Космодемьянская).
- Почему жители Тамбовской области считают Зою своей землячкой? (Родилась в селе Осиный Гай Гавриловского района).
- Фигура Зои Космодемьянской изображена на фоне монастыря. Случайно ли это? Доп. Информация: дедушка Зои и Александра Космодемьянских убит в 1918 году большевиками, православной Церковью он причислен к лику святых.
- Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени награждена выпускница нашей школы Тамара Дерунец.
- Составьте предложение о легендарных наших землячках и запишите его. Подпишите сверху букву «с» над иенами собственными, букву «н» - над именами нарицательными.
Взаимопроверка.
Остановка «Важные места». Работа с текстом.
Словно каменная сказка возвышается в центре города Тамбова собор в честь Казанской иконы Божией Матери.
Его строительство произошло в 1791 году. По внешнему виду храм идентичен Успенскому собору в Саровской обители. Объяснить этот факт можно тем, что в те давние времена Саровская пустынь входила в состав Тамбовской епархии.
Знаменательным фактом можно считать событие, произошедшее в 1793 году, когда преподобный Серафим Саровский принял постриг в Казанском соборе, что делает эту обитель еще более связанной духовно с Саровской пустынью.
Под конец XVIII века территория монастыря стала местом расположения некрополя, где покоятся многие уважаемые представители Тамбовского духовенства, военачальников, меценатов и ученых.
- Подчеркните в тексте имена собственные и собственные наименования. Прочитайте их.
– Выпишите из предложения имена сущ –е (2). Создайте их паспорт:
- собственное или нарицательное,
- одушевленное или неодушевленное,
- род,
- склонение,
- падеж,
- Число,
- синтаксическая роль.
- Какие сущ. выписали?
Остановка «Наши мечты».
- Мы прибываем на последнюю остановку. Давайте с вами помечтаем, какой бы вы хотели видеть наш город в будущем?
- А что вы, маленькие жители города, можете сделать, чтобы он был красивее, чище, краше?
Рефлексия
Вот и закончилось наше путешествие. Достигли ли мы учебных целей? Об этом я узнаю, когда получу от вас, путешественников, телеграммы.
Приём «Телеграмма». Дети кратко пишут на карточках, что самое важное с урока запомнили.
Я узнал (а) во время путешествия…
Я повторил(а)….
Теперь я знаю (умею)…
Оценивание работы.
Нарисуйте на обратной стороне листочка лесенку и оцените свою активность на уроке.
Домашнее задание. Сочинить лингвистическую сказку по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
Тематически урок связан с Родиной...
Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....
С чего начинается тригонометрия
В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...
Классный час "С чего начинается школа"
http://klassnyy_chas.rar ...
С чего начинается здоровье
Презентация к общешкольному родительскому собранию...
Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?". Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....
Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ...