Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урсакова Ольга Александровна

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  КОЛЛЕДЖ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА №18

Методическая разработка

Литературно-художественная композиция

«С чего начинается Родина?»

Преподаватель

Урсакова Ольга Александровнга

                         

Москва, 2012г

Литературно-художественная композиция

«С чего начинается Родина?..»

                                                                   Народ умирает, когда становится

                                                                   населением. А населением он

                                                                   становится тогда, когда забывает

                                                                   свою историю.

                                                                                          Ф.Абрамов

Цели: содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся, воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Форма проведения: творческий вечер.

Подготовительная работа:

- выбираются два ведущих – мальчик и девочка;

- назначаются чтецы -  3 учащихся;

- готовится инсценировка стихотворения – подбираются 2 учащихся на роль дедушки и внука, на сцене готовится пенек, на экране изображение деревенской улицы;

- готовится постановка сцены из пьесы В. Железнякова по мотивам повести А.Гайдара «Мальчиш – Кибальчиш»;

- предложить учащимся, занимающимся в танцевальном кружке, подготовить танец «Кадриль»;

- поручить нескольким ученикам подготовить музыкальное сопровождение, подобрать слайды;

- экран на задней части сцены.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и показа слайдов, пенек для инсценировки, костюмы для сцены из пьесы.

Оформление:картины памятных мест России, карта России, стенд со старыми фотография, современная фотовыставка.

План мероприятия.

  1. Вступительное слово.
  2. Чтец. Стихотворение З.Александровой, «Родина».
  3. Ведущие.
  4. Инсценировка стихотворения.
  5. Ведущие.
  6. Сцена из пьесы В.Железнякова по мотивам повести А.Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш».
  7. 1 ведущий.
  8. Чтец. Стихотворение Ю.Друниной. «О, Россия!».
  9. Исполняется танец «Кадриль».
  10. Чтец. Стихотворение К.Ибраева, «С чего начинается Родина?».
  11. Ведущие.
  12. Звучит песня на стихи М.Матусовского, музыка В.Баснера «С чего начинается Родина?».
  13. Ведущие.
  14. Звучит песня на стихи М.Ножкина, музыка Д.Тухманова «Я люблю тебя Россия».

Вступительное слово. Наша встреча посвящается пробуждению чувства Родины. Самый верный помощник в этом – классическое искусство: литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского, Есенина и Рубцова и многих других писателей и поэтов.

Существует в наши дни немалая категория людей, лишенных чувства Отечества, или как говорил В.В.Розанов, «мечты своей родины». Это предопределяет их духовное сиротство, душевное беспамятство, творческое бесплодие. Сами того не замечая, превращаются они в манкуртов; иванов, не помнящих родства; не подозревающих, что предательство испокон веков считалось самым страшным грехом.

Лишь с годами открывается сокровенный смысл поразительных строк В.Розанова о том, что счастливую родину любить «не велика вещь», мы должны любить её именно тогда, когда она слаба, унижена, ограблена, поносима и нуждается в защите. Национальный идеал всегда складывался на готовности пожертвовать ради Отечества жизнью, как Сергий Радонежский благословил своих иноков и князя Дмитрия на Куликовскую битву.

Россия для нас не просто территория, это, говоря, словами Ильина, «национальный сосуд Духа Божия, это наш родной алтарь, и храм, и освещенный им кровный дедовски очаг. И поэтому Родина для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня… Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить, за неё стоит бороться и умереть.»

Чтец. Если скажут слово «родина»,

          Сразу в памяти встаёт

          Старый дом, в саду смородина,

          Толстый тополь у ворот,

          У реки берёзка-скромница

          И ромашковый бугор…

          А другим, наверно, вспомнится

          Свой родной московский двор.

          В лужах первые кораблики,

          Где недавно был каток,

          И большой соседней фабрики

          Громкий, радостный гудок.

          Или степь от маков красная,

          Золотая целина…

          Родина бывает разная,

          Но у всех она одна!

                             (Родина. З.Александрова)

(Во время чтения стихотворения демонстрируются слайды: деревня, сад, московский двор, фабрика, поле маков; звучит приглушенно музыка.)

1 ведущий. Мне о России надо говорить,

                    Да так, чтоб вслух стихи произносили,

                    Да так, чтоб захотелось повторить,

                    Сильнее всех имен сказать Россия!

                    Сильнее всех имен произнести,

                    Сильнее матери, любви сильнее,

                    И на устах отрадно пронести

                    К поющим волнам, что вдали синеют.

                                                 (А.Прокофьев)

(На экране изображение кремля.)

                     

                     С чего начинается Родина?

2 ведущий. Касаясь трех великих океанов,

                    Она лежит, раскинув города,

                    Покрыта сеткою меридианов,

                    Непобедима, широка, горда.

                                           (К.Симонов. Родина.)

(На экране изображение карты России.)

Инсценированное стихотворение.

(В середины сцены два исполнителя: дедушка и внук, дедушка сидит на пеньке, внук стоит рядом; на экране демонстрируются слайды: русская природа, мама, дорога, еле слышно звучит народная песня.)

Внук.        – Родина! Что это, дедушка, значит?

Дедушка. –Это цветы, что растут в нашем крае.

                 Это река, что в горах наших скачет.

                 Это заря, что горит, не сгорая…

                 Родина – это глаза твоей мамы,

                 Полные слез или в искорках смеха,

Внук (продолжая мысль деда). 

                 Родина – это закат над полями,

                 Гор наших сини х звонкое эхо.

Дедушка.Родина – слова не знаю чудесней,

                В нем – наши сказки и славные были,

                Дедов далекие грустные песни,

Внук.      Те, что и мы до сих пор не забыли.

Внук.      Родина – это земля у порога,

               Где ты впервые узнал своё имя.

      Дедушка.Родина – это большая дорога,

                      Та, по которой пойдешь ты с другими.

1 ведущий.           О, русский мой народ!

                              Народ – как первый гром,

                              Что сотрясает дали.

2 ведущий.           Когда тревоги зов

                              Обрушивался дико,

                              Он строился в полки –

                              От мала до велика.

                                           (В. Осин.)

Сцена из пьесы В.Железнякова по мотивам повести А.Гайдара «Мальчиш – Кибальчиш».

Действующие лица: Кибальчиш

                                   Часовой (Малыш)

                                   Плохиш

                                   Комендант

                                   Начальник тюрьмы

                                   Офицер

                                   Буржуины – 2

                                   Солдаты – 2

На обгорелом дереве висит приказ буржуинов. Появляется Кибальчиш. Осторожно оглядывается по сторонам. Подходит к дереву, читает.

Кибальчиш. Что придумали! (Читает вслух.) «Возмутитель спокойствия… Кибальчиш. Если не явится в комендатуру, то все заложники – мальчиши! – будут расстреляны!» (Замирает в глубокой печали.) Что же мне делать? (Ложится на землю, приложив ухо, слушает.)

Нет! Не идет Красная Армия. Значит, не услышали они еще моего сигнала. А тут Мальчиши погибают! А может быть, эта труба и не волшебная? Может быть, отец это все придумал, чтобы спасти меня? Пойду в комендатуру и скажу: «Вот он я, Кибальчиш, хватайте меня, арестовывайте, но Мальчишей не стреляйте!» А если вдруг труба волшебная? Тогда я не выполню военного приказа! Что же мне делать?! Отец мой? Брат?

Раздаются чьи-то шаги. Кибальчиш прячется. Выходит Плохиш. Он аккуратно одет и жует, видно, что-то вкусное, хотя вид у него невеселый. Кибальчиша он не замечает. А тот его видит и уже готов окликнуть, но почему-то не окликает. Плохиш уходит. Откуда-то издалека доносится песня буржуинских солдат.

Голос Коменданта. Ать – два!.. Ать – два!..

Входит строй буржуинских солдат, Комендант, Начальник тюрьмы и офицер. Они ведут под конвоем Мальчиша – Часового. Он босой. Рубаха на нем и брюки изорваны, руки в наручниках, голова опущена на грудь. Но идет он не боязливо, а с какой-то спокойной гордостью.

Комендант. На месте стой –й –й!

Солдаты останавливаются. Начальник тюрьмы тащит Часового к дереву, снимает с него наручники и привязывает веревкой. Кибальчиш, притаившись, наблюдает за этими приготовлениями.

(Часовому.) Ну, говори, где Кибальчиш?

Часовой молчит.

Начальник тюрьмы. Зря. Жизнь у человека одна. Знаешь как страшно, когда убивают.

Часовой (вдруг). Я вас, буржуинов, все равно не боюсь.

(отворачивается)

Комендант (поднимает руку). При – цель – ный!

Начальник тюрьмы. Пощады не просит! На колени не падает! Вот, Агитатор!

Офицер. Сейчас упадет! И больше не встанет.

Часовой. (Поднимает голову, смотрит в дуло винтовок. Кричит.)

                 Эх! Кибальчиш! Если бы ты услышал, то прилетел бы за мной! А, Кибальчиш – ш – ш! Правда?  

Голос Кибальчиша. (Вдруг как гром среди ясного неба.) Я слышу тебя!

Часовой. Кибальчиш!

Буржуины. (Разом, испуганно.) Где он? Кибальчиш? В круговую оборону!

Кибальчиш. (Выходит и закрывает собой Часового.) Вот он, я!

Начальник тюрьмы. (Бросается на Кибальчиша.) С трубой!!!

Офицер. И пистолетом! (Тоже бросается вперед.) Я говорил! Говорил! Он же товарищей своих любит!

Кибальчиш. (Отвязывает Часового.) Ну, вот мы и опять вместе.

Часовой. Кибальчиш, зачем же ты так? Зачем? Им – трубу? Ты бы лучше затрубил, затрубил… схватил меня, я же легкий, и мы бы улетели.

Кибальчиш. (Ласково.) Мы с тобой улетели… А остальные как же? Все наши Мальчиши?

Часовой. Верно. Я об этом и не подумал.

Комендант. (Показывает солдатам на Кибальчиша и Часового.) Взять их!

Солдаты берут под конвой Кибальчиша и Часового.

Комендант. (Командует.) Шагом марш – ш – ш. Все уходят.

1 ведущий. С чего начинается Родина?

                     С картинки в твоем букваре,

                     С хороших и верных товарищей,

                     Живущих в соседнем дворе…

Чтец.  О, Россия!

            С нелегкой судьбою страна…

            У меня ты, Россия,

            Как сердце, одна.

            Я и другу скажу,

            Я скажу и врагу –

            Без тебя,

            Как без сердца,

            Прожить не смогу…

                      (Ю.Друнина. О, Россия!)

(На экране развивается флаг России.)

1 ведущий. О, русский мой народ!

                     Поток спокойной силы.

2 ведущий. Веселье от души

                     И общие печали…

Исполняется танец «Кадриль».

Чтец.  С чего начинается Родина?

С улыбок и слез матерей;

С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками

На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками

Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается?

Гляди – не увидишь границ,

В полях горизонт раздвигается

При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих

Баюкают звезды волна.

Нет края-конца у России;

Безбрежна, как песня, она.

Так что же такое ты, Родина?

Поля в перекрестках зари.

Все очень знакомое вроде бы,

А глянешь – сердце горит.

И кажется: можешь с разбега

Взлететь, не боясь вышины,

И синюю звездочку с неба

Достать для родимой страны.

                                 (К.Ибраев. С чего начинается Родина?)

(На экране бескрайние просторы России.)

1 ведущий. С чего начинается Родина?

2 ведущий. Что любится, чем дышится,

                     Чем наше сердце полнится,

                     То в песенке припомнится.

1 ведущий. А мы споем о Родине,

                     С которой столько связано

                     С которой столько пройдено

                     Хорошего и разного!

Звучит песня В.Баснера стихи М.Матусовского

«С чего начинается Родина.»

(На экране изображения: ребята на уроке в классе, скамейка у калитки и рядом березка; проселочная дорога, уходящая вдаль; старые фотографии, стук вагонных колес.)

2 ведущий. Тяжелое – забудется,

                     Хорошее – останется,

                     Что с Родиною сбудется,

                     То и с народом станется.

1 ведущий. С её лучами, нивами,

                     С её лесами – чащами,

                     Была б она счастливою –

                     А мы – то будем счастливы.

2 ведущий. И сколько с ней ни пройдено,

                     Усталыми не скажемся

                     И песню спеть о Родине

                    С друзьями не откажемся!

Звучит песня «Я люблю тебя, Россия!», музыка Д.Тухманова, слова М.Ножкина.

 (На экране слайды: березовый лес, речка, сражения Вов, солдаты возвращаются с войны, счастливые лица людей, изображения Кремля.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»

Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной  работы.  «Пресс- конфере...

С чего начинается Родина?

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...

«С чего начинается Родина» (литературно-музыкальная композиция, посвященная 76- годовщине Победы)

Литературно-музыкальная композиция "С чего начинается Родина" хорошо впишется  в контекст проведения мероприятий, приуроченных празднованию Дня Победы, как  в качестве общешкольног...