Несклоняемые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный материал может быть применён учителями русского языка для уроков в 6 классе по теме:"Несклоняемые имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesklonyaemye_imena_sushch._6_klass.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Несклоняемые имена существительные».
Возраст обучающихся - 6 класс
Название предмета - русский язык
Цель урока: формировать учебно-познавательный интерес к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные.
Планируемые результаты:
1) Личностные УУД:способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2) Познавательные УУД: способствовать формированию представления об особенностях несклоняемых имён существительных, поиск и выделение необходимой информации.
3) Коммуникативные УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.
4) Регулятивные:способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; того, что еще будет новым и интересным.
Оборудование:
1.Карточки для работы в группах.
2.Презентационное сопровождение урока.
3.Компьютер, проектор.
4. Рабочие листы для учащихся.
№ п/п | Этапы занятия | Задача | Содержание этапа занятия | Деятельность обучающихся |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | -Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь. -Что называется склонением? -Сколько склонений в русском языке? -Как мы определяем склонение существительных? | Эмоциональный настрой учащихся; осознают учебно-воспитательную задачу; планируют деятельность; учатся слушать и понимать. | |
.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. | -Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайды) Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне, А вернее – я и ты без кашна и без пальты, Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! - Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) - Все значения слов вам понятны? (Слайды) кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка, какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове, кашне – шейный шарф, пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, манто – широкое дамское платье. фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта. - А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) (Слайд ) | Выполняют учебно-познавательные действия; высказывают и обосновывают свою точку рения. | |
Выявление места и причины затруднения. | Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия. | Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер. - Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим. (Слайд ) А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас? Б) Вынашивает своего детеныша в сумке. В) Крупный попугай с пестрым хохолком. Г) Самая маленькая птица на земном шаре. Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг? (Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк») (Слайд ) -Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений) Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных. (Слайд ) (Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.) В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики. Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.) Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.) -Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми. Запись темы в тетрадях. -Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствованоэто слово, и дается его лексическое значение. Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова -Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И.п., ед.ч.), столами (Р.п., мн.ч.), столу (Д.п., ед.ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие. Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных. - Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко. -Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии. - А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются. Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять. | Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; осознают недостаточность своих знаний; задают вопросы с целью получения информации. | |
Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Игра «Как аукнется, так и откликнется» Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо. - Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова) - эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки? Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп. Задание на карточках: Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж. В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________. Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные. | Извлекают необходимую информацию; систематизируют знания; строят монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность. | |
Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Вывод в учебнике. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям иностранных слов. -Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры. (Слайд) Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри, И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй! -Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные -это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется. -Мы осмотрели все вольеры с животными. А не отправиться ли нам в путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать, но можно. Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи. - Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова? (Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные) - Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия. Упражнение в учебнике. | Читают и слушают, извлекая нужную информацию; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 1.Найти третье « лишнее» а)какао, пальто, повидло б)бра, трава, халва в)интервью, ручью, тишью 2.Какую букву нужно вставить? а)по ради… б)безпальт… в)напианин… г) о кин… 3.Укажите несклоняемое существительное: 1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия 4.Выпишите склоняемые имена существительные и ставьте их в родительном, творительном и предложном падежах. Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход, подлодка, запчасти, завхоз.(Слайд) | Усваивают новые виды деятельности, осознают собственные ошибки; осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Применение нового знание в типовых заданиях. | Работа по учебнику (упражнение учитель выбирает индивидуально). | Самостоятельно формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации. | |
Включение в систему знаний повторение. | Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Исправь речевые ошибки работа в группах I-- -II группа По утрам я выпиваю по две чашки какау. Из депа выехал трамвай. II –III группа Я укрыл щенка старым пальтом. Мы рассказывали о кине IV – V группа Я доволен кофем. Метром я добрался до дома. (Слайд) -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? -Как называются такие имена существительные? -Как определить падеж несклоняемых имён существительных? -В каком словаре можно узнать значение слова? -Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают? | Приобретают умения использовать знания в практической деятельности, используют анализ, синтез, обобщение и систематизацию. | |
Рефлексия УД. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Что нового узнали? - Какие трудности у вас появлялись во время работы? -Как вы их преодолевали? - Всем спасибо за урок. | Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки, высказывают собственную точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: несклоняемые имена существительные
Презентация выполнена для изучение темы в 6 классе "Несклоняемые имена существительные", объяснение нового материала...
Несклоняемые имена существительные
По учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибаба. Русский язык. 6 класс...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
Несклоняемые имена существительные...
Несклоняемые имена существительные
Урок усвоения новых знаний. Учащиеся расширяют представление о роли существительных в речи, узнают, что большее число несклоняемых существительных невозможно разобрать по составу.На уроке предст...
"Несклоняемые имена существительные"
Урок содержит занимательные задания с использованием проблемных ситуаций....
урок русского языка "Несклоняемые имена существительные", 5 класс,ФГОС,
Урок построен в соответствии с критериями ФГОС, предназначен для учителей, работающих в 5 классах по программе М.М.Разумовской...
конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"
Тема: Несклоняемые имена существительные Тип урока- изучение нового материала. Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...