Конспект урока русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Несклоняемые имена существительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesklonyaemye_sushchestvitelnye.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Конспект урока русского языка в 4 классе
по теме
«Несклоняемые имена существительные»
Учитель:
Дронова Галина Юрьевна
Цель: научить учащихся правильно употреблять в речи несклоняемые существительные.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»
- закреплять знания о падежах, падежных вопросах; умение определять падеж имён существительных
- закреплять навыки склонения имен существительных
- повторить понятие о словосочетании
Коррекционно-развивающие:
- развивать память и внимание
- развивать словесно – логическое мышление
- закреплять умение составлять предложение из данных слов
- расширять словарный запас учащихся
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку
Здоровьесберегающие:
- предупреждать зрительное переутомление
- следить за правильной посадкой
Оборудование:
- словарные слова
- опорные таблицы
- картинки (кресло, газета, метро, пианино, рояль, обезьяна, шимпанзе, киви, лебедь, фламинго, плащ, пальто)
- кроссворд (картинки: трио, иглу, алоэ, пенсне, кенгуру)
Ход занятия
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока | Речевой материал |
1. Орг. момент | Проверка готовности к занятию. | Назвать имя существительное среднего рода и сесть на место. | Учащиеся задают вопрос кто? или что?, называют слово среднего рода и садятся на место. | 1. Организовать детей. 2. Настроить детей на занятие. | Существительные среднего рода |
2. Основной 2.1. Актуализация знаний | Чистописание Работа над словарными словами | Запишите число. Какая буква пропущена в слове четвёртое? Назовите проверочное слово. Какие орфограммы подчеркиваем в словах классная работа? Записать строчные буквы и, я, л, м; записать эти буквы, соединяя их между собой. Записать и объяснить фразеологизм: Ты что нос повесил? Словарная работа: вставить пропущенные буквы в слова: п_льто, м_тро, ж_лезо, ябл_ко, б_гатство, м_л_ко, ш_ссе, х_зяйство. Проверка д/з: Что вы делали в домашнем упражнении? Что такое склонение имен существительных? | В слове четвёртое пропущена буква Е, проверочное слово чЕтверо. В слове классная подчеркиваем удвоенную букву С, в слове работа – букву А. Повесить нос – это значит огорчиться, расстроиться. Один учащийся выполняет задание у доски. Мы изменяли слова, выделяли окончания, определяли падежи. Склонение имен существительных – это изменение существительных по падежам. | Закреплять навыки проверки безударных гласных, словарных слов Правильное соединение букв на письме Расширение словарного запаса Развитие памяти и внимания Закрепление понятия «склонение» | Безударная гласная Проверочное слово Фразеологизм Склонение |
2.2 Изучение нового материала | Объяснение нового материала, подведение к теме урока. Объявление темы урока | (Устно): Прочитать предложения, заменяя картинки словами: Дедушка сидел в (картинка «кресло») и читал (картинка «газета»). Просклонять существительные кресло и газета Что изменяется у слова при склонении? Витя поехал к другу на (картинка «метро»). Просклонять слово метро. Сделать вывод. Есть много слов, которые можно назвать несклоняемые. Сегодня мы будем говорить о них. | Дедушка сидел в кресле и читал газету. Вставить окончание в слова И. (что?) кресл_, газет_ Р. нет (чего?) кресл_, газет_ Д. дам (чему?) кресл_, газет_ В. вижу (что?) кресл_, газет_ Т. доволен (чем?) кресл__, газет__ П. думаю (о чем?) о кресл_, о газет_ При склонении у слова изменяются окончания. Вставить окончания в слово метро У слова метро окончание не изменяется. Это слово не склоняется. Это существительное несклоняемое. | Закрепление умения изменять слова по падежам Уметь делать вывод по результату работы. | Названия падежей, падежные вопросы Несклоняемое существительное. |
2.3 Закрепление изученного материала | Работа со словосочетанием | Составить и записать словосочетания, определить падеж имен существительных: Играть на (чем?) (рояль) (пианино) Какое слово не склоняется? Рисовали (кого?) (обезьяна) (шимпанзе) Какое слово не склоняется? Насыпали корм (кому?) (киви) (лебедь) Какое слово не склоняется? Киви, кто это? Вышел без (чего?) (пальто) (плащ) Какое слово не склоняется? | На рояле – П. п. (Записать словосочетания, выделить окончания слов, в несклоняемых существительных – подчеркнуть последнюю букву) Не склоняется слово «пианино». Обезьяну – Р.п. (Записать словосочетания, выделить окончания слов) Не склоняется слово «шимпанзе». Лебедю – Д.п. Не склоняется слово «киви». Киви – это птица и название фрукта. Без плаща – Р.п. Не склоняется слово «пальто». | Сравнение склоняемых и несклоняемых существительных, определение падежей у склоняемых и несклоняемых существительных. Работа с многозначными словами | |
Физ. минутка (Пальчиковая гимнастика) | Упражнения | Развивать мелкую моторику. | |||
2.4 Контроль знаний и умений. | Работа с деформированным предложением. Самостоятельная работа | Собрать предложение из слов, определить в каком падеже стоит слово «фламинго»: Зоопарк, в мы, видели (картинка «фламинго»). Долго, ребята, о, вспоминали (картинка «фламинго») Нарисовал, себя, Петя, с (картинка «фламинго»). Исправить ошибки Незнайки: (на доске написаны предложения) У Буратины длинный нос. Мама вышла из ателья. Ученики хорошо работали на урок. (Записать предложения с несклоняемыми существительными, определить падеж). | В зоопарке мы видели фламинго. Слово «фламинго» стоит в Р.п. Ребята долго вспоминали о фламинго. Слово «фламинго» стоит в П.п. Петя нарисовал себя с фламинго. Слово «фламинго» стоит в Т.п. У БуратинО длинный нос. Мама вышла из ательЕ. Ученики хорошо работали на уроке. | Закрепление умения определять падеж. | |
3. Итог занятия | Подведение итога Оценка работы Д/з | С какими существительными мы познакомились на уроке? Назвать несклоняемые имена существительные, которые мы употребляли на уроке. Д/з: | Мы познакомились с несклоняемыми существительными. Учащиеся называют запомнившиеся слова. | Развитие памяти . |
Литература:
Москва 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"
Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1) предметных компетенций посре...
Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс
Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Открытый урок по русскому языку на тему : «Несклоняемые имена существительные»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему :"Несклоняемые имена существительные", целью которого является ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные», показать их морфо...
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...