Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?". Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_rodina.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА №18
Методическая разработка
Литературно-художественная композиция
«С чего начинается Родина?»
Преподаватель
Урсакова Ольга Александровнга
Москва, 2012г
Литературно-художественная композиция
«С чего начинается Родина?..»
Народ умирает, когда становится
населением. А населением он
становится тогда, когда забывает
свою историю.
Ф.Абрамов
Цели: содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся, воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.
Форма проведения: творческий вечер.
Подготовительная работа:
- выбираются два ведущих – мальчик и девочка;
- назначаются чтецы - 3 учащихся;
- готовится инсценировка стихотворения – подбираются 2 учащихся на роль дедушки и внука, на сцене готовится пенек, на экране изображение деревенской улицы;
- готовится постановка сцены из пьесы В. Железнякова по мотивам повести А.Гайдара «Мальчиш – Кибальчиш»;
- предложить учащимся, занимающимся в танцевальном кружке, подготовить танец «Кадриль»;
- поручить нескольким ученикам подготовить музыкальное сопровождение, подобрать слайды;
- экран на задней части сцены.
Оборудование: компьютер для музыкального оформления и показа слайдов, пенек для инсценировки, костюмы для сцены из пьесы.
Оформление:картины памятных мест России, карта России, стенд со старыми фотография, современная фотовыставка.
План мероприятия.
- Вступительное слово.
- Чтец. Стихотворение З.Александровой, «Родина».
- Ведущие.
- Инсценировка стихотворения.
- Ведущие.
- Сцена из пьесы В.Железнякова по мотивам повести А.Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш».
- 1 ведущий.
- Чтец. Стихотворение Ю.Друниной. «О, Россия!».
- Исполняется танец «Кадриль».
- Чтец. Стихотворение К.Ибраева, «С чего начинается Родина?».
- Ведущие.
- Звучит песня на стихи М.Матусовского, музыка В.Баснера «С чего начинается Родина?».
- Ведущие.
- Звучит песня на стихи М.Ножкина, музыка Д.Тухманова «Я люблю тебя Россия».
Вступительное слово. Наша встреча посвящается пробуждению чувства Родины. Самый верный помощник в этом – классическое искусство: литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского, Есенина и Рубцова и многих других писателей и поэтов.
Существует в наши дни немалая категория людей, лишенных чувства Отечества, или как говорил В.В.Розанов, «мечты своей родины». Это предопределяет их духовное сиротство, душевное беспамятство, творческое бесплодие. Сами того не замечая, превращаются они в манкуртов; иванов, не помнящих родства; не подозревающих, что предательство испокон веков считалось самым страшным грехом.
Лишь с годами открывается сокровенный смысл поразительных строк В.Розанова о том, что счастливую родину любить «не велика вещь», мы должны любить её именно тогда, когда она слаба, унижена, ограблена, поносима и нуждается в защите. Национальный идеал всегда складывался на готовности пожертвовать ради Отечества жизнью, как Сергий Радонежский благословил своих иноков и князя Дмитрия на Куликовскую битву.
Россия для нас не просто территория, это, говоря, словами Ильина, «национальный сосуд Духа Божия, это наш родной алтарь, и храм, и освещенный им кровный дедовски очаг. И поэтому Родина для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня… Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить, за неё стоит бороться и умереть.»
Чтец. Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(Родина. З.Александрова)
(Во время чтения стихотворения демонстрируются слайды: деревня, сад, московский двор, фабрика, поле маков; звучит приглушенно музыка.)
1 ведущий. Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать Россия!
Сильнее всех имен произнести,
Сильнее матери, любви сильнее,
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.
(А.Прокофьев)
(На экране изображение кремля.)
С чего начинается Родина?
2 ведущий. Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
(К.Симонов. Родина.)
(На экране изображение карты России.)
Инсценированное стихотворение.
(В середины сцены два исполнителя: дедушка и внук, дедушка сидит на пеньке, внук стоит рядом; на экране демонстрируются слайды: русская природа, мама, дорога, еле слышно звучит народная песня.)
Внук. – Родина! Что это, дедушка, значит?
Дедушка. –Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит, не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха,
Внук (продолжая мысль деда).
Родина – это закат над полями,
Гор наших сини х звонкое эхо.
Дедушка.Родина – слова не знаю чудесней,
В нем – наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Внук. Те, что и мы до сих пор не забыли.
Внук. Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Дедушка.Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими.
1 ведущий. О, русский мой народ!
Народ – как первый гром,
Что сотрясает дали.
2 ведущий. Когда тревоги зов
Обрушивался дико,
Он строился в полки –
От мала до велика.
(В. Осин.)
Сцена из пьесы В.Железнякова по мотивам повести А.Гайдара «Мальчиш – Кибальчиш».
Действующие лица: Кибальчиш
Часовой (Малыш)
Плохиш
Комендант
Начальник тюрьмы
Офицер
Буржуины – 2
Солдаты – 2
На обгорелом дереве висит приказ буржуинов. Появляется Кибальчиш. Осторожно оглядывается по сторонам. Подходит к дереву, читает.
Кибальчиш. Что придумали! (Читает вслух.) «Возмутитель спокойствия… Кибальчиш. Если не явится в комендатуру, то все заложники – мальчиши! – будут расстреляны!» (Замирает в глубокой печали.) Что же мне делать? (Ложится на землю, приложив ухо, слушает.)
Нет! Не идет Красная Армия. Значит, не услышали они еще моего сигнала. А тут Мальчиши погибают! А может быть, эта труба и не волшебная? Может быть, отец это все придумал, чтобы спасти меня? Пойду в комендатуру и скажу: «Вот он я, Кибальчиш, хватайте меня, арестовывайте, но Мальчишей не стреляйте!» А если вдруг труба волшебная? Тогда я не выполню военного приказа! Что же мне делать?! Отец мой? Брат?
Раздаются чьи-то шаги. Кибальчиш прячется. Выходит Плохиш. Он аккуратно одет и жует, видно, что-то вкусное, хотя вид у него невеселый. Кибальчиша он не замечает. А тот его видит и уже готов окликнуть, но почему-то не окликает. Плохиш уходит. Откуда-то издалека доносится песня буржуинских солдат.
Голос Коменданта. Ать – два!.. Ать – два!..
Входит строй буржуинских солдат, Комендант, Начальник тюрьмы и офицер. Они ведут под конвоем Мальчиша – Часового. Он босой. Рубаха на нем и брюки изорваны, руки в наручниках, голова опущена на грудь. Но идет он не боязливо, а с какой-то спокойной гордостью.
Комендант. На месте стой –й –й!
Солдаты останавливаются. Начальник тюрьмы тащит Часового к дереву, снимает с него наручники и привязывает веревкой. Кибальчиш, притаившись, наблюдает за этими приготовлениями.
(Часовому.) Ну, говори, где Кибальчиш?
Часовой молчит.
Начальник тюрьмы. Зря. Жизнь у человека одна. Знаешь как страшно, когда убивают.
Часовой (вдруг). Я вас, буржуинов, все равно не боюсь.
(отворачивается)
Комендант (поднимает руку). При – цель – ный!
Начальник тюрьмы. Пощады не просит! На колени не падает! Вот, Агитатор!
Офицер. Сейчас упадет! И больше не встанет.
Часовой. (Поднимает голову, смотрит в дуло винтовок. Кричит.)
Эх! Кибальчиш! Если бы ты услышал, то прилетел бы за мной! А, Кибальчиш – ш – ш! Правда?
Голос Кибальчиша. (Вдруг как гром среди ясного неба.) Я слышу тебя!
Часовой. Кибальчиш!
Буржуины. (Разом, испуганно.) Где он? Кибальчиш? В круговую оборону!
Кибальчиш. (Выходит и закрывает собой Часового.) Вот он, я!
Начальник тюрьмы. (Бросается на Кибальчиша.) С трубой!!!
Офицер. И пистолетом! (Тоже бросается вперед.) Я говорил! Говорил! Он же товарищей своих любит!
Кибальчиш. (Отвязывает Часового.) Ну, вот мы и опять вместе.
Часовой. Кибальчиш, зачем же ты так? Зачем? Им – трубу? Ты бы лучше затрубил, затрубил… схватил меня, я же легкий, и мы бы улетели.
Кибальчиш. (Ласково.) Мы с тобой улетели… А остальные как же? Все наши Мальчиши?
Часовой. Верно. Я об этом и не подумал.
Комендант. (Показывает солдатам на Кибальчиша и Часового.) Взять их!
Солдаты берут под конвой Кибальчиша и Часового.
Комендант. (Командует.) Шагом марш – ш – ш. Все уходят.
1 ведущий. С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
Чтец. О, Россия!
С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу…
(Ю.Друнина. О, Россия!)
(На экране развивается флаг России.)
1 ведущий. О, русский мой народ!
Поток спокойной силы.
2 ведущий. Веселье от души
И общие печали…
Исполняется танец «Кадриль».
Чтец. С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Где наша Отчизна кончается?
Гляди – не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих
Баюкают звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.
Так что же такое ты, Родина?
Поля в перекрестках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь – сердце горит.
И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
(К.Ибраев. С чего начинается Родина?)
(На экране бескрайние просторы России.)
1 ведущий. С чего начинается Родина?
2 ведущий. Что любится, чем дышится,
Чем наше сердце полнится,
То в песенке припомнится.
1 ведущий. А мы споем о Родине,
С которой столько связано
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
Звучит песня В.Баснера стихи М.Матусовского
«С чего начинается Родина.»
(На экране изображения: ребята на уроке в классе, скамейка у калитки и рядом березка; проселочная дорога, уходящая вдаль; старые фотографии, стук вагонных колес.)
2 ведущий. Тяжелое – забудется,
Хорошее – останется,
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется.
1 ведущий. С её лучами, нивами,
С её лесами – чащами,
Была б она счастливою –
А мы – то будем счастливы.
2 ведущий. И сколько с ней ни пройдено,
Усталыми не скажемся
И песню спеть о Родине
С друзьями не откажемся!
Звучит песня «Я люблю тебя, Россия!», музыка Д.Тухманова, слова М.Ножкина.
(На экране слайды: березовый лес, речка, сражения Вов, солдаты возвращаются с войны, счастливые лица людей, изображения Кремля.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
Тематически урок связан с Родиной...
Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....
Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ...
«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»
Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной работы. «Пресс- конфере...
С чего начинается Родина?
Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...
Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»
Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...
«С чего начинается Родина» (литературно-музыкальная композиция, посвященная 76- годовщине Победы)
Литературно-музыкальная композиция "С чего начинается Родина" хорошо впишется в контекст проведения мероприятий, приуроченных празднованию Дня Победы, как в качестве общешкольног...