Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект освоения темы
«С чего начинается Родина?
(По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»
Учитель русского языка и литературы Е.В. Еремченко
Идея проекта. Каждый взрослый человек может ответить на вопрос: «Что такое Родина?» Но понимают ли, что такое Родина, наши дети? Для них Родина – это страна, Россия. Тяжело тринадцатилетнему ребенку любить страну абстрактную. Д.С. Лихачев писал о том, что любовь к Родине начинается с любви «к родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. «…» Важнейшая ступень - любовь к своему народу, к своей стране». Обратившись к истории жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», можно показать детям, что любовь к Родине неразрывна с человеческим достоинством, с любовью к близкому; доказать, что все великое начинается с малого, а значит, доступно им.
Кроме того, обращение к рассказу М.А. Шолохова станет еще одним этапом в развитии шолоховских традиций в школе.
Цели.
- Изучить рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», его жанровое и композиционное своеобразие, тему и идею, образы главных героев, историческую основу повествования.
- Формировать навыки исследовательской деятельности на различном материале: художественном тексте, научной и справочной литературе; развивать умение выразительного чтения и монологическую речь.
- Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Группа № 1 - «Биографическая».
Задания:
- Изучить деятельность М.А. Шолохова во время Великой Отечественной войны.
- Выяснить, кто такая Е.Г. Левицкая, которой посвящен рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».
Отчетные материалы:
- Сообщение «Шолохов на войне».
- Сообщение «Почему М.А. Шолохов посвятил рассказ «Судьба человека» Е.Г. Левицкой».
Группа № 2 - «Историческая»
Задания:
- Изучить основные этапы Великой Отечественной войны.
- Изучить исторические данные о жизни советских военнопленных.
- Изучить состояние экономики СССР в первые послевоенные годы.
Отчетные материалы:
- Сообщение «Основные вехи Великой Отечественной войны».
- Сообщение «Судьба советских военнопленных в Великой Отечественной войне».
3.Сообщение «СССР в первые послевоенные годы».
Группа № 3 - «Теоретико-литературная».
Задания:
- Изучить особенности композиции рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Раскрыть жанровое своеобразие рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Изучить историю создания рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Отчетные материалы:
- Сообщение «Особенности композиции рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Сообщение «Жанровое своеобразие рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Сообщение «Творческая история рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
Группа № 4 - «Текстовая».
Задания:
- Подготовить выразительное чтение эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Подготовить пересказ эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Раскрыть особенности портретной характеристики Андрея Соколова и Ванюши.
- Изучить датировку и географию жизненного пути Андрея Соколова.
Отчетные материалы:
- Выразительное чтение и пересказ эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Сообщение «Роль портретной характеристики в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
- Сообщение «Жизненный путь Андрея Соколова».
Группа № 5 - «Художественная».
Задания:
- Нарисовать портрет М.А. Шолохова военных лет.
- Нарисовать иллюстрации к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».
Отчетные материалы:
- Портрет М.А. Шолохова военных лет.
- Иллюстрации к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».
Урок литературы. «С чего начинается Родина?»
(По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»
Вид урока: урок внеклассного чтения.
Оборудование: портрет М.А. Шолохова, иллюстрации к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека», карта Европы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Звучит песня «С чего начинается Родина?».
П. Объявление цели урока. Мотивация.
- Слово учителя.
- «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И
все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем уроке мы обратимся к самому важному событию в современной истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.
Ш. Художественный анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Обмен информацией.
- Беседа по вопросам.
- Почему, на ваш взгляд, мы обратились к творчеству именно этого писателя? («Потому что он учился в Богучарской мужской гимназии, которая располагалась в учебном корпусе нашего интерната. Шолохов учился в нашем классе»).
– Правильно, он учился здесь с 1915 по 1918 год. А что еще вы знаете о Шолохове? («Он получил Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон» (1965 год).
- Шолохов жил в Вешенской.
- Его произведения знают во всем мире.
- В 2005 году исполнилось 100 лет со дня его рождения»).
- Слово учителя:
- Мы с вами еще изучим подробно биографию этого знаменитого и
талантливого человека. Но самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет участница «Исторической» группы Исаева Надя.
- Выступление «Исторической» группы:
«22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.
В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».
- Слово учителя:
- Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет нам «Биографическая» группа. Я приглашаю Меринова Рому и Наумченко Колю.
- Выступление «Биографической» группы:
«Шолохов узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 23 июня. В этот же день из Вешенской он отправил телеграмму с просьбой о зачислении присужденной ему Сталинской премии в фонд обороны СССР и принятии его в ряды Красной Армии. Уже через несколько дней Шолохов отправился на Западный фронт специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он побывает на трех фронтах – Южном, Западном и Юго-Западном.
Писателем написаны десятки очерков и статей, в которых он не только воодушевлял людей, но и выражал свою уважительную любовь народу и Родине. Вот отрывок из «Обращения к вешенцам, идущим на фронт»: «Со времени татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем».
Шолохов приобрел на личные средства четыре «Катюши», которые начали свой боевой путь с обороны Сталинграда, а последние залпы сделали в Будапеште. В 1942 году во время воздушного налета на Вешенскую на глазах у писателя погибла его мать. В годы войны Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину», посвященный подвигу народа в борьбе на Отчизну. 22 июня 1942 года «Правда» напечатала рассказ Шолохова «Наука ненависти». Главное в нем – правда о том, что несет нашей стране и миру фашизм. Писатель воспитывал ненависть: без этого чувства нельзя было победить врага, потому что чем сильнее любовь к Родине, тем беспощаднее ненависть к врагу».
- Слово учителя:
- Думаю, вы согласитесь со мной, что самым важным вкладом Шолохова в победу стала его литературная деятельность. Писателя знала и ценила вся страна, поэтому его слово воодушевляло и поднимало в бой защитников Родины. Тема войны волновала Шолохова и после 1945 года. Именно поэтому спустя годы появился рассказ «Судьба человека». Об истории его создания расскажет нам Смирнов Миша, участник «Теоретико-литературной» группы.
- Выступление «Теоретико-литературной» группы:
«В первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».
В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.
В 1959 году режиссером С. Бондарчуком был снят фильм «Судьба человека».
- Слово учителя:
- При подготовке к уроку мы с вами внимательно прочитали рассказ. – Обратили ли вы внимание на то, кому посвящен рассказ? (« Евгении Григорьевне Левицкой»).
- О том, кто это такая, расскажет нам Наумченко Коля.
- Выступление «Биографической» группы:
«Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую».
- Слово учителя:
- Итак, рассказ посвящен лучшему другу и мудрому наставнику,
человеку, понимавшему Шолохова как никто другой. А наша с вами задача – понять, какие сокровенные мысли вложил писатель в рассказ о судьбе человека по имени Андрей Соколов.
- Беседа по вопросам.
– Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема? («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).
– От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни, автору, с которым встретился случайно на переправе»).
– А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).
– Правильно. Как же называется такая композиция? («Кольцевая»).
- Слово учителя:
- О причинах использования такой композиции расскажет нам Савков Толик, представитель «Теоретико-литературной» группы.
- Выступление Теоретико-литературной» группы:
«Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком. А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова».
- Слово учителя:
- Наши теоретики пришли к выводу, что зачин и концовка нужны автору для выражения собственных чувств и мыслей. Давайте убедимся в этом, поработав с текстом. А поможет нам текстовая группа в лице Васи Филимонова. Он прочитает нам эпизод встречи автора с Андреем Соколовым.
- Выразительное чтение эпизода встречи.
- Слово учителя:
- Итак, мы узнаем, что мужчина занят «не мужчинским делом» - идет пешком с мальчиком.
- Беседа по вопросам.
– Что еще в этой паре заинтересовало автора? («В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухоженно»).
– А еще? («Глаза мужчины»).
- Давайте найдем в тексте описание этих глаз.
- Чтение отрывка.
- Слово учителя:
- Автору «стало не по себе» от этих глаз. Они явно говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату – шоферу». Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым. Прежде всего, вам нужно знать, что особенностью шолоховского повествования является достоверность и обстоятельность. Вы убедитесь в этом, прослушав сообщение Потешенко Ларисы, которая работала в «Текстовой» группе.
- Выступление «Текстовой» группы:
«Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.
Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором».
- Слово учителя:
- Думаю, вы согласитесь со мной, что всю жизнь Соколова можно разделить на три части: «до войны», «война», «после войны». (Составляется таблица). Каждый этап мы проследим, опираясь на текст. Давайте вспомним, как жил Соколов до войны. А расскажет нам об этом Фадеев Сережа, работавший в «Текстовой» группе.
- Пересказ эпизода:
«Андрей Соколов родился в Воронеже. Во время голода потерял мать, отца и сестру, остался один. Но женился, обзавелся тремя детьми. Выучился на шофера. Построил дом. И был счастлив».
- Слово учителя и работа с таблицей.
- Мы записываем в первую колонку то, что представляло ценность для нашего героя: семья, дом, родной город.
С приходом войны Андрей Соколов отправляется на фронт, покидая все, что ему дорого, чтобы защитить свою семью, свою страну.
О том, что происходит с Андреем Соколовым на фронте, расскажет нам следующий представитель Текстовой» группы Филимонов Вася.
- Пересказ эпизода:
«На фронте Андрей Соколов – шофер, он возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942-го он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается. Соколова контузило. А когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену».
- Слово учителя:
- Давайте прервем пересказ, чтобы прослушать выступление «Исторической» группы. Савченко Валера расскажет нам о судьбе советских военнопленных во время Великой Отечественной войны.
- Выступление «Исторической» группы:
«Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.
Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы.
В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети. В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам».
- Слово учителя:
- Как видите, судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых, Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим в нем храброго человека с чувством достоинства. Об этом нам расскажет Воронин Денис, участник «Текстовой» группы.
- Пересказ текста:
«Соколова вместе с остальными военнопленными погнали в Германию. По пути всех загнали ночевать в разрушенную церковь. В ней Соколов задушил предателя, который хотел выдать своего взводного. А в Познани сбежал, но на четвертые сутки его нашли немцы, натравили собак и вернули еле живого обратно. В Германии его с другими пленными гоняли по разным заводам, издевались, били, морили голодом. А осенью перебросили на работы в каменный карьер под Дрезденом. В лагере Соколова чуть не застрелил комендант Мюллер за то, что он сказал, что проще умереть, чем работать на немцев».
- Слово учителя:
- Этот эпизод я предлагаю вам посмотреть на видео.
- Просмотр отрывка кинофильма «Судьба человека».
- Слово учителя:
- Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов насильникам. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера – инженера.
Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата. (Записать в таблицу).
Но беда ждала с другой стороны. Погибла жена с дочерьми. На месте дома осталась лишь воронка.
«Сжалось сердце его» после этого известия, но потом блеснула радость
– Какая? - Нашелся сын. Он командует батареей, капитан. Начал Соколов мечтать о мирной жизни. Но и сына забрала война.
Давайте послушаем чтение эпизода похорон сына в исполнении Фадеева Сережи.
- Выразительное чтение эпизода.
- Слово учителя:
- Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. (В таблице – прочерки). И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
Тяжелыми для страны были первые послевоенные годы. О них я прошу рассказать Сазанова Диму, представителя «Исторической» группы.
- Выступление «Исторической» группы:
«За годы войны страна потеряла треть национального богатства. Были разрушены крупнейшие предприятия, к восстановлению которых и приступило государство. Еще несколько лет промышленная продукция выпускалась под открытым небом.
В 1946 году страну охватил голод. Увеличилась смертность населения, особенно в сельских районах.
Война жестоко и бесчеловечно прошла по судьбам людей. Миллионы граждан потеряли родных, близких, любимых, остались в одиночестве. Особенно тяжело приходилось детям. В стране резко возросла беспризорность».
- Беседа по вопросам.
– Что же случается с нашим героем в Урюпинске? («В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика – сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец»).
- Слово учителя:
- Посмотрите, как эта сцена изображается в кинофильме.
- Просмотр отрывка видеофильма.
- Слово учителя:
- Итак, Андрей Соколов нашел сына. Ваня нашел отца. Оба они обрели семью. (Записать в таблицу).
- Беседа по вопросам.
– Куда идут они и зачем? («Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждет работа, Ванюшку – школа»).
- Слово учителя:
- Правильно, у них появится дом. (Записать в таблице). Андрей Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни. В этом нам позволит убедиться текст рассказа. Давайте прослушаем выступление «Текстовой» группы. Я приглашаю Фадееву Иру.
- Сообщение «Текстовой» группы:
«Еще во вступлении мы обратили внимание на то, как противоположно описание глаз Андрея Соколова и Ванюши.
Но после встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у него «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло».
Как видите, Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл».
- Слово учителя:
- Мы с вами подошли к концу рассказа. Вспомните, Толик Совков в своем сообщении поведал нам о том, что в концовке автор говорит о своем душевном состоянии после рассказа Андрея Соколова. О чем же он размышляет? Послушайте.
- Выразительное чтение учителем отрывка рассказа.
- Беседа по вопросам.
– В душе автора осталось сомнение в том, что ждет впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждет их впереди?
(«Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня»).
- Слово учителя:
- Я тоже уверена в том, что выдюжит русский солдат Андрей Соколов
все. Потому что он уверен: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.
– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).
Толковый словарь Ожегова так объясняет слово «достоинство»: это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
– Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Запишем в таблице:
мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.
Эти качества (в совокупности – достоинство) и помогли нашему герою, потеряв семью, дом, вновь их обрести. И пусть эта семья не кровная. Но узы, связавшие новых Отца и Сына, сильны. Ребенок помог оживить сердце солдата, солдат поможет ребенку вырасти таким же, как он сам: преданным Родине. А как по другому мы называем преданность Родине? («Патриотизм»).
Правильно, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Слово учителя:
- Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть
основа: семья, дом, школа, место, где ты родился Вот с этого начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.
И тогда даже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символическим русским именем Иван.
А за ними вслед пойдет весь русский народ, вся страна.
Я благодарна М.А. Шолохову за этот образ, за то, что он вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне. А еще за то, что судьба когда-то забросила маленького Мишу Шолохова в наш город. Благодаря этому мы можем строить свои школьные традиции на основе того, чему учат нас произведения Шолохова: на основе мужества, достоинства, доброты и преданности Родине.
Сегодняшний урок заполнил еще одну страницу в книге с названием «Шолоховские традиции Богучарской школы-интерната». И я уверена, что то, чему мы научились на сегодняшнем уроке, поможет нашей школе с гордостью носить имя М.А. Шолохова.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Записи на классной доске
(таблица)
До войны | Война | После войны |
Достоинство | ||
Семья | - | Семья |
Дом | - | Дом |
Родной город | - | |
Мужество | ||
Храбрость | ||
Доброта | ||
Сила воли | ||
Несгибаемость | ||
Патриотизм |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
Тематически урок связан с Родиной...
Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?". Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....
Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ...
социально-педагогический проект "С чего начинается Родина?"
Почему проект назван «С чего начинается Родина?»? В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Ро...
Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»
Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...
Социальный проект "С чего начинается Родина..."
Социальный проект...
Проект "С чего начинается Родина?"(Мой любимый Красноярск!)
Совместный проект учителя-логопеда и воспитателей компенсирующей группы для детей с ТНР 5-6 летАктуальность проекта: у каждого человека есть Родина - край, где он родился и где все кажется особенно пр...
- Мне нравится (1)